Грабарь это:

Грабарь
I Граба́рь
        Владимир Эммануилович [10 (22). 1. 1865, Вена, — 26. 11. 1956, Москва], советский учёный, специалист в области теории и истории международного права, доктор юридических наук (1918), профессор. Окончил юридический факультет Московского университета в 1888, в 1893—1918 доцент, а затем профессор международного права Юрьевского (ныне Тартуского) университета, с 1918 профессор Воронежского университета, а затем МГУ, научный сотрудник института права АН СССР и Всесоюзного института юридических наук. Основные работы (на русском и иностранных языках) по вопросам теории международного права и особенно по истории международного права.
         Лит.: Дурденевский В., Владимир Грабарь, в кн.: Грабарь В. Э., Материалы к истории литературы международного права в России (1647—1917), М., 1958; Ладыженский А. М., Памяти В. Э. Грабаря (к столетию со дня рождения), «Известия высших учебных заведений. Правоведение», 1965, № 3, с. 177—79).
         Н. В. Миронов.
II Граба́рь
        Игорь Эммануилович (25. 3. 1871, Будапешт, — 16. 5. 1960, Москва), советский живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), действительный член АН СССР (1943) и АХ СССР (1947). Учился в Петербургской АХ (1894—96) у В. Е. Савинского, Н. А. Бруни и И. Е. Репина, в Мюнхене в школе А. Ажбе (1896—98; после её преобразования в 1898 в школу А. Ажбе и Грабаря преподавал там же). Неоднократно путешествовал по странам Западной Европы, посетил США, Египет и Турцию. Работал в Петербурге (с 1889) и в Москве (с 1903). Член объединений «Mиp искусства» (См. Мир искусства) и Союз русских художников. В ранний период испытал влияние югендстиля (См. Югендстиль) («Дама с собакой», 1899, Третьяковская галерея). В 1901—08 в ходе работы Г. над жизнерадостными, пронизанными светом пейзажами, отличающимися необычайно эмоциональным восприятием русской природы, постепенно сформировалась его живописная манера, основанная на творческом освоении принципов Импрессионизма («Сентябрьский снег», 1903, «Белая зима. Грачиные гнёзда», 1904, «Февральская лазурь», 1904, «Мартовский снег», 1904, — все в Третьяковской галерее). В этот же период Г. создаёт ряд картин-натюрмортов; стремясь передать бесконечное разнообразие и изменчивую игру освещения, красоту и поэзию материального мира, окружающего человека, Г. пользуется густыми, рельефными мазками, обращается к живописным приёмам, близким к Неоимпрессионизму («Хризантемы», 1905, «Неприбранный стол», 1907, — обе в Третьяковской галерее). С 1906 в пейзажах Г. усиливается декоративное начало (серия этюдов «День инея», 1906, Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник). В 1905—06 Г. участвовал в издании революционных сатирических журналов «Жупел» и «Адская почта». В 1909—14 по проекту Г. была построена больница (ныне санаторий «Захарьино») под Москвой. С начала 1890-х гг. Г. выступает с художественно-критическими статьями (с 1899 в журнале «Мир искусства»). По инициативе и под руководством Г. была издана первая научная «История русского искусства» (т. 1—6, 1909—16; редактор и автор важнейших разделов). Г. сыграл большую роль в распространении в России научных принципов искусствознания (окончательно сложившихся уже в советское время) и организации комплексного метода изучения истории искусства, при котором она рассматривается в тесной связи с общим развитием национальной культуры и общественной мысли. В дореволюционный период Г. создал ряд монографических исследований о творчестве русских художников. В 1913—25 возглавлял Третьяковскую галерею, где в 1914—15 перестроил экспозицию на научных началах и издал каталог (1917). После Великой Октябрьской социалистической революции Г. стал одним из организаторов и руководителей охраны памятников искусства и старины, одним из основоположников советского музееведения и реставрационные дела, инициатором создания Центральных реставрационных мастерских (в 1918—30 директор, с 1944 научный руководитель). С деятельностью Г. — реставратора и учёного — связано открытие и исследование многих произведений древнерусского искусства 11—14 вв. (иконы, монументальные росписи) и заложены основы его научной истории. В пейзажной живописи Г. советского времени непосредственная эмоциональность импрессионистического этюда сменяется стремлением к картине, создающей обобщённый и законченный образ родной природы («Ясный осенний вечер», 1923, «Зимний солнечный день», 1941, — обе в Третьяковской галерее). С конца 1920-х гг. Г. работал над портретами деятелей советской культуры (портреты: Н. Д. Зелинского, 1932, С. С. Прокофьева за работой над оперой «Война и мир», 1941, — оба в Третьяковской галерее; М. В. Морозова, 1934, Курская картинная галерея; С. А. Чаплыгина, 1935, Музей-усадьба «Абрамцево»). Выполнил также историко-революционные картины «В. И. Ленин у прямого провода» (1933) и «Крестьяне-ходоки на приёме у В. И. Ленина» (1938; обе — в Центральном музее В. И. Ленина, Москва). В советское время Г. опубликовал ряд монографических исследований и статей о русском искусстве. Г. — редактор и один из авторов «Истории русского искусства» (т. 1—13, 1953—69). Директор института истории искусств АН СССР (с 1944). Преподавал в Московском университете (профессор с 1921), Московском Художественном институте (1937—43, директор), институте живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской АХ (в 1943—46 директор). Государственная премия СССР (1941). Награжден 2 орденами Ленина, 2 др. орденами, а также медалями.
         Соч.: И. И. Левитан. Жизнь и творчество, М., 1913 (совместно с С. Глаголем); Репин, т.1— 2, М. — Л., 1937; Моя жизнь. Автомонография, М.— Л., 1937; В. А. Серов, М., 1965; О древнерусском искусстве, М., 1966; О русской архитектуре, М., 1969.
         Лит.: Подобедова О. И., И. Э. Грабарь, М., [1964] (имеется полный список трудов И. Э. Грабаря).
        И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.
        И. Э. Грабарь. «Автопортрет с палитрой (в белом халате)». 1934. Третьяковская галерея. Москва.
        И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея. Москва.
        И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». 1904. Третьяковская галерея. Москва.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:

