Делакруа

Делакруа
(Delacroix)
        Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен-Морис, близ Парижа, — 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816—22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где сблизился с Т. Жерико, испытав его сильное влияние; изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался современной английской живописью (Дж. Констебл), в 1825 посетил Англию. Наделённый страстным темпераментом и мощной творческой фантазией, Д. с первых шагов решительно вступил на путь Романтизма и вскоре стал главой романтической школы, ярчайшим выразителем её прогрессивных, а в ряде работ и революционных тенденций. В 1822 выставил картину «Данте и Вергилий» («Ладья Данте», Лувр, Париж), полную эмоционального накала и мрачного, трагического пафоса. Картиной «Резня на Хиосе» (1823—24, Лувр) Д. откликнулся на современные события, изобразив страдания греков под турецким игом. Проникнутое драматизмом и горячим сочувствием к бедствиям греческого народа, полотно Д. прозвучало протестом против жестокости и насилия, а также и против поощрения турок французской политикой на Балканах. Гражданская позиция художника, жизненность его образов, необычная свежесть живописи (под впечатлением пейзажей Констебла Д. переписал картину в светлых тонах) вызвали яростные нападки реакционной критики. В картине «Греция на развалинах Миссолунги» (1827, Музей изящных искусств, Бордо) Д. вновь обратился к борьбе греков за национальную независимость. Холодной и условной, оторванной от жизни официальной академической живописи Д. противопоставил взволнованное и напряжённое искусство, проникнутое гуманистическим пафосом, духом активного действия и борьбы. Новизной, красноречивостью и одухотворённостью отличались и живописные приёмы Д.: динамичная композиция, экспрессивный мазок, насыщенный колорит со звучными контрастами светотени и цвета. В поисках захватывающих сюжетов, мужественных, благородных героев, глубоких и сильных страстей Д. нередко обращался к произведениям У. Шекспира, И. В. Гёте, Дж. Байрона, В. Скотта («Тассо в доме умалишённых», 1824, Художественный музей, Винтертур; «Казнь дожа Марино Фальеро», 1826, собрание Уоллес, Лондон; «Смерть Сарданапала», 1827, Лувр; «Убийство епископа Льежского», 1829, Музей изящных искусств, Лион); в литографиях на темы «Фауста» (1827—28) и «Гамлета» (1834—1843) Д. выразил тончайшие оттенки переживаний, заслужив похвалу Гёте.
         В 1830 под непосредственным впечатлением Июльской революции Д. написал большое полотно «Свобода, ведущая народ» («Свобода на баррикадах», Лувр; см. илл. к ст. Исторический жанр). Изобразив реальных участников восстания рядом с аллегорической фигурой Свободы, он создал величественный образ народной революции, где воедино слиты героическая действительность и прекрасная романтическая мечта о свободе. В 1831 Д. написал две картины на темы Великой французской революции («Буасси д'Англа в Конвенте», Музей изящных искусств, Бордо; «Мирабо и Дрё-Брезе», Новая Карлсбергская глиптотека, Копенгаген). В батальных композициях («Битва при Пуатье», 1830, Лувр; «Битва при Нанси», 1831—34, Музей изящных искусств, Нанси; «Битва при Тайбуре», 1837, Национальный музей Версаля и Трианонов), посвящённых событиям национальной истории, Д. не только ярко воссоздал обстановку сражения и облик его участников, но и передал драматическое напряжение, ожесточение битвы, где сталкиваются массы воинов.
         Совершив в 1832 путешествие в Алжир и Марокко, Д. по многочисленным зарисовкам с натуры написал ряд картин («Алжирские женщины», 1833—34, и «Еврейская свадьба в Марокко», 1839, — в Лувре; «Арабские комедианты», 1848, Музей изящных искусств, Тур; «Львиная охота в Марокко», 1854, Эрмитаж, Ленинград); эти романтически красочные образы Востока отмечены поэтичностью замысла, живым ощущением своеобразия быта, нравов и характеров. Реалистические завоевания Д. ярко выразились в его психологических портретах (автопортрет, 1829, портрет Ф. Шопена, 1838, — в Лувре), оригинальных пейзажах и натюрмортах. Многочисленным работам Д. в области монументальной живописи (росписи Бурбонского, 1833—47, и Люксембургского, 1845—47, дворцов, Старой ратуши, 1849—53, галереи Аполлона в Лувре, 1849—51, церкви Сен-Сюльпис, 1849—1861, — в Париже), так же как его многим картинам 1840—50-х гг. на исторические, религиозные и мифологические сюжеты («Правосудие Траяна», 1840, Музей изящных искусств, Руан; «Взятие крестоносцами Константинополя», 1840—41, Лувр; «Битва св. Георгия с драконом», около 1854, Музей изящных искусств, Гренобль), присущи высокие декоративные качества, особенно свободный полёт фантазии, колористическое великолепие, живописный размах, но вместе с тем и черты театральности, субъективности, подчас преувеличенной патетики.
         Творчество Д. принадлежит к вершинам мировой живописи 19 в. благодаря его героическому свободолюбивому духу, драматическому ощущению противоречий жизни, смелости мысли, чувства и воображения, страстности живописного языка. Д. придал цвету активную эмоционально-образную выразительность; в числе первых он применил принцип разложения цвета, систему дополнительных тонов, цветных теней и рефлексов, отчасти предвосхитив открытия импрессионистов. Дневник Д. (который он вёл с 1822), его статьи и многочисленные письма содержат критику буржуазной цивилизации, размышления об искусстве, характеристику творчества художников прошлого и современности.
         Соч.: Мысли об искусстве, о знаменитых художниках, пер. с франц., М., 1960; Дневник Делакруа, пер. с франц., т. 1—2, М., 1961.
         Лит.: [Кожина Е. Ф.], Эжен Делякруа. [Альбом], М., 1961; Гастев А. А., Делакруа, М., 1966; Escholier R., Delacroix, v. 1—3, P., 1926—29; Huyghe R., Delacroix, L., 1964.
         С. В. Морозова.
        Батальный жанр. Э. Делакруа. «Битва при Тайбуре». 1837. Национальный музей Версаля и Трианонов. Версаль.
        Батальный жанр. Э. Делакруа. «Битва при Тайбуре». 1837. Национальный музей Версаля и Трианонов. Версаль.
        Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.
        Э. Делакруа. Автопортрет. 1829. Лувр. Париж.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное


