Дворжак это:

Дворжак
I Дво́ржак (Dvorak)
        Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, — 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854—57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857—58 — в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 — в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» — первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников — В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. — почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 — её директор, в 1892—95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии — «Из Нового Света» (1-е исполнение — Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд — «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).
         Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 — одна из популярнейших чеш. опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев — «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896—97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.
         Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. — Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954—57; Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967.
         И. Ф. Бэлза.
        А. Дворжак.
        А. Дворжак.
II Дво́ржак (Dvorak)
        Макс [24.6.1874, Раудниц, Австро-Венгрия, ныне Роуднице, Чехословакия, — 8.2.1921, замок Грусбах (Грушовани) близ Зноймо, Чехословакия], австрийский историк искусства, чех по национальности. Учился в университетах в Праге и Вене; с 1902 преподавал (с 1909 профессор) в Венском университете; член венской АН, представитель т. н. венской школы искусствознания. В своих трудах, посвященных главным образом искусству средневековья, Возрождения, барокко, Д. мастерски прослеживает и обосновывает зависимость искусства от духовной жизни эпохи, её философии, эстетики, теологических воззрений. Стоя на идеалистических позициях, Д. рассматривал историю искусства как «историю духа».
         Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1—5, Münch., 1924—29; в рус. пер. — Очерки по искусству средневековья, М. — Л., 1934.
         Лит.: Neumann J., Das Werk М. Dvořáks und die Gegenwart. в кн.: Acta Historiae Artium, Bd 8, fasc. 3—4, Bdpst, 1962.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Дворжак" в других словарях:

  • ДВОРЖАК —         (Dvorak) Макс (1874 1921) австр. (чех по происхождению) историк искусства, один из крупнейших представителей венской школы искусствознания. В Праге изучал всеобщую историю у Я. Голла, затем в Вене историю искусства у Ригля, после его… …   Энциклопедия культурологии

  • ДВОРЖАК — Макс (1874 1921), австрийский историк искусства. Исследовал его связь с духовной жизнью эпохи, исходя из представлений об истории искусства как истории духа …   Современная энциклопедия

  • Дворжак — (чеш. Dvořák) или Дворжакова (чеш. Dvořáková)  чешская фамилия. Известные носители: Дворжак, Антонин (1841 1904)  чешский композитор. Дворжак, Богуслав (1867 1951)  чешский художник. Дворжак, Карл Леопольдович (ум. 1860) … …   Википедия

  • ДВОРЖАК — М. Дворжак. Фотография. 20 е гг. XX в. М. Дворжак. Фотография. 20 е гг. XX в.Дворжак [чеш. Dvořák] Макс (24.06.1874, Раудниц, ныне Рoуднице над Лабем, Чехия 8.02.1921, Грушовани над Евишовкоу (Грусбах), там же), историк искусства, представитель… …   Православная энциклопедия

  • Дворжак — Карл Леопольдович из иностранцев, поступил в 1823 г. в СПб. медиц. акад., кончил в 1827 г. С 1831 г. по 1860 г. (год смерти) гоф хирург. Д., весьма плодовитый писатель, писал на русском, польском, латинском и франц. яз. Наибольшей известностью… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Дворжак — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • ДВОРЖАК — (Dvorak), Антон, род. 8 сент. 1841 в Мюльгаузене (Nelahozeves) близ Кралупа (Богемия); сын трактирщика, который готовил его в мясники. Однако Д. гораздо охотнее учился игре на скрипке у школьного учителя, отправился в 1857 в Прагу и поступил в… …   Музыкальный словарь Римана

  • Дворжак Антонин — Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т …   Большая советская энциклопедия

  • ДВОРЖАК (Dvorak) Антонин — (1841 1904) чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865 93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно инструментальные произведения,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ДВОРЖАК Макс — (1874 1921) австрийский историк искусства. Исследовал его связь с духовной жизнью эпохи, исходя из идеалистических представлений об истории искусства как истории духа …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Дворжак» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»