Караваджо это:

Караваджо
(Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio)
        Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в. Учился в Милане (1584—88) у С. Петерцано. Между 1589 и 1593 приехал в Рим, где работал до 1606, затем — в Неаполе (1607 и 1609—10), на острове Мальта и в Сицилии (1608—09). Творчество К., не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 — начала 17 вв. (Маньеризму и Академизму).
         Ранние произведения К. (между 1592 и 1598), с их звонким колоритом и прозрачной светотенью, обнаруживают связь с традициями североитальянской живописи 16 в. (Дж. Савольдо, Л. Лотто, А. Моретто и др.). Вместе с тем уже в них появляется ряд существенно новых черт. Принципу идеализации образа К. противопоставляет индивидуальную выразительность конкретной модели («Маленький больной Вакх», Галерея Боргезе, Рим), аллегорическому истолкованию сюжета — непредвзятое изучение натуры в простом бытовом мотиве («Юноша с корзиной фруктов», Галерея Боргезе, Рим). Полемизируя с художественными концепциями маньеризма и академизма, К. воплощает в античном сюжете празднично-игровое, народное начало («Вакх», 1592—93, Галерея Уффици, Флоренция), приходит к отрицанию господствующей системы жанров и вносит вклад в создание новых видов живописи —- натюрморта («Корзина с фруктами», около 1596, Пинакотека Амброзиана, Милан) и бытового жанра («Гадалка», Лувр, Париж). Религиозная картина получает у него новую, интимно-психологическую интерпретацию («Отдых на пути в Египет», Галерея Дориа-Памфили, Рим). К концу 1590-х гг. складывается оригинальная живописная система К. Ярко освещенный лучом света передний план картины выделяется на погруженном в густую тень фоне, чем достигается подчёркнутая оптическая наглядность изображения и создаётся впечатление его непосредственной близости к зрителю («Лютнист», Эрмитаж, Ленинград). Зрелые произведения К. (1599—1606) — это монументальные по композиционному решению полотна, обладающие исключительной драматической силой. Мощные контрасты света и тени, выразительная простота жестов, энергичная пластичная лепка и звучный, насыщенный колорит отражают эмоциональное напряжение, возникающее при неожиданном проявлении идеально-возвышенного в обыденной жизни людей или в моменты духовного противостояния человека враждебному ему окружению («Призвание апостола Матфея» и «Мучение апостола Матфея», 1599—1600, церковь Сан-Луиджи деи Франчези, «Распятие апостола Петра» и «Обращение Савла», 1600—01, церковь Санта-Мария дель Пополо, «Мадонна ди Лорето», около 1603—06, церковь Сант-Агостино, — все в Риме; «Положение во гроб», 1602—04 (см. илл.), Пинакотека, Ватикан; «Смерть Марии», около 1605—06, Лувр, Париж). Подчёркнутая простонародность типажа, решительность утверждения демократических художественных идеалов в картинах К. вызвали резкую оппозицию сторонников официального искусства. Ряд произведений художника был отвергнут заказчиками. В поздних работах К., созданных в годы скитаний по югу Италии (1606—10), дальнейшее развитие реалистических тенденций, расширение сферы охвата жизненных явлений («Семь деяний милосердия», 1607, церковь Пио Монте делла Мизерикордия, Неаполь) сопровождаются углублением трагизма мироощущения. Наряду с нотами скорбной отрешённости в них проявляется дух возвышенного стоицизма («Казнь Иоанна Крестителя», 1609, собор Сан-Джованни, Ла-Валлетта; «Погребение св. Лучии», 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракуза). К. обращается к теме одиночества людей в огромном мире, его привлекает образ тесно спаянного человеческого коллектива, объединённого атмосферой родственной близости и душевного тепла. Свет в поздних картинах К. становится мягким и вибрирующим, цветовая гамма тяготеет к тональному единству («Поклонение пастухов», 1609, Национальный музей, Мессина). Манера исполнения приобретает черты свободной импровизационности.
         Новаторское искусство К. нашло последователей в Италии и др. странах Европы, оказав влияние на сложение реалистические течении во многих европейских художественных школах (см. Караваджизм).
        
