Макаренко это:

Макаренко
        Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский институт. В 20—30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени М. Горького) и трудовой детской коммуной имени Ф. Э. Дзержинского в пригороде Харькова. М. осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей. В 1937 переехал в Москву, посвятив себя литературной и общественно-педагогической деятельности. Внёс большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. По М., цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. М. разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного,в зависимости от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций и др. В методике М. четко определены решающая роль руководителя воспитательного учреждения и его ответственность за единство педагогических действий воспитателей. Требуя концентрации сил педагогов на задачах формирования «воспитательного коллектива», М. подчёркивал необходимость одновременного внимания к формированию каждой личности в отдельности, воспитательного воздействия на неё через коллектив («педагогика параллельного действия») и непосредственно педагогом. Сущность своего педагогического опыта М. определял принципом «как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему». М. старался «проектировать лучшее в человеке», стремился видеть в личности воспитанника прежде всего положительные качества, задатки и силы. Подлинный гуманист, М. требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся. М. многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. М. утверждал, что воспитать ребёнка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьёзный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.
         Педагогический опыт М., его педагогические взгляды воплощены в художественном творчестве. В своих художественных произведениях («Педагогическая поэма», «Марш 30-го года», «Флаги на башнях»), художественно-теоретической «Книге для родителей», в публицистических статьях («Воля, мужество и целеустремлённость», «О коммунистической этике», «Коммунистическое воспитание и поведение» и других), М. как педагог-новатор и художник, проследил процесс воспитания нового человека в трудовом коллективе, развития в советском обществе новых норм поведения, процесс накопления нового морального опыта и привычек. Литературная деятельность М. — редкий пример слияния подлинно художественного дарования с талантом педагога-учёного. Как писатель и педагог М. сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов М. способствовала развитию педагогической мысли в СССР и других социалистических странах. Награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 учреждена медаль М., которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.
        
         Соч.: Собрание сочинений, т. 1—7, 2 изд., М., 1959—60; Собрание сочинений, т. 1—5, М., 1971.
        
         Лит.: Горький М., По союзу Советов, Собрание сочинений, т. 17, М., 1952; Воспоминания о Макаренко. Сборник материалов, Л., 1960; Балабанович Е. Н., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963; А. С. Макаренко. Сборник, М., 1963; Русские советские писатели-прозаики. Биобиблиографический указатель, т. 3, Л., 1964.
         И. А. Каиров.
        А. С. Макаренко.
        А. С. Макаренко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Макаренко" в других словарях:

  • МАКАРЕНКО — Антон Семенович (1888 1939), педагог и писатель. Осуществил первый в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920 28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской… …   Русская история

  • Макаренко — МАКАРКИН МАКАРОВ МАКАРОЧКИН МАКАРУШКИН МАКАРШИН МАКАРЬЕВ МАКАРЫЧЕВ МАКАШИН МАКАШОВ МАКАРЕВИЧ МАКАРЧИК МАКАРЧУК МАКАР МАКАРЕВ МАКАРЕНКОВ МАКАРОВСКИЙ МАКАРУХА МАКАРЬ Отчестов от имени Макар (от греческого макариос счастливый). Макаша Макаша… …   Русские фамилии

  • МАКАРЕНКО — Антон Семёнович [1(13).3. 1888, г. Белополье, ныне в Сумской обл. Украины, 1.4.1939, Москва], педагог и рус. писатель. По окончании Кременчугского гор. уч ща и пед. курсов при нём (1905) учительствовал в пос. Крюков и на ст. Долинская (1911 14)… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Макаренко — Макаренко  фамилия, происходит от имени Макар. Известные носители: Макаренко, Александр Александрович (тяжелоатлет) (род. 1990)  белорусский тяжелоатлет. Макаренко, Александр Александрович (футболист) (род. 1986)  российский… …   Википедия

  • МАКАРЕНКО — Антон Семенович [1 (13) марта 1888 – 1 апр. 1939 ] – сов. педагог, разрабатывавший проблемы коммунистического воспитания, коммунистич. нравственности; писатель, автор книг Педагогич. поэма , Флаги на башнях , Книга для родителей и др. Род. в г.… …   Философская энциклопедия

  • Макаренко — Антон Семёнович (1888, Белополье Сумского у. Харьковской губ. – 1939, Москва), русский писатель, педагог. А. С. Макаренко   Родился в семье рабочего маляра. По окончании Кременчугского городского училища и годичных педагогических курсов… …   Литературная энциклопедия

  • МАКАРЕНКО — (Кланя М. возм., гимназическая подруга М. И. Цветаевой) Клане Макаренко Посв. Цв909 (I,54.1) …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • МАКАРЕНКО — Антон Семенович (1888 1939) педагог, писатель и деятель образования. Окончил Кременчугские педагогические курсы (1905), учительствовал на Украине (1911 1914). Окончив Полтавский учительский ин т(1917), заведовал железнодорожным училищем в Крюкове …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Макаренко — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Макаренко Антон Семенович — [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, ‒ 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский… …   Большая советская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Макаренко» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»