Гайдн это:

Гайдн
(Haydn)
        Франц Иозеф [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, — 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы (См. Венская классическая школа). Сын каретного мастера. В 1740—49 Г. пел в хоре собора св. Стефана в Вене, где обучался также игре на инструментах. Некоторое время был аккомпаниатором у итальянского композитора и преподавателя пения Н. Порпоры. Изучение музыкальных произведений предшественников и теоретических трудов И. Фукса, И. Маттезона и др. восполнило Г. отсутствие систематического музыкального образования. В 50-х гг. 18 в. Г. написал ряд произведений, положивших начало его известности как композитора: зингшпиль «Хромой бес» (постоянно 1752, Вена и др. города Австрии), дивертисменты и серенады, струнные квартеты для музыкального кружка барона Фюрнберга. В 1759—61 Г. был капельмейстером при дворе графа Морцина, для капеллы которого сочинил свои первые симфонии. В 1761—90 служил у венгерских князей Эстерхази. Прихоти мецената нередко заставляли Г. поступаться творческой свободой. Вместе с тем работа с руководимыми им оркестром и хором благотворно сказалась на его развитии как композитора. Для капеллы и домашнего театра Эстерхази написано большинство симфоний (в т. ч. получившая широкую известность «Прощальная», 1772) и опер Г. Поездки Г. в Вену позволили ему общаться с виднейшими из современников, в частности с В. А.. Моцартом. Расцвет творческой деятельности Г. приходится на 80— 90-е гг. 18 в., когда были созданы зрелые квартеты (начиная с опуса 33), 6 Парижских (1785—86) и 12 Лондонских (1791—1792, 1794—95) симфоний, оратории, мессы и др. произведения. В 1791—92, 1794—95 Г. совершил поездки в Лондон по приглашению организатора «Абонементных концертов» скрипача И. П. Заломона. Пребывание в Англии расширило кругозор Г., способствовало росту его славы. В 1791 Г. присуждена степень почётного доктора Оксфордского университета.
         Наряду с К. В. Глюком и В. А. Моцартом Г. своим творчеством утвердил характерные особенности венской классической школы: верность оптимистическим идеалам, синтез интеллектуального и эмоционального начал, диалектическое соотношение многогранности и целостности, обеспечивающее расцвет циклических инструментальных форм (симфонии, квартета, сонаты). Искусство Г. глубоко демократично и связано с народным творчеством. Его музыка проникнута ритмами и интонациями австрийского, славянского, венгерского фольклора, народным юмором, неистощимой жизненной энергией. Центральное место в творчестве Г. принадлежит симфониям и струнным квартетам. Если в области симфонии Г. развивает и совершенствует намеченное его предшественниками, то в области квартета он первооткрыватель. Зрелые произведения Г. отличаются органичным сочетанием доступности и содержательности, наивной непосредственности чувства и трезвой логики мышления, бьющей через край жизнерадостности и мудрой философской сосредоточенности. Философские раздумья в некоторых произведениях Г. предвосхищают творчество Л, Бетховена, которого Г. предваряет и целеустремлённым использованием принципа мотивно-тематической разработки. Особое место в наследии Г. принадлежит ораториям — «Сотворение мира» (1798) и «Времена года» (1801), в которых композитор развил традиции лирико-эпических ораторий Г. Ф. Генделя (См. Гендель). Оратории Г. отмечены новой для этого жанра сочной бытовой характерностью, красочным воплощением явлений природы, в них раскрывается мастерство Г. как колориста.
         Г. написал 24 оперы, преимущественно в жанре итальянской оперы-буффа и оперы-сериа, 3 оратории, 14 месс и др. духовные произведения, 104 симфонии, увертюры, марши, танцы, дивертисменты для оркестра и разных инструментов, концерты для клавира и др. инструментов, 83 струнных квартета, 41 фортепьянных трио, 21 струнное трио, 126 трио для баритона (смычкового), альта, виолончели и др. ансамбли, 52 клавирные сонаты, различные пьесы для клавира, песни, каноны, обработки шотландских, ирландских, валлийских песен для голоса с фортепиано (скрипкой или виолончелью по желанию).
         Соч.: Gesammelte Briefe und Aufzeichnun-gen, hrsg. von D. Bartha, Kassel, 1965.
         Лит.: Рабинович А. С., Гайдн, в кн.: Избр. статьи и материалы, М., 1959: Вольман Б., Наследие Гайдна в России, «Советская музыка», 1959, №6; Альшванг А., И. Гайдн, в кн.: Избр. соч., М., т. 2, 1965; Pohi С. F., Joseph Haydn, Bdl — 2, Lpz.,1875—82; Botstiber Н., Haydn, Bd3, Lpz., 1927; Koch L., J. Haydn, [Bibliographic], Bdpst, 1932; Lan-don H. C. R., The symphonies of J. Haydn, L,, 1955; Hoboken A. van, Thematisch-bibliographisches Werkverzeichnis, Bd I, Mainz, 1957; Nowak L., J. Haydn, W. — Lpz. —Z., 1951; Haydn Jahrbuch, hrsg. von H. C. R. Landon, Bd 1—6, W., 1962-69: Geiringer К., Haydn. A creative life in music, N. Y., 1963.
         П. А. Вульфиус.
        Й. Гайдн.
        Й. Гайдн.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Гайдн" в других словарях:

