Якорь (судовой) это:

Якорь (судовой)
Якорь судовой, устройство для удержания судна и других плавучих средств при стоянке на открытой воде. Подразделяются на судовые и специального назначения. Я. должен быть прочным, простым в обращении, обеспечивать надёжное сцепление (хорошо держать) с любым грунтом. Характеризуются Я. т. н. держащей силой ‒ силой, которую необходимо приложить к единице веса Я., чтобы выдернуть его из грунта, когда веретено горизонтально. Держащая сила зависит от конструкции, веса Я., рода грунта.

Первые Я. появились более 4 тыс. лет назад и представляли собой камень, привязанный к верейке (якорный камень). Прототип наиболее распространённого в эпоху парусного флота Я. (т. н. адмиралтейского) появился около 3 тыс. лет назад (сначала был деревянным). Действует следующим образом (рис. 1): Я. ложится на грунт нижним концом веретена (пяткой) и одним концом штока; при попытке протащить Я. по дну шток ложится на дно, а одна из лап зарывается в грунт. Якоря этой конструкции надёжны, обладают хорошей держащей силой (6‒12 кгс на 1 кгс веса Я.). Однако из-за специфики конструкции (шток и лапы расположены во взаимно перпендикулярных плоскостях) отдача адмиралтейского Я. и его крепление на судне представляют собой сложную задачу. Из-за этого такой Я. часто служил причиной аварий как самого судна, так и судов, проходящих над ним.

Развитие флота, особенно увеличение размеров судов, потребовало создания конструкций Я., удобных в обращении и обладающих повышенной держащей силой. Практически все Я. изготовляются с поворотными лапами и без штока. Наиболее удачные и, следовательно, наиболее распространённые конструкции Я. (рис. 2) разработаны англичанином Холлом, американцами Болдтом, Байерсом, немцем Хейном (конструкция изменена по просьбе немецкой фирмы «Грюзон»). Хорошо зарекомендовал себя якорь конструкции советского инженера И. Р. Матросова, держащая сила якоря американца Дэнфорда достигает 200 и более. Масса самого крупного в мире Я. 27,2 т (США, 1954). Современные Я. изготовляют из стали литыми или сварными.

Для плавучих маяков, якорных бочек, земснарядов и других сооружений, нуждающихся в длит. стоянке, используют мёртвые Я. разнообразных конструкций (рис. 3). Наиболее удачным считается Я., предложенный английским гидротехником Митчеллом. В особых ситуациях применяют Я. специального назначения (рис. 4). Плавучие Я. предназначены для малых судов для уменьшения их дрейфа. Простейший из них ‒ парусиновый конус. В условиях ледового плавания используют ледовые Я., обычно однорогие,‒ их просто зацепляют за край щели или лунки, вырубленной во льду. Я. специального назначения весьма разнообразны по конструкции и массе, бывают многорогие (например, «кошка») и безрогие.


Лит.: Скрягин Л. Н., Книга о якорях, М., 1973.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Якорь (судовой)" в других словарях:

  • Якорь (судовой) — Якорь АПЛ «Акула» Якорь(англ. anchor)  специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с… …   Википедия

  • якорь{ судовой} — закреплённое на свободном конце якорного каната приспособление, сцепляющееся с грунтом и удерживающее плавающее судно на стоянке. Основа конструкции якоря – стержень, к которому прикреплены лапы и рога. Различают якоря двурогие, однорогие и… …   Энциклопедия техники

  • Якорь судовой — устройство для удержания корабля (судна) на месте; соединяется с кораблём (судном) якорной цепью. Зарываясь в грунт лапами, обеспечивает держащую силу, которая зависит от конструкции, массы Я. с. и типа грунта. Лапы Я. с. бывают неподвижными… …   Словарь военных терминов

  • Якорь — судовой: а адмиралтейский; б Холла; в Матросова. ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна на месте стоянки. Связано с судном якорной цепью. Эффективность якоря оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, не перемещаясь …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По конструкции… …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой, приспособление для удержания судна на месте стоянки. Связано с судном якорной цепью. Эффективность якоря оценивается отношением усилия, которое якорь может воспринять, не перемещаясь и не выходя из грунта, к весу якоря (в среднем оно… …   Современная энциклопедия

  • Якорь корабельный — Якорь АПЛ «Акула» Якорь(англ. anchor)  специальной формы литая, кованая или сварная конструкция, предназначенная для удержания корабля, подлодки, плота или другого плавающего объекта на одном месте за счёт взаимодействия с грунтом и связанная с… …   Википедия

  • ЯКОРЬ (судовое приспособление) — ЯКОРЬ судовой, приспособление для удержания судна или другого плавсредства на месте при стоянке за счет взаимодействия с грунтом или льдом. Соединяется с судном якорной цепью. Держащая сила якоря в среднем в 10 12 раз больше его веса. По… …   Энциклопедический словарь

  • ЯКОРЬ — судовой приспособление для удержания судна на месте стоянки. Я. после отдачи зарывается лапами в грунт, с судном соединяется якорной цепью. Характеризуется Я. весом и держащей силой, к рую необходимо приложить к ед. веса Я., чтобы выдернуть из… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • ЯКОРЬ — (1) судовой стальной стержень с лапами, укреплённый на цепи и опускаемый на дно для удержания на месте судна при его стоянке, а также бакена, плавучего маяка и др. По конструкции они бывают с неподвижными двумя и более лапами и с вращающимися… …   Большая политехническая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»