Леви-Строс это:

Леви-Строс
(Lévi-Strauss)
        Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей Структурализма. В 1932 окончил университет в Париже. В 1935—38 профессор в Сан-Паулу (Бразилия); в 1942—47 в США в новой школе социальных исследований, культуратташе французского посольства. С 1950 профессор Высшей нормальной школы в Париже и руководитель лаборатории социальной антропологии, с 1959 профессор Коллеж де Франс.
         Л.-С. — воспитанник французской социологической школы Э. Дюркгейма, М. Мосса, испытал влияние американской школы культурной антропологии, а также лингвистического структурализма (Р. Якобсон) и теории информации. Разработал принципы структурной антропологии. Малые этнографически-пережиточные общества с устойчивой социальной структурой Л.-С. считает идеальным объектом научного изучения с помощью структурного анализа. Правила брака и номенклатуру родства, тотемические обозначения и мифологические представления интерпретирует как семиотические (знаковые) моделирующие системы. Л.-С. создал оригинальную и глубокую теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви-Брюля (См. Леви-Брюль), и применил её к изучению семантической структуры мифов американских индейцев. Он показал своеобразие мифологического мышления как мышления на чувственном уровне, конкретного, метафорического. Это мышление способно к обобщениям, классификациям и логическому анализу и составило, по Л.-С., интеллектуальную основу технического прогресса в эпоху неолита. В оценке первобытного общества Л.-С. свойственна его идеализация в духе Ж. Ж. Руссо. Рассматривая мифологическое мышление в плане порождения им знаковых систем, Л.-С. выявляет роль бинарных оппозиций (например, верх — низ, мужской — женский, сырое — варёное) и «посредничества» между ними с целью преодоления фундаментальных противоречий, зафиксированных человеческим сознанием (например, жизни и смерти). Поскольку Л.-С. трактует мифологическое мышление как коллективно-бессознательное и относительно независимое от других форм племенной жизнедеятельности, анализ мифов представляется ему средством выявления первичных структур сознания, исконной человеческой «анатомии ума». Начав с анализа мифа как аналога естественного языка — идеального средства информации, Л.-С. постепенно сближает миф с музыкой, как идеальным образцом художественной структуры. Соответственно он делает упор на исследование семантики, а не самого повествовательного сюжета. Подчёркивание метафорического характера мифа открывает возможность применения метода Л.-С. для анализа искусства, хотя пафос самовыявления структур может обеднить его содержательный аспект. Для метода Л.-С., как и структурализма вообще, характерен анализ устойчивых культур, выделение их структуры при отвлечении от динамики развития. При этом остаётся в тени проблема исторической смены одних общественных структур другими, что справедливо подчёркивалось критиками Л.-С. Хотя Л.-С. неоднократно называет себя последователем К. Маркса и весьма критически отзывается об экзистенциализме и феноменологизме, в его гносеологических представлениях несомненно влияние феноменологии. Л.-С. решительно отвергает взгляд на структурализм как на особую философскую систему.
        
         Соч.: La vie familiale et sociale des Indiens Nambikwara, P., 1948; Tristes tropiques, P., 1955; Anthropologie structurale, P., 1958; Le totémisme aujourd'hui, P., 1962; La pensée sauvage, P., 1962; Mythologiques, v. 1—4, P., 1964—71; Les structures élémentaires de la parente, 2 éd., P. — La Haye, 1967; в кн.: Charbonnier G., Les entretiens avec CI. Lévi-Strauss, P., 1969.
        
         Лит.: Мелетинский E., Клод Леви-Строс и структурная типология мифа, «Вопросы философии», 1970, №7; его же, Клод Леви-Строс. Только этнология?, «Вопросы литературы», 1971, №4; Merleau-Ponty M., De Mauss a Lévi-Strauss, в кн.: Signes, P., 1960; Leach E. [ed.]. Structural study of myth and tothemism, L., 1967; Simonis Y., Claude Levi-Strauss ou «la passion de l'inceste». P., 1968; Leach E., Levi-Strauss, N. Y., 1970; Kirk G. S., Myth, its meaning and functions in ancient and other cultures, Berk. — Los Ang., 1970, p. 42—83; Claude Lévi-Strauss; the anthropologist as hero, Camb. — L., [1970]; Cressant P., Lévi-Strauss, P., [1970]; Remotti F., Lévi-Strauss. Struttura e storia, Torino, 1971; «Esprit», 1963, Novembre; «L'Arc», 1965, № 26; «Aut-Aut», 1965, iuglio.
         Е. М. Мелетинский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Леви-Строс" в других словарях:

  • ЛЕВИ-СТРОС — (Levi Strauss) Клод (р. 1908) фр. этнолог, социолог и антрополог, создатель структурной антропологии. Окончив филос. отделение Парижского унта, Л. С. в нач. 30 х гг. уехал в Бразилию, где в 1935 1939 вел полевые исследования в тропических… …   Философская энциклопедия

  • Леви-Строс — (Levi Strauss) Клод (p. 1908) Французский антрополог, культуролог, эстетик, философ. Является одним из основателей и главной фигурой структурализма, который он определяет как высшую форму современного материализма, а также как «сверхрациоиализм» …   Энциклопедия культурологии

  • Леви-Строс — Клод Леви Стросс (неточно Леви Строс, фр. Claude Lévi Strauss; 28 ноября 1908, Брюссель, Бельгия)  французский этнограф, социолог и культуролог, создатель школы структурализма в этнологии, теории «инцеста» (одной из теорий происхождения права и… …   Википедия

  • ЛЕВИ́-СТРОС — (Lévi Strauss) Клод (р. 1908), франц. этнограф и социолог, один из гл. предст. структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви Брюля. Тр.: Элементарные структуры родства (1949), Печальные тропики… …   Биографический словарь

  • ЛЕВИ-СТРОС — (Levi Strauss) Клод (1908 1990) французский этнограф, антрополог, философ и социолог. Один из основателей структурализма, структурной антропологии и структурной социологии. Д р наук, профессор (1935), академик Французской академии (1973). Окончил …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Леви-Строс Клод — (Lévi Strauss) (р. 1908), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви Брюля. * * * ЛЕВИ СТРОС Клод ЛЕВИ СТРОС (Levi Strauss) Клод (р …   Энциклопедический словарь

  • Леви-Строс Клод — Леви Строс (Lévi Strauss) Клод (р. 28.11.1908, Брюссель), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. В 1932 окончил университет в Париже. В 1935≈38 профессор в Сан Паулу (Бразилия); в 1942≈47 в США в новой… …   Большая советская энциклопедия

  • ЛЕВИ-СТРОС Клод — (р. 1908) французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви Брюля …   Большой Энциклопедический словарь

  • Леви-Строс (Lévi-Strauss) Клод — (р. 1908), французский этнограф и социолог, один из главных представителей структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви Брюля. Труды: «Элементарные структуры родства» (1949), «Печальные тропики»… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Леви-Строс К. — ЛЕВИ́ СТРОС (Lévi Strauss) Клод (р. 1908), франц. этнограф и социолог, один из гл. предст. структурализма. Создал теорию первобытного мышления, во многом противостоящую теории Л. Леви Брюля. Тр.: Элементарные структуры родства (1949), Печальные… …   Биографический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Леви-Строс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»