Даргомыжский это:

Даргомыжский
        Александр Сергеевич [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, — 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 — начале 30-х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные пьесы). Решающую роль в его музыкальном развитии сыграла встреча с М. И. Глинкой (начало 1835). В 1837—41 Д. написал первую оперу — «Эсмеральда» (по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери», пост. 1847, Москва), в которой отразились романтические тенденции, характерные для его раннего творчества. В 40-х гг. создал ряд лучших романсов, в том числе «Я вас любил», «Свадьба», «Ночной зефир». Главное произведение Д. — опера «Русалка» (по одноименной драматической поэме Пушкина, пост. 1856, Петербург).
         С конца 50-х гг. широко развернулась музыкально-общественная деятельность Д. В 1859 он был избран членом комитета Русского музыкального общества. В это время сблизился с группой молодых композиторов, известной впоследствии под названием. «Могучая кучка»; участвовал в работе сатирического журнала «Искра» (позже и «Будильника»).
         В 60-х гг. Д. обратился к симфоническому жанру и создал 3 оркестровые пьесы, основанных на народных темах: «Баба-яга, или С Волги nach Riga» (1862), «Малороссийский казачок» (1864), «Чухонская фантазия» (1867). В 1864—65 совершил заграничную поездку (впервые был за границей в 1844—1845), во время которой в Брюсселе исполнялись некоторые его произведения. В 1866 Д. начал работать над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), поставив новаторскую задачу — написать оперу на полный, неизмененный текст литературного произведения. Работа не была завершена. По завещанию автора неоконченную 1-ю картину дописал Ц. А. Кюи, а инструментовал оперу Н. А. Римский-Корсаков (пост. 1872, Петербург).
         Д. вслед за Глинкой заложил основы русской классической музыкальной школы. Развивая народно-реалистические принципы музыки Глинки, он обогатил их новыми чертами. В творчестве Д. нашли отражение тенденции критического реализма 40—60-х гг. 19 в. В ряде произведений (опера «Русалка», песни «Старый капрал», «Червяк», «Титулярный советник») он с большой остротой воплотил тему социального неравенства. Для лирики Д. характерно стремление к детальному психологическому анализу, к обнажению сложных душевных противоречий. Он тяготел преимущественно к драматическим формам выражения. В «Русалке», по словам композитора, его задачей было воплощение драматических элементов русской народности. Склонность к драматизации часто проявлялась у Д. и в вокальной лирике (романсы «Мне грустно», «И скучно и грустно», «Я всё ещё его люблю» и др.). Основным средством создания конкретного индивидуального образа служило для Д. воспроизведение живых интонаций человеческой речи. Его девизом были слова: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды». Этот принцип наиболее радикально осуществлен в опере «Каменный гость», основанной почти полностью на мелодизированном речитативе. Реалистическое новаторство Д., его смелую постановку социальных проблем русской действительности, гуманизм высоко оценивало молодое поколение композиторов, выдвинувшееся в 60-х гг. 19 в. М. П. Мусоргский, наиболее близкий Д. по направленности творчества, назвал его великим учителем правды в музыке.
         Соч.: Избр. письма, М., 1952.
         Лит.: А. С. Даргомыжский (1813—1869). Автобиография. Письма. Воспоминания современников, П., 1921; Серов А. Н., Русалка. Опера А. С. Даргомыжского, в его кн.: Избр. статьи, т. 1, М. — Л., 1950; Пекелис М., Даргомыжский и народная песня. К проблеме народности в русской классической музыке, М. — Л., 1951; его же, А. С. Даргомыжский и его окружение, т. 1, М., 1966.
        Ю. В. Келдыш.
        А. С. Даргомыжский.
        А. С. Даргомыжский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Даргомыжский" в других словарях:

  • Даргомыжский — Даргомыжский, Александр Сергеевич Александр Сергеевич Даргомыжский Портрет работы К. Е. Маковского (1869) Основная информация …   Википедия

  • ДАРГОМЫЖСКИЙ — Александр Сергеевич (1813 69), композитор, один из основоположников русской классической музыки. Последователь М. И. Глинки. Гл. произведение опера Русалка (1855, по драматической поэме А. С. Пушкина) знаменовало рождение нового жанра русской… …   Русская история

  • Даргомыжский — Редчайшая но широко известная фамилия фамилия! Отец композитора, внебрачный ребенок в помещичьей семье, был назван Даргомыжским поместу рождения деревне Даргомыж, Тульской губернии (ныне Дорогомыжка, Арсеньевского района,Тульской области). (Ф).… …   Русские фамилии

  • Даргомыжский — (Александр Сергеевич) выдающийся русский композитор,род. 2 февраля 1813 г. в имении отца своего, Смоленской губ. Допятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилетнего Д.начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Даргомыжский — I Александр Сергевич выдающийся русский композитор, род. 2 февраля 1813 г. в имении отца своего, Смоленской губ. До пятилетнего возраста он был совершенно лишен дара слова. Шестилтнего Д. начали учить игре на фортепиано. Первою его учительницею… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ДАРГОМЫЖСКИЙ — Александр Сергеевич, гениальный русский композитор, род. 2 февр. 1813 в деревне Тульской губ., куда отец его, почтовый чиновник, бежал из Москвы от нашествия французов; ум. 5 янв. 1869 в СПБ. 4 х лет Д. перевезен был в СПБ., где и получил хорошее …   Музыкальный словарь Римана

  • Даргомыжский, Александр Сергеевич — композитор, из дворян, родился 2 го февраля 1813 г. в тульском имении родителей, где и прожил до пятилетнего возраста. Мать его была Марья Борисовна Даргомыжская, писательница. Физическое развитие Даргомыжского шло очень медленно, говорить он… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Даргомыжский Александр Сергеевич — Даргомыжский, Александр Сергеевич знаменитый русский композитор. Родился 2 февраля 1813 г. в селе Даргомыже Белевского уезда, Тульской губернии. Умер 5 января 1869 г. в Петербурге. Отец его, Сергей Николаевич, служил по министерству финансов, в… …   Биографический словарь

  • Даргомыжский Александр Сергеевич — [2(14).2.1813, с. Троицкое, ныне Белёвского района Тульской области, ≈ 5(17).1.1869, Петербург], русский композитор. Учился пению, игре на фортепиано и скрипке. В конце 20 ≈ начале 30 х гг. 19 вв. изданы первые сочинения Д. (романсы, фортепианные …   Большая советская энциклопедия

  • Даргомыжский Александр Сергеевич — (1813 69), рус. композитор. В своей вокальной лирике неоднократно обращался к поэзии Л., во многих отношениях близкой характеру его дарования. Д. мог встречаться с Л. у Карамзиных и в домах других петерб. общих знакомых. Существует предположение …   Лермонтовская энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Даргомыжский» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»