  • Гайдн — (нем. Haydn)  немецкая фамилия: Гайдн, Йозеф (1732 1809)  австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической школы Гайдн, Иоганн Михаэль (1736 1806)  австрийский композитор, брат (Франца) Йозефа… …   Википедия

  • Гайдн — (Joseph Haydn) знаменитый композитор, родился в 1732 г. вместечке Рорау в Австрии; первоначальное музыкальное образование получилу Рейтера, директора капеллы собора св. Стефана в Вене. Крутой нравРейтера заставил Г. покинуть капеллу и приютиться… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Гайдн — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • ГАЙДН — (Haydn), 1) Франц Иосиф, род. ночью на 1 апр. 1732 в Рорау на Лейте, ум. 31 мая 1809 в Вене, второй из 12 детей небогатого каретника, обладавшего музык. способностями; у мальчика очень рано проявился необыкновенный музык. талант и его двоюродный… …   Музыкальный словарь Римана

  • ГАЙДН Йозеф — ГАЙДН, (ФРАНЦ) ЙОЗЕФ (Haydn, Franz Joseph) ФРАНЦ ЙОЗЕФ ГАЙДН (1732 1809), австрийский композитор, один из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье… …   Энциклопедия Кольера

  • ГАЙДН Йозеф — ГАЙДН (Haydn) (Франц) Йозеф (31 марта 1732, Рорау 31 марта 1809, Вена), австрийский композитор, представитель венской классической школы (см. ВЕНСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА) . В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные… …   Энциклопедический словарь

  • Гайдн (значения) — Гайдн (нем. Haydn)  немецкая фамилия: Гайдн, Йозеф (1732 1809)  австрийский композитор, один из крупнейших представителей венской классической школы. Гайдн, Иоганн Михаэль (1736 1806)  австрийский композитор, брат (Франца)… …   Википедия

  • Гайдн Франц Иозеф — Гайдн (Haydn) Франц Иозеф [вероятно, 31.3 (крещен 1.4). 1732, дер. Popay, Нижняя Австрия, 31.5.1809, Вена], австрийский композитор. Один из представителей венской классической школы. Сын каретного мастера. В 1740 49 Г. пел в хоре собора св.… …   Большая советская энциклопедия

  • ГАЙДН (Haydn) Франц Йозеф — (1732 1809) австрийский композитор. Представитель венской классической школы. В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет и др.), формы (в т. ч. сонатная форма), принципы развития, сложился… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Гайдн Франц Йозеф — (Haydn) (1732 1809), австрийский композитор. Представитель венской классической школы. В творчестве Гайдна откристаллизовались классические инструментальные жанры (симфония, квартет и др.), формы (в том числе сонатная форма), принципы развития,… …   Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Гайдн» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»