Брамс это:

Брамс
(Brahms)
        Иоганнес (7.5.1833, Гамбург — 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки, делал переложения салонных музыкальных пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах «Нового музыкального журнала» восторженно приветствовал талант молодого Б. С конца 50-х гг. Б. — дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе любителей музыки. В середине 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Б. омрачает мучительная болезнь.
         В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые он обогатил новым романтическим содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпическая мощь. Свободно-импровизационный склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития.
         Музыкальное наследие Б. обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Б. (1876, 1877, 1883 и 1885), из которых в особенности выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Б. примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Б. наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Б. (более 200 сольных песен), она заключает в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его сочинений, видное место в ней занимают песни народного склада. Выполненные Б. обработки народных песен (свыше 100) тонко подчёркивают красоту народных мелодий.
         Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творческих поисков Б. (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и последнему периоду жизни Б., когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианные трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Б. отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания.
         Начав с сонатных циклов, Б. в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и «Венгерские танцы» — дань восхищения Б. венгерским фольклором. В последний период творчества Б. создаёт фортепианные произведения камерного плана (каприччо, интермеццо).
         Б. принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др.
         Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—26, Ausg. der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Härtel, 1926-28: Briefwechsel. Bd 1—16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, B., 1907—1922.
         Лит.: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Друскин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970: Kalbeck М., Johannes Brahms, Bd 1—4, В.. 1904—14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952.
         М. С. Друскин.
        И. Брамс.
        И. Брамс.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Брамс" в других словарях:

  • Брамс — Брамс, Иоганнес Иоганнес Брамс Johannes Brahms Основная информация Полное имя Иоганнес Бра …   Википедия

  • Брамс — (Brahms) Брамс, Иоганнес (Brahms, Johann) (1833 1897) Немецкий композитор, пианист, дирижер. По глубине и богатству музыкального творчества ставится первым после Бетховена и Шумана. Автор более 116 сочинений. Афоризмы, цитаты • Писать музыку не… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Брамс — (Иоган) один из наиболее крупных современных немецкихкомпозиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедных родителей (егоотец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имелвозможности получить блестящего музыкального образования …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Брамс — прізвище * Жіночі прізвища цього типу як в однині, так і в множині не змінюються …   Орфографічний словник української мови

  • Брамс — (Иоганн) один из наиболее крупных современных немецких композиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедных родителей (его отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел возможности получить блестящего музыкального… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • БРАМС — (Иоганнес Б. (1833 1897) – нем. композитор) Годами когда нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют, – тоской изойду. П931 (I,392); Мне Брамса сыграют, – я вздрогну, я сдамся, Я вспомню <...> Набор рисовальный и пачки отравы, Что «Басмой»… …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • БРАМС — (Brahms), Иоганнес, род. 7 мая 1833 в Гамбурге, ум. 3 апр. 1897 в Вене; первые музыкальные познания получил от отца, оркестрового контрабасиста; дальнейшим музык. образованием Б. руководил Эдуард Марксен. Горячий отзыв Шумана в Neue Zeitschrift… …   Музыкальный словарь Римана

  • Брамс Иоганнес — (Brahms) (1833 1897), немецкий композитор. С 1862 жил в Вене. Выступал как пианист и дирижёр. Симфонизм Брамса отличает органичное сочетание венских классических традиций и романтической образности. 4 симфонии (1876 85), последняя  одно из высших …   Энциклопедический словарь

  • Брамс Иоганнес — Брамс (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки …   Большая советская энциклопедия

  • Брамс И. — БРАМС (Brahms) Иоганнес (7.5.1833, Гамбург, – 3.4.1897, Вена), нем. композитор, пианист и дирижёр. Учился у Э. Марксена. Наследие Б. охватывает мн. жанры. Его Венгерские танцы – свободная транскрипция ритмов и интонаций городского венг …   Балет. Энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Брамс» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»