Мартос это:

Мартос
        Иван Петрович [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, — 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764—73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773—79), где изучал и копировал произведения античной скульптуры, пользовался советами П. Батони, Ж. М. Вьена и К. Альбачини. Вернулся в Россию убеждённым сторонником Классицизма. Выполнив ряд портретов (бюсты Н. И. Панина, 1780, и А. В. Паниной, 1782; оба — мрамор, Третьяковская галерея), уже в начале 1780-х годов выступил как мастер мемориальной пластики, гармонично сочетающий гражданский пафос, идеальную возвышенность образов с их обаятельной жизненностью. Для его надгробных памятников раннего периода (надгробия: С. С. Волконской, Третьяковская галерея; М. П. Собакиной; оба — мрамор, 1782) характерны строгая архитектоника композиции, тонкая моделировка форм, искусное совмещение высокого и низкого рельефа. В дальнейшем М. уходит от барельефного принципа композиции, обособляя человеческую фигуру от скульптурного фона и монументализируя памятник в целом (надгробия: Н. И. Панина, 1788, Е. С. Куракиной, 1792; оба — мрамор, Музей городской скульптуры, Ленинград). Продолжая часто использовать мотив пирамидальной стелы с включенным в неё барельефным медальоном-портретом умершего, М. всё более разнообразит расположение фигур скорбящих, прибегает к полихромии оттенков мрамора. Воссоздание интимного мира переживаний, свойственное ранним памятникам, с начала 1790-х годов сменяется подчёркиванием обществ, значимости монумента, образный строй которого усложняется и порою даже драматизируется. Произведения М. зрелого периода отличаются общей монументальностью форм, органичной связью с архитектурной средой, ясной замкнутостью композиции, лаконичной выразительностью силуэта; их эмоциональное воздействие с начала 1800-х годов определяется суровой сдержанностью героев в проявлении чувств, особой величавостью образов, призванных воплотить античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия: Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград; Павла I, мрамор, гранит, 1807, «Мавзолей», Павловск). Эти черты наиболее ярко выражены в памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве (бронза, гранит, 1804—18), который был сооружен по общественной инициативе. В нём М. с убедительной силой передал патриотический подъём русского народа, вновь проявившийся во время Отечественной войны 1812. Скульптурная группа обладает большой композиционной и эмоциональной цельностью, не нарушаемой драматическим развитием действия; первоначально поставленный напротив Кремлёвской стены, памятник особенно полно обнаруживал свою смысловую и пространственную связь с ансамблем Красной площади (См. Красная площадь), призывая Пожарского следовать велению долга, передавая ему меч, Минин широким жестом руки указывал на Кремль. Так же удачно местоположение памятника Э. Ришелье в Одессе (бронза, гранит, 1823—28), несущего в себе многие черты позднего творчества М., в котором становятся заметны ноты ригоризма, склонность к чрезмерной обобщенности форм и в то же время к мелочности в деталях (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828—31). М. известен как крупный мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя «Актеон» для фонтанов Петергофа, золочёная бронза, 1801; рельеф «Истечение Моисеем воды в пустыне» на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804—07). Преподавал в петербургской АХ (1779—1835; с 1814 ректор). Оказал большое влияние на формирование многих русских скульпторов 1-й трети 19 века.
         Лит.: Коваленская Н., Мартос, М. — Л.,1938; Алпатов М. В., Мартос, в книге: Русское искусство 18 века, М., 1958.
         Т. И. Алабина.
        И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
        И. П. Мартос. Надгробие М. П. Собакиной. Мрамор. 1782. Научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева. Москва.
        «Нижегородские граждане». Барельеф на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза. 1804—18.
        «Нижегородские граждане». Барельеф на памятнике Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве. Бронза. 1804—18.
        Надгробие А. П. Кожуховой. Латунь, чеканка. Конец 1820-х гг. Донской монастырь (филиал научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева). Москва.
        Надгробие А. П. Кожуховой. Латунь, чеканка. Конец 1820-х гг. Донской монастырь (филиал научно-исследовательского музея архитектуры им. А. В. Щусева). Москва.
        Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803. Александро-Невская лавра (Музей городской скульптуры). Ленинград.
        Надгробие Е. И. Гагариной. Бронза. 1803. Александро-Невская лавра (Музей городской скульптуры). Ленинград.
        И. П. Мартос.
        И. П. Мартос.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Мартос" в других словарях:

  • МАРТОС — Иван Петрович (1754 1835), скульптор. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются характерные для русского классицизма гражданский пафос, идеальная… …   Русская история

  • Мартос — фамилия. Известные носители: Мартос, Иван Петрович российский скульптор монументалист. Мартос, Алексей Иванович сын скульптора Ивана Петровича Мартоса. Писатель, мемуарист. Мартос, Николай Николаевич генерал. Мартос, Борис Николаевич премьер… …   Википедия

  • Мартос — (Иван Петрович) знамен. русский скульптор, род. около 1750г. в Полтавской губ., принят в воспитанники имп. акд. в первом году поее учреждении (в 1764), окончил курс в 1773 г. с мал. золотой медалью иотправлен в Италию, в качестве пенсионера акд.… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Мартос — Иван Петрович (1754, Ичня Черниговской области – 1835, Санкт Петербург), русский скульптор, представитель стиля классицизм. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в Петербургской академии художеств (1764 73) у Л. Роллана и… …   Художественная энциклопедия

  • Мартос — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Мартос Иван Петрович —         (1754 1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764 73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773 79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80 х… …   Художественная энциклопедия

  • Мартос Иван Петрович — (1754—1835), скульптор; представитель классицизма. Учился в АХ (1764—73), академик с 1782; преподавал там же (1779—1835, с 1814 ректор). Мастер монументальной и декоративной скульптуры, автор портретов и надгробий, в которых… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Мартос Иван Петрович — [1754, Ичня, ныне Черниговской области УССР, ‒ 5(17).4.1835, Петербург], русский скульптор. Родился в семье мелкопоместного украинского дворянина. Учился в петербургской АХ (1764‒73) у Л. Роллана и Н. Ф. Жилле. Пенсионер АХ в Риме (1773‒79), где… …   Большая советская энциклопедия

  • МАРТОС Иван Петрович — (1754 1835) российский скульптор. Представитель классицизма. В мемориальной пластике Мартоса (надгробия М. П. Собакиной, 1782, Е. С. Куракиной, 1792, Е. И. Гагариной, 1803) гармонично сочетаются гражданский пафос, идеальная возвышенность, обаяние …   Большой Энциклопедический словарь

  • Мартос Иван Петрович — Мартос, Иван Петрович русский скульптор (1754 1835). Окончил курс в Академии Художеств с малой золотой медалью и отправлен в Италию. В Риме занимался в мастерской Торвальдсена и рисовал с натуры, в мастерской П. Баттони, и с антиков, под… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Мартос» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»