Смотреть что такое "Делакруа" в других словарях:

  • Делакруа — (delacroix) Эжен (1798, Сен Морис, близ Парижа – 1863, Париж), французский художник, один из самых ярких представителей романтизма. Родился в семье министра правительства Директории, получил классическое образование в Императорском лицее.… …   Художественная энциклопедия

  • Делакруа — (фр. Delacroix) французская фамилия. Известные носители: Делакруа, Леон (1867 1929) бельгийский государственный и политический деятель. Делакруа, Эжен (1798 1863) французский живописец и график, предводитель романтического направления в… …   Википедия

  • Делакруа — (Фердинанд Виктор Эжен Delacroix) знаменитый франц.живописец, род. в Шарантоне Сен Морисе (Сенск. деп.) 26 апр. 1798 г.;ум. в Париже, 13 авг. 1863 г. В детстве он нисколько не выказывалартистических способностей и начал заниматься живописью лишь… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Делакруа — прізвище …   Орфографічний словник української мови

  • Делакруа — Эжен (Delacroix, Eugene) 1798, Шарантон Сен Морис, близ Парижа 1863, Париж. Французский живописец, график. Глава романтизма. Происходил из состоятельной семьи (по всей видимости, был побочным сыном Талейрана), получил образование в Императорском… …   Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия

  • ДЕЛАКРУА Эжен — ДЕЛАКРУА, ФЕРДИНАН ВИКТОР ЭЖЕН (Delacroix, Ferdinand Victor Eugene) ЭЖЕН ДЕЛАКРУА. АВТОПОРТРЕТ (1798 1863), французский живописец. Родился в Шарантон Сен Морис, близ Парижа, 26 апреля 1798. Для его живописи характерны выбор героических сюжетов… …   Энциклопедия Кольера

  • Делакруа Эжен —         (Delacroix) (1798 1863), французский живописец и график. Учился в мастерской П. Н. Герена (1816 22), где сблизился с Т. Жерико, оказавшим на него большое влияние. Изучал в Лувре живопись старых мастеров (особенно П. П. Рубенса), увлекался …   Художественная энциклопедия

  • Делакруа Эжен — (Delacroix) (1798 1863), живописец и график, глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно напряжённых, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по …   Энциклопедический словарь

  • Делакруа Фердинанд Виктор Эжен — Делакруа (Delacroix) Фердинанд Виктор Эжен (26.4.1798, Сен Морис, близ Парижа, ‒ 13.8.1863, Париж), французский живописец и график. Сын дипломата, получил разностороннее образование. В 1816‒22 учился в мастерской классициста П. Н. Герена, где… …   Большая советская энциклопедия

  • ДЕЛАКРУА (Delacroix) Эжен — (1798 1863) французский живописец и график. Глава французского романтизма. Дух свободолюбия, активного действия, борьбы выразил во взволнованно напряженных, проникнутых гуманистическим пафосом, динамичных по композиции, экспрессивных, звучных по… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»