Дюркгейм это:

Дюркгейм
(Durkheim)
        Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы. Профессор социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Основал журнал «L'Année sociologique» (1896). Социологическая концепция Д. формировалась главным образом под влиянием Ш. Монтескьё и особенно О. Конта, а также в полемике с индивидуально-психологическими и биологическими направлениями. Согласно Д., предметом социологии являются социальные факты, которые обладают двумя отличительными признаками: объективностью (внешним существованием) и принудительностью по отношению к индивидам (см. «Метод социологии», К.—Хар., 1899, с. 8—9). В противовес «атомистическим» концепциям (общество — сумма составляющих его индивидов), общество трактуется Д. как реальность особого рода, не сводимая к совокупности индивидов.
         Д. настаивал на необходимости применения в социологии объективных методов, аналогичных методам естественных наук, выдвинув принцип: «социальные факты надо рассматривать как вещи». Одним из первых в социологии он пытался соединить теоретический анализ социальных явлений с эмпирическим.
         Д. является одним из основателей структурно-функционального направления в социологии (см. Структурно-функциональный анализ). Основным постулатом социологии он считал положение: «... Человеческие институты не могут основываться на заблуждении или на лжи: в противном случае они не могли бы продолжать свое существование. Если бы они не базировались на природе вещей, они встретили бы в ней сопротивление, которое не смогли бы преодолеть» («Les formes élémentaires de la vie religiеuse...», P., 1912, p. 3). Тем самым Д. утверждал соответствие каждого социального явления определённой потребности общества. Социальные конфликты трактовались им главным образом как патологические явления. Это нашло выражение в работе «О разделении общественного труда» (1893, рус. пер. 1900), в которой солидарность по существу рассматривается как синоним общественного состояния. Д. различает два типа социальной солидарности: механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая — в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях.
         В работе «Самоубийство» (1897, рус. пер. 1912) Д. на основании анализа статистических данных убедительно доказал зависимость числа самоубийств от характера и интенсивности социальных связей. Наиболее важен анализ Д. аномического самоубийства, которое является следствием социальной дезорганизации. Аномия, по Д., выражается в разрушении системы социальных норм. Понятие аномии приобрело большое значение в современной социологии.
         В последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии» (1912) Д. на примере верований австралийских аборигенов доказывал социальную обусловленность религии и познания, их роль в поддержании социального единства.
         Отношение Д. к марксизму было противоречивым. В его концепции сказывается влияние некоторых идей исторического материализма. В то же время он вульгарно трактовал материалистическое понимание истории как «экономический детерминизм» и отрицательно относился к идее революционного преобразования общества рабочим классом, предпочитая буржуазно-реформаторский путь социального переустройства.
         Сотрудники журнала «L'Année sociologique» (М. Мосс, М. Хальбвакс, Ж. Дави, С. Бугле и др.) представляли французскую социологическую школу, которая играла ведущую роль во французской социологии вплоть до 2-й мировой войны 1939—45.
         Соч.: Education et sociologie, P., 1922; Sociologie et philosophie, P., 1924; L'éducation morale, P., 1923; Le socialisme, P., 1928; Leçons de sociologie. Physique des mœurs et du droit, P., 1950; Pragmatisme et sociologie, P., 1955; в рус. пер. — Социология и теория познания, в сб.: Новые идеи в социологии, сб. 2, СПБ, 1914.
         Лит.: Ковалевский М., Современные социологи, СПБ, 1905; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Alpert Н., Emile Durkheim and his sociology, N. Y., 1961; Duvignaud J., Durkheim, P., 1965.
         Э. М. Коржева.
        Э. Дюркгейм.
        Э. Дюркгейм.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дюркгейм" в других словарях:

  • ДЮРКГЕЙМ —         (Durkheim) Эмиль (15.4.1858, Эпиналь, 15.11.1917, Париж), франц. социологпозитивист. Основатель франц. социологич. школы, группировавшейся вокруг журн. «L Annee sociologique» (с 1896). Продолжатель традиции Конта, Д. испытал также влияние …   Философская энциклопедия

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (15. 04.1858, Эпиналь 15.11.1917, Париж) французский социолог и философ, создатель так называемой французский социологической школы. Основатель и издатель журнала Социологический ежегодник (1896 1913). С его именем связана… …   Энциклопедия социологии

  • Дюркгейм — Дюркгейм, Дюркхайм (нем. Dürckheim) многозначное слово, в том числе историческое графство в Германии, соответствующий ему титул и фамилия, компонент названия исторических памятников. Носители фамилии Дюркгейм, Карлфрид немецкий психолог,… …   Википедия

  • ДЮРКГЕЙМ —         (Durkheim) Эмиль (1858 1917) франц. философ и социолог, проф. Бордоского (с 1887) и Париж. (с 1902) ун тов, основатель и ред. журнала “L Anпeе sociologique” (с 1898).         Социол. мировоззрение Д. сформировалось под влиянием Конта, а… …   Энциклопедия культурологии

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (1858 1917), социолог, основатель французской социологической школы. Рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. Отводил определяющую роль в обществе коллективному сознанию . Разделение труда считал …   Современная энциклопедия

  • Дюркгейм — (Durkhelm) Эмиль (1858 1917). Французский социолог позитивист, основатель французской социологической школы …   1000 биографий

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim) Эмиль (1858 1917) французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала «Социологический ежегодник» (1896 1913). Преподавал в университетах… …   Новейший философский словарь

  • ДЮРКГЕЙМ — (Durkheim), Эмиль (15.IV.1858 13.XI.1917) франц. социолог позитивист. Проф. социологии и педагогики в Бордо (с 1896) и Сорбонне (с 1902). Выступая против вульгарного биологизма, иррационализма и интуитивизма в обществ. науках, Д. ратовал за… …   Советская историческая энциклопедия

  • ДЮРКГЕЙМ — [франц. Durkheim] Эмиль (15.04.1858, Эпиналь 15.11.1917, Фонтенбло), франц. социолог и философ, автор ряда работ по религиеведению. Биография Род. в семье раввина. С детства изучал евр. язык, Свящ. Писание и Талмуд, но постепенно стал отходить от …   Православная энциклопедия

  • Дюркгейм — (Dürkheim) гор. в Баварском Пфальце на вост. склоне Гардта; 6110 жит.; виноделие, плодоводство, солеварни. Упоминается с VIII в.; принадлежал франкским герцогам салического рода, потом графам Лейнинген; в XV в. завоеван курфюрстом Пфальцским. В… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

Другие книги по запросу «Дюркгейм» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»