Браманте

Браманте
(Bramante)
        [собственно Паскуччо д'Антонио (Pascuccio d'Antonio)] Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые гуманистические идеи Пьеро делла Франческа и Лучано Лаураны (См. Лаурана). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Вначале выступал как живописец, что отразилось и в первой архитектурной работе Б. — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Б. использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор; там же Б. осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Б. создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом; цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Б. принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием.
         Переехав в 1499 в Рим, Б. занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество. Строг и величав завершенный Б. в 1499—1511 фасад дворца Канчеллерия; его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Б. придал лёгкость и пластичность. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Б. достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио; 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
         С 1503 Б. вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ; разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. До конца жизни Б. проектировал и строил грандиозный собор св. Петра в Риме. Им было предложено центрическое сооружение с планом в виде вписанного в квадрат равноконечного креста, с мощным сферическим куполом над средокрестием, 4 малыми куполами и башнями по углам. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран.
         Творчество Б. — одна из вершин архитектуры Возрождения. Б. создал архитектурные образы, замечательные гармоничным совершенством и цельностью, свободным, творческим применением классических форм.
         Лит.: Всеобщая история архитектуры в 12 томах т. 5, М.. 1967, с. 151—82; Förster O. H., Bramante, W. — Munh., [1956].
        Браманте. Двор Палаццо Канчеллерия в Риме. После 1499.
        Браманте. Двор Палаццо Канчеллерия в Риме. После 1499.
        Браманте. Двор церкви Сапта-Мария долла Паче в Риме. 1500—04.
        Браманте. Двор церкви Сапта-Мария долла Паче в Риме. 1500—04.
        Браманте. Ниша двора Бельведера в Ватикане в Риме. 1503—45.
        Браманте. Ниша двора Бельведера в Ватикане в Риме. 1503—45.
        Браманте. Храм Темпьетто в Риме. 1502.
        Браманте. Храм Темпьетто в Риме. 1502.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Сакристия.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Сакристия.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Капелла Снятия со креста.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане. 1479—83. Капелла Снятия со креста.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане.1479—83. Интерьер.
        Браманте. Церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане.1479—83. Интерьер.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Восточный фасад.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Восточный фасад.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Средокрестие и хор.
        Браманте. Церковь Санта Мария делле Грацие в Милане. 1492—97. Средокрестие и хор.
        Д. Браманте. План собора св. Петра в Риме. Между 1506—14.
        Д. Браманте. План собора св. Петра в Риме. Между 1506—14.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Браманте" в других словарях:

  • БРАМАНТЕ — (Bramante) Донато (1444 1514), итальянский архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Создал гармоничные, цельные, смелые по пространственной композиции постройки (церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро в Милане, 1479 83; дворцы Сан Дамазо,… …   Современная энциклопедия

  • Браманте — (собственно Довато Лаццари) известный итальянскийархитектор и превосходный художник живописец, род. 1444 г. вМонте Асдроальдо в герцогстве Урбино. Свою художественную деятельностьБ. начал в Милане, где жил в 1486 99 гг.; он был учеником… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Браманте — (bramante) Донато (настоящее имя Паскуччо д’Антонио) (1444, Ферминьяно, близ Урбино – 1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения. Первоначально обучался живописи, работал художником декоратором; испытал влияние Пьеро делла… …   Художественная энциклопедия

  • Браманте — Памятник Браманте на вилле Медичи. Донато Браманте (Donato Bramante; настоящее имя Паскуччо д’Антонио, Pascuccio d’Antonio; 1444 1514)  основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой… …   Википедия

  • Браманте Д. — Памятник Браманте на вилле Медичи. Донато Браманте (Donato Bramante; настоящее имя Паскуччо д’Антонио, Pascuccio d’Antonio; 1444 1514)  основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой… …   Википедия

  • Браманте Донато —         (Bramante; собственно Паскуччо д Антонио, Pascuccio d Antonio) (1444 1514), итальянский архитектор. Крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. Работал в Милане и Риме.… …   Художественная энциклопедия

  • БРАМАНТЕ (Bramante) Донато — (1444 1514) итальянский архитектор. Представитель Высокого Возрождения. Работал в Милане (церковь Санта Мария прессо Сан Сатиро, 1479 83), Риме ( Темпьетто , 1502 03; дворы Ватикана, с 1503; проект собора св. Петра, между 1506 14). Гармоничные,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Браманте Донато — Браманте (Bramante) [собственно Паскуччо д Антонио (Pascuccio d Antonio)] Донато (1444, Монте Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, 11.3.1514, Рим), итальянский архитектор эпохи Возрождения. Юность провёл в Урбино, где воспринял передовые… …   Большая советская энциклопедия

  • Браманте, Донато — Памятник Браманте на вилле Медичи. Донато Браманте (Donato Bramante; настоящее имя Паскуччо д’Антонио, Pascuccio d’Antonio; 1444 1514)  основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой… …   Википедия

  • Браманте, Донато д'Аньоло — Памятник Браманте на вилле Медичи. Донато Браманте (Donato Bramante; настоящее имя Паскуччо д’Антонио, Pascuccio d’Antonio; 1444 1514)  основоположник и крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Его самой известной работой… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»