         Лит.: 3намеровская Т., Микельанджело да Караваджо, М., 1955; [Всеволожская С.], Микельанджело да Караваджо, М., 1960; Виппер Б. Р., Проблема реализма в итальянской живописи XVII—XVIII веков, М., 1966, с. 34—54; Venturi L., Il Caravaggio, Novara, 1951; Joffroy B., Le dossier Caravage, [P., 1959]; Jullian R., Le Caravage, Lyon — P., 1961; L'opera completa del Caravaggio, Mil., 1967: Longhi R., Caravaggio, Dresden, [19681; Friedlaender W., Caravaggio studies, 2 ed., N. Y., [1969].
         М. И. Свидерская.
        Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602—04. Ватиканская пинакотека. Рим.
        Барокко. Караваджо. «Положение во гроб». Ок. 1602—04. Ватиканская пинакотека. Рим.
        М. Караваджо.
        М. Караваджо.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Караваджо" в других словарях:

  • КАРАВАДЖО — «КАРАВАДЖО» (Caravaggio) Великобритания, 1985, 93 мин. Эстетская историческая драма. Обращение английского художника и режиссера авангардиста Дерека Джармена к творчеству итальянского живописца Караваджо было закономерным. Конечно, можно… …   Энциклопедия кино

  • КАРАВАДЖО — (Caravaggie) (настоящая фамилия Меризи) Микеланджело да (1573 1610), итальянский живописец. Основоположник реалистического направления в европейской живописи 17 в., внес в нее демократизм, острое чувство материальности, эмоционального напряжения …   Современная энциклопедия

  • Караваджо — (da Caravaggio) прозвище двух итальянских живописцев: 1)Полидоро Кальдара (Caldara, yм. в 1543). Явившись в Рим без всякихсредств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая вВатикане и постоянно сталкиваясь в Рафаэлем и его… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Караваджо — У этого термина существуют и другие значения, см. Караваджо (значения). Караваджо …   Википедия

  • Караваджо — Микеланджело да (Caravaggio, Mihkelangelo da), наст. имя Микеланджело Меризи 1573, Караваджо, Ломбардия 1610, Порто д’Эрколе. Итальянский живописец. Учился у С. Петерцано в Милане. В начале 1590 х переехал в Рим, где приобрел покровительство… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • Караваджо — (caravaggio) Микеланджело Меризи да (1573, Караваджо, Ломбардия – 1610, Порто д’Эрколе, Тоскана), итальянский живописец, один из крупнейших представителей барокко. Учился у С. Петерцано в Милане (1584–88). В нач. 1590 х гг. переехал в Рим, где… …   Художественная энциклопедия

  • Караваджо — (Caravaggio) Микеланджело да, Микеланджело Меризи итал. живописец, крупнейший представитель искусства барокко; род. 28.09.1573, Караваджо (Италия), ум. 18.07.1610, Порто Эрколе (Италия). Отец К. был мажордомом и архитектором маркиза Караваджо. К …   Католическая энциклопедия

  • Караваджо — (наст. имя Микеланджело Меризи да Караваджо; 1573–1610) – итал. живописец. Жил и работал в Италии, терпя нужду и лишения. Он не только обновил содержание произ. изобразит. иск ва, дал толчок к непосредственному изучению натуры, но и выработал… …   Энциклопедический словарь псевдонимов

  • Караваджо — (Caravaggio)Caravaggio, сельско хозяйственный и индустриальный город в пров. Бергамо в сев. Италии, расположенный на Ломбардской равнине, к В. от г.Милан; 13720 жителей (1990). Здесь родился художник Караваджо (1573–1610). Вблизи города есть …   Страны мира. Словарь

  • Караваджо — (da Carayaggio) прозвище двух итальянских живописцев: 1) Полидоро Кальдара (Caldara, ум. в 1543). Явившись в Рим без всяких средств к существованию, он сделался простым каменщиком, но, работая в Ватикане и постоянно сталкиваясь с Рафаэлем и его… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Караваджо, Астахов Юрий. Итальянский художник Караваджо (1573-1610) относится к мастерам изобразительного искусства, которые открывают в нем новые направления. Он стоял у истоков реализма в живописи, и многих… Подробнее  Купить за 2883 руб
  • Караваджо, Юрий Астахов. Богато иллюстрированный альбом познакомит вас с жизнью и творчеством знаменитого итальянского художника XVII века - Караваджо, основоположника целого направления вискусстве, носящего его… Подробнее  Купить за 2451 руб
  • Караваджо, . Предлагаем любителям живописи подборку репродукций восьми лучших картин великий итальянский художник Караваджо. Исполненные на высоком полиграфическом уровне, они станут своеобразным "музеем… Подробнее  Купить за 842 руб
Другие книги по запросу «Караваджо» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»