Вахтангов это:

Вахтангов
        Евгений Багратионович [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, — 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 — Театром им. Евгения Вахтангова. В. родился в семье владельца табачной фабрики. В 1903 поступил в Московский университет на естественный факультет (затем перешёл на юридический). С 1901 участвовал в любительских драматических кружках в качестве актёра и постановщика. Испытывал сильное влияние МХТ. В эти же годы выступал с рассказами и статьями о театре во владикавказской газете «Терек». В 1909 поступил в Москве в театральную школу А. И. Адашева (его учителями были Л. А. Сулержицкий, В. В. Лужский, Л. М. Леонидов, В. И. Качалов), по окончании которой в 1911 был принят в число сотрудников МХТ. Участвовал в спектаклях: «Живой труп» Л. Н. Толстого (Цыган), «Синяя птица» Метерлинка (Сахар), «Гамлет» Шекспира (Второй актёр), «Мысль» Андреева (Крафт) и др. В. стал активным проводником идей и системы К. С. Станиславского, принял участие в работе 1-й Студии МХТ. Острота и отточенность сценической формы, возникающие в результате глубокого проникновения исполнителя в душевную жизнь персонажа, отчётливо проявились как в сыгранных В. ролях (Текльтон в «Сверчке на печи» по Диккенсу, 1914; Шут в «Двенадцатой ночи» Шекспира, 1919), так и в спектаклях, поставленных им в 1-й Студии МХТ: «Праздник мира» Гауптмана (1913), «Потоп» Бергера (1919, играл роль Фрезера).
         С первых лет Советской власти В. искренно и горячо откликнулся на требования революционной эпохи. Осознавая новую высокую ответственность художника, В. утверждал, что театрам «... надо резко изменить что-то в своей жизни», что художник должен творить вместе с народом: «ни для него, ни ради него, ни вне его, а вместе с ним» (Записки. Письма. Статьи, 1939, с. 199 и 201). В 1919 В. возглавил режиссёрскую секцию Театрального отдела (Тео) Наркомпроса. С необычайной активностью развернулась после революции многообразная режиссёрская деятельность В. Намеченная ещё в «Потопе» тема античеловечности буржуазно-мещанского общества получила развитие в сатирических образах «Свадьбы» Чехова (1920) и «Чуда святого Антония» Метерлинка (2-я сценическая редакция, 1921), поставленных в его Студии. Мотив гротескного изобличения мира власть имущих, противопоставленного жизнеутверждающему народному началу, своеобразно преломлялся в трагедийных постановках — «Эрик XIV» Стриндберга (1-я Студия МХТ, 1921), «Гадибук» Анского (еврейская студия «Габима», 1922). Стремление В. к поискам «современных способов разрешить спектакль в форме, которая звучала бы театрально» (там же, с. 258), нашло блестящее воплощение в его последней постановке — пронизанный духом светлого жизнеутверждения спектакль «Принцесса Турандот» Гоцци (3-я Студия МХТ, 1922) был воспринят К. С. Станиславским, Вл. И. Немировичем-Данченко и др. театральными деятелями как крупнейшая творческая победа, обогащающая искусство сцены, прокладывающая новые пути в театре. Основополагающими для режиссёрского творчества В. были: идея неразрывного единства этического и эстетического назначения театра, единство художника и народа, острое чувство современности, отвечающее содержанию драматического произведения, его художественным особенностям, определяющее неповторимую сценическую форму. Эти принципы нашли своё продолжение и развитие в искусстве учеников и последователей В. — режиссёров Р. Н. Симонова, Б. Е. Захавы, актёров Б. В. Щукина, И. М. Толчанова и др.
         Соч.: Записки. Письма. Статьи, М. — Л., 1939.
         Лит.: 3ахава Б. Е., Вахтангов и его студия, 2 изд., Л., 1927 (библ.); Зограф Н., Вахтангов, М.—Л., 1939; Херсонский Х., Вахтангов, М., 1963; Беседы о Вахтангове. Записаны Х. П. Херсонским, М. — Л., 1940; Горчаков Н. М., Режиссерские уроки Вахтангова, М., 1957; Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, М.,1959 (библ.); Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959.
         Б. И. Ростоцкий.
        Е. Б. Вахтангов.
        Е. Б. Вахтангов.
        Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922.
        Сцена из спектакля «Принцесса Турандот» К. Гоцци в постановке Е. Б. Вахтангова. 1922.
        Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера).
        Е. Б. Вахтангов в роли Фрезера («Потоп» Ю. Х. Бергера).
        Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).
        Е. Б. Вахтангов в роли Текльтона («Сверчок на печи» по Ч. Диккенсу).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Вахтангов" в других словарях:

  • Вахтангов — Вахтангов, Евгений Багратионович Фото Е. Вахтангова с автографом …   Википедия

  • ВАХТАНГОВ — Евгений Багратионович (1883 1922), режиссёр, актёр, педагог; основатель (1913) и руководитель студенческой драматической студии (с 1921 3 я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Евг. Вахтангова). Исходя из творчески воспринятых положений системы К. С.… …   Русская история

  • Вахтангов Евгений Багратионович — [1(13).2.1883, Владикавказ, ныне г. Орджоникидзе, ‒ 29.5.1922, Москва], советский режиссёр, актёр. Основатель и руководитель (с 1913) театральной так называемой Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 стала …   Большая советская энциклопедия

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — (13 февраля 1883, Владикавказ 29 мая 1922, Москва), российский актер. Учился на естественном и юридическом факультетах Московского униврситета, окончил Театральную школу А.И.Адашева (1909 1911, среди учителей Л.А.Сулержицкий, В.В.Лужский,… …   Энциклопедия кино

  • ВАХТАНГОВ Евгений Багратионович — (1883 1922) российский режиссер, актер, педагог; основатель (1913) и руководитель Студенческой драматической студии (с 1921 3 я Студия МХТ, с 1926 Театр им. Вахтангова). В актерской и режиссерской деятельности исходил из творчески воспринятых… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Вахтангов, Евгений Багратионович — Евгений Вахтангов Եվգենի Վախթանգով Евгeний Вахтангов 1910 е годы Дата рождения: 1 (13) февраля 1883 …   Википедия

  • Вахтангов, Евгений — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 …   Википедия

  • Вахтангов Е. — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 …   Википедия

  • Вахтангов Е. Б. — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 …   Википедия

  • Вахтангов Евгений — Фото Е. Вахтангова с автографом Вахтангов. Шарж Ю. Завадского, 1913 Вахтангов в роли Крафта, 1914 …   Википедия

Книги

  • Вахтангов и его Студия, Захава Борис. Ленинград, 1927. Издательство «Academia» (Академия). Владельческий переплет. Сохранность хорошая. Богатейшие выдержки, собранные из дневников и писем Вахтангова, Записейиз его бесед со… Подробнее  Купить за 5700 руб
  • Вахтангов, Н. Зограф. Москва-Ленинград, 1939. Издательство "Искусство". Издательский переплет. Сохранность хорошая. Евгений Багратионович Вахтангов, режиссер-реформатор, создатель новоготеатрального направления,… Подробнее  Купить за 925 руб
  • Евг. Вахтангов. Материалы и статьи, Евг. Вахтангов. Сборник подготовлен Всероссийским театральным обществом в связи с 75-летием со дня рождения выдающегося мастера советского театра Евгения Багратионовича Вахтангова. Книга состоит из двух… Подробнее  Купить за 700 руб
Другие книги по запросу «Вахтангов» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»