Брунеллески это:

Брунеллески
        Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппо (1377, Флоренция, — 15.4.1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Сын нотариуса. Учился и работал во Флоренции, около 1402—09 изучал в Риме античную архитектуру. В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Б. выполнил бронзовый рельеф «Принесение в жертву Исаака» (Национальный музей, Флоренция) для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистическим новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых шедевров ренессансной скульптуры. Около 1409 Б. создал деревянное «распятие» в церкви Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Б. работал как архитектор, инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения (См. Возрождение) и создателей научной теории перспективы (См. Перспектива). Грандиозный по тому времени (диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Б. в 1420—36 над хором флорентийского собора, — первый крупный памятник ренессансного зодчества и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421—44) Б. вынес арочную галерею на фасад, связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428) церкви Сан-Лоренцо Б. впервые создал характерную для Ренессанса ясную и гармоничную центрическую купольную композицию, структура которой образно выражена заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Б. удачно использовал ордер и в базиликальных церквах Сан-Лоренцо (1422—46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив нефы несущими аркаду колоннами и расчленив пилястрами стены. Стройность колонн и пилястр усиливается помещенными над капителями отрезками антаблемента. Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420—42) и центрическая (8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели (начата около 1434). Б. приписывается также создание мощного, выложенного из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Б. много работал и как строитель укреплений (главным образом в Пизе). Гуманизм и поэтичность творчества Б., соразмерность человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера определили большое влияние Б. на последующее развитие архитектуры Возрождения.
         Лит.: Филиппо Брунеллески, М., 1935; Геймюллер Г., Филиппо ди Сер Брунеллеско, пер. с нем., М., 1936; Brunelleschi, а cura di G. С. Argan, [Mil.], 1955; Sanpaolesi P., Brunelleschi, Mil., 1963.
        Ф. Брунеллески. «Принесение в жертву Исаака». Бронза. 1401. Национальный музей Флоренция.
        Ф. Брунеллески. «Принесение в жертву Исаака». Бронза. 1401. Национальный музей Флоренция.
        Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Церковь Санто-Спирито во Флоренции. Начата в 1444. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Капелла Пацци. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Старая сакристия церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Окончена в 1428. Интерьер.
        Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429.
        Ф. Брунеллески. Капелла Пацци во Флоренции. Начата в 1429.
        Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
        Ф. Брунеллески. Купол собора Санта-Мария дель Фьоре во Флоренции.
        Ф. Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44.
        Ф. Брунеллески. Воспитательный дом (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции. 1421—44.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Брунеллески" в других словарях:

  • Брунеллески — Брунеллески, Филиппо Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco); 1377 1446) великий итальянский архитектор эпохи Возрождения …   Википедия

  • БРУНЕЛЛЕСКИ — (Brunelleschi) Филиппо (1377 1446), итальянский архитектор, скульптор, ученый. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. произведения Брунелески отличаются гармоничной… …   Современная энциклопедия

  • Брунеллески — (Filippo Brunelleschi) один из лучших итальянскихархитекторов, родился во Флоренции в 1377 году. Отец его, нотариус попрофессии, хотел было, чтобы и сын избрал себе туже профессию, но,заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в ученье к… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Брунеллески — (brunelleschi) Филиппо (1377, Флоренция – 1446, там же), итальянский архитектор, скульптор, изобретатель и инженер эпохи Раннего Возрождения; один из создателей научной теории перспективы. Творческую деятельность начал как скульптор; участвовал в …   Художественная энциклопедия

  • БРУНЕЛЛЕСКИ — Внутренний вид купола Капеллы Пацци Внутренний вид купола Капеллы Пацци [Брунеллеско; итал. Brunelleschi, Brunellesco] Филиппо (1377, Флоренция 15.04. 1446, там же), итал. архитектор, скульптор и ученый. Сын нотариуса, начинал художественную… …   Православная энциклопедия

  • Брунеллески — (Brunelleschi), Филиппо (1377 1446) итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески… …   Строительный словарь

  • Брунеллески — (Brunelleschi), Филиппо (1377 1446)    итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески… …   Архитектурный словарь

  • Брунеллески — (Filippo Brunelleschi) один из лучших итальянских архитекторов, родился во Флоренции в 1377 году. Отец его, нотариус по профессии, хотел было, чтобы и сын избрал себе ту же профессию, но, заметив наклонность мальчика к механике, отдал его в… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Брунеллески Филиппо —         Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) (1377 1446), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Один из основоположников архитектуры Возрождения и создателей научной теории перспективы. Работал во Флоренции. Автор конкурсного рельефа… …   Художественная энциклопедия

  • БРУНЕЛЛЕСКИ (Brunelleschi) Филиппо — (1377 1446) итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной… …   Большой Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Брунеллески» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»