Смотреть что такое "Грабарь" в других словарях:

  • Грабарь — Грабарь  фамилия восточнославянской народности русины. Известные носители: Грабарь, Игорь Эммануилович (1871 1960)  российский и советский художник, искусствовед, лауреат Сталинской премии первой степени. Грабарь, Владимир Эммануилович… …   Википедия

  • ГРАБАРЬ — Владимир Эммануилович (1865 1956), российский юрист. Брат И.Э. Грабаря. Основополагающие труды по теории и истории международного права …   Современная энциклопедия

  • ГРАБАРЬ — ГРАБАРЬ, грабаря, муж. (обл.). Землекоп. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ГРАБАРЬ — муж., нем., зап. землекоп; так и сами себя называют белорусские землекопы, и у нас так же зовут их грабарями. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 …   Толковый словарь Даля

  • ГРАБАРЬ — Игорь Эммануилович (1871 1960), живописец и искусствовед, народный художник СССР (1956), академик АН СССР (1934), действительный член АХ СССР (1974). Член объединения Мир искусства . Писал жизнерадостные, пронизанные светом импрессионистические… …   Русская история

  • грабарь — сущ., кол во синонимов: 2 • землекоп (5) • экскаватор (17) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 …   Словарь синонимов

  • ГРАБАРЬ — И. Э. Грабарь. Автопортрет. 1934 г. (ГТГ) И. Э. Грабарь. Автопортрет. 1934 г. (ГТГ)(25.03.1871, Будапешт 16.05.1960, Москва), рус. живописец, историк искусства, реформатор музейного и реставрационного дела в СССР; действительный член АН СССР… …   Православная энциклопедия

  • Грабарь — Игорь Эммануилович (1871, Будапешт – 1960, Москва), русский живописец, пейзажист, портретист; искусствовед, реставратор, музейный деятель. Член объединения «Мир искусства» и Союза русских художников. Народный художник СССР (с 1956 г.),… …   Художественная энциклопедия

  • Грабарь — ГОРОДНИКОВ ГРАБАРЕВ ГРАБАРОВ ГРАБАРЬ Фамили профессиональные, указывающие на род заняти: городник строитель, грабарь землекоп, грабар(бнлор.) землекоп. Последняя фамилия белорусского происхождения.(Э) (Источник: «Словарь русских фамилий».… …   Русские фамилии

  • грабарь — I гра/барь я; м.; нар. разг.; см. грабарь II II граба/рь = гра/барь; я/ = землекоп …   Словарь многих выражений

Книги

  • Грабарь, Круглов В.Ф.. Альбом посвящен творчеству И.Э. Грабаря. Имя И.Э. Грабаря (1871 - 1960) неразрывно связано с Серебряным веком русской культуры, с блистательной эпохой"Мира искусства",которую он олицетворяет.… Подробнее  Купить за 3066 руб
  • Грабарь, Владимир Эммануилович, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Влади?мир Эммануи?лович Граба?рь (10 (22) января 1865,… Подробнее  Купить за 1509 руб
  • Игорь Грабарь. Письма 1941-1960, Игорь Грабарь. Перед читателем - третий том писем академика Игоря Эммануиловича Грабаря, завершающий начатое в 1974 г. издание его эпистолярного наследия. Он охватывает два последних десятилетия жизни и… Подробнее  Купить за 450 руб
Другие книги по запросу «Грабарь» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»