Кипренский это:

Кипренский
        Орест Адамович [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл., — 17.10.1836, Рим], русский живописец и график, представитель Романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при петербургской АХ, в которой до 1803 учился у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена и до 1809 состоял пенсионером (стипендиатом); с 1812 академик. В 1805 К. присудили золотую медаль за картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле» (Русский музей, Ленинград). Но своё призвание К. нашёл в портрете, который стал для него средством утверждения в искусстве нового, отвечавшего романтическим устремлениям эпохи взгляда на человека как на внутренне независимую личность. Среди ранних работ К., разнообразных по творческим исканиям, выделяются портрет его отчима А. К. Швальбе (1804, Русский музей) и «Автопортрет с кистями за ухом» (около 1808—09, Третьяковская галерея), в которых образы властного старика и вдохновенного юноши созданы живописными средствами, навеянными картинами Рембрандта и др. старых мастеров.
         В 1809—11 К. жил в Москве и Твери (ныне Калинин). В портретах А. А. Челищева (около 1809 или 1810—11, Третьяковская галерея), Е. В. Давыдова (1809, Русский музей), выделяя лица светом на темном фоне, используя контрасты пятен насыщенного цвета, К. достигает романтической приподнятости образа, особой эмоциональной насыщенности в раскрытии психологического состояния модели. Присущие человеку индивидуальные характер и строй чувств подчёркнуты К. и в парных портретах четы Ростопчиных (1809, Третьяковская галерея), в которых созерцательному настроению Ростопчиной противопоставлены энергия и темперамент её супруга. Непредвзятое, чуждое сословным предрассудкам отношение к человеку знаменуют рисунки К. этих лет («Слепой музыкант», итальянский карандаш, 1809, Русский музей).
         Живя с 1812 в Петербурге, К. создаёт ряд графических портретов, в которых участники военных событий и духовно близкие художнику люди запечатлены то в порывисто-беглом наброске (портрет Е. И. Чаплица, итальянский карандаш, 1813;), то в тщательно отделанном рисунке, подцвеченном нежными тонами пастели (портрет Н. В. Кочубей, итальянский карандаш, пастель, 1813, Всесоюзный музей А. С. Пушкина в г. Пушкин). Эти портреты фиксируют едва уловимые оттенки настроения, движения чувств, и вместе с тем многие из них проникнуты духом героической самоотверженности. Поездка в Италию (1816—22) пробуждает у К. тяготение к чёткости, определённости формы, к обобщенности характеристик (портрет А. М. Голицына, около 1823, Третьяковская галерея); здесь же он делает попытки создать историческую картину. Душевный кризис К. после разгрома восстания декабристов 1825 изменяет строй его живописи. Он обращается к манере письма, близкой живописи позднего классицизма. В 1827 он создаёт поэтичный портрет А. С. Пушкина (Третьяковская галерея), в котором воплотились высокие представления К. о творческой личности. Однако в произведениях К. всё больше проявляются сухость формы либо внешняя красивость. К. стремился включиться в общий для русского искусства тех лет процесс становления реализма, аналитический характер которого остался чужд творческому методу художника. В Италии (куда он вновь уехал в 1828) К. делает попытки раскрыть более разносторонне психологическое состояние людей через их взаимное общение (групповой портрет «Читатели газет в Неаполе», 1831, Третьяковская галерея), но нередко приходит к внешней описательности и умозрительности решений (портрет М. А. Потоцкой и С. А. Шуваловой с эфиопкой, около 1835, Киевский музей русского искусства).
         Лит.: Ацаркина Э. Н., Орест Кипренский, М., 1948; Алексеева Т. В., О. А. Кипренский, в кн.: История русского искусства, т. 8, кн. 1, М., 1963; [Сурис Б.], Кипренский-портретист, Л., 1967; Поспелов Г. Г., Русский портретный рисунок начала XIX века, М., 1968.
         В. С. Турчин.
        О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.1827. Третьяковская галерея. Москва.
        О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина.1827. Третьяковская галерея. Москва.
        О. А. Кипренский.
        О. А. Кипренский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Кипренский" в других словарях:

  • Кипренский — Кипренский, Орест Адамович Орест Кипренский Автопортрет Дата рождения: 13 (24) марта 1782( …   Википедия

  • Кипренский — КОПОРСКИЙ Выдающийся русский художник получил фамилию Копорский по месту своего крещения, селу Копорье (в нынешней Ленинградской области), но затем изменил фамилию на Кипренский. К острову Кипр она отношения неимеет, а к Копорью самое… …   Русские фамилии

  • Кипренский — (Орест Адамович) портретист и исторический живописец,один из замечательнейших художников, когда либо являвшихся в России. Онбыл сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родилсяв Ораниенбаумском уезде С. Петерб. губ., 13 марта… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Кипренский — Орест Адамович (1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская область – 1836, Рим), русский художник и график, портретист; один из самых ярких представителей романтизма. Достоверных биографических сведений о художнике сохранилось немного …   Художественная энциклопедия

  • КИПРЕНСКИЙ — Орест Адамович (13.03.1782 12.10.1836), живописец и график, представитель романтизма. Из дворовых крестьян. С детства Кипренский проявил выдающееся дарование рисовальщика. В пятилетнем возрасте получил от своего барина вольную и был определен в… …   Русская история

  • Кипренский — (Орест Адамович) портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников когда либо появлявшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде С. Петербургской… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Кипренский Орест Адамович —         (1782 1836), русский живописец и график. Представитель романтизма. Учился в петербургской АХ (1788 1803) у Г. И. Угрюмова и Г. Ф. Дуайена; пенсионер АХ (до 1809). Основной жанр творчества Кипренского портрет ( А. А. Челищев , около 1809… …   Художественная энциклопедия

  • Кипренский Орест Адамович — Кипренский (Орест Адамович) портретист и исторический живописец, один из замечательнейших художников, когда либо являвшихся в России. Он был сын крепостного человека бригадира А. Диаконова А. Швальбе. Родился в Ораниенбаумском уезде Санкт… …   Биографический словарь

  • Кипренский Орест Адамович — (1782—1836), живописец и график; основоположник романтизма в русском искусстве XIX в. В 1812—28 жил в Петербурге (с перерывами). Учился в АХ (1788—1803); Академик с 1812. В многочисленных портретах, отличающихся многообразием… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • Кипренский Орест Адамович — [13(24).3.1782, мыза Нежинская, близ Копорья, ныне Ленинградская обл., ‒ 17.10.1836, Рим], русский живописец и график, представитель романтизма. Внебрачный сын крепостной, К. в 1788 получил вольную и был определён в Воспитательное училище при… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Кипренский, Орест Адамович, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Оре?ст Ада?мович Кипре?нский (13 (24) марта 1782 — 5 (17)… Подробнее  Купить за 1509 руб
  • Кипренский, Иван Бочаров, Юлия Глушакова. И.Н.Бочаров и Ю.П.Глушакова, известные историки русской культуры, в своей книге о О.А.Кипренском повествуют не только о жизни и деятельности выдающегося мастера, но ирассказывают о том, как… Подробнее  Купить за 570 руб
  • Кипренский, . Трудно переоценить значение творчества Ореста Кипренского для развития русского искусства. Именно он раньше других живописцев почувствовал веяния романтизма, уже распространившегося по всей… Подробнее  Купить за 294 руб
Другие книги по запросу «Кипренский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»