Шуман Роберт Александер это:

Шуман Роберт Александер
Шуман (Schumann) Роберт Александер (8.6.1810, Цвиккау, ‒ 29.7.1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне), немецкий композитор и музыкальный писатель. Родился в семье книгоиздателя; уже в детстве проявил разностороннее художеств. дарование, в том числе музыкальное (учился у педагога и органиста И. Г. Кунча). С 13 лет выступал как пианист. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах и одновременно совершенствовал мастерство игры на фортепьяно у известного педагога Ф. Вика. Изучал теорию музыки под руководством композитора и дирижёра Г. Дорна (1831‒32). Придумал механическое приспособление для ускоренной тренировки пальцев, но повредил им правую руку, разрушив т. о. мечту о деятельности пианиста-виртуоза. В 1834 основал «Новый музыкальный журнал» («Neue Zeitschrift für Musik», Лейпциг, был автором и редактором до 1844) ‒ орган прогрессивного направления в немецкой музыке. Круг друзей-единомышленников, объединившихся вокруг журнала, Ш. назвал «Давидсбундом» (по имени библейского царя-песнопевца, победившего филистимлян). В 1840 женился на пианистке Кларе Вик (дочери и ученице Ф. Вика). С 1843 Ш. некоторое время преподавал в Лейпцигской консерватории (классы фортепьяно, композиции и чтения партитур). Вместе с женой предпринял ряд концертных поездок (в т. ч. в Россию, 1844). С 1844 жил в Дрездене, с 1850 ‒ в Дюссельдорфе, где наряду с композиторской деятельностью руководил хоровыми коллективами, дирижировал симфоническим оркестром. С конца 40-х гг. постепенно обострилась психическая болезнь Ш., последние два года жизни он провёл в лечебнице (Эндених), где и скончался.

Ш. ‒ один из ярких представителей романтического искусства 19 в. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. бросало вызов духовной нищете мещанской Германии 1820-х ‒ 40-х гг., звало в мир высокой человечности. Наследник Ф. Шуберта и К. М. Вебера, Ш. развивал демократические и реалистические тенденции немецкого и австрийского музыкального романтизма. Его произведения тесно связаны с народно-бытовым искусством, с традициями немецкой музыкальной классики. При этом Ш. вошёл в историю музыки как один из самых смелых новаторов. Расширяя границы и средства музыкального языка, он стремился с полнотой и точностью передать, с одной стороны, процессы духовной жизни, с другой ‒ жизнь «вовне» ‒ связи и контрасты явлений, образующие «драматургию» жизни. Отсюда, в частности, его стремление тесно сблизить музыку с литературой, поэзией.

Большая часть фортепьянных произведений Ш. ‒ циклы из небольших пьес лирико-драматического, изобразительного и «портретного» жанров, внутренне связанных между собой и образующих сюжетно-психологическую линию. Один из самых типичных циклов ‒ «Карнавал» (1835), в котором пёстрой чередой проходят сценки, танцы, маски, женские образы (среди них Кьярина ‒ Клара Вик), музыкальные портреты Паганини, Шопена. Близки к «Карнавалу» циклы «Бабочки» (1831, навеян произведения Жан Поля) и «Давидсбюндлеры» (1837). Цикл пьес «Крейслериана» (1838, названный по имени литературного героя Э. Т. А. Гофмана ‒ музыканта-фантазёра Иоганнеса Крейслера) принадлежит к числу высших достижений Ш. Мир романтических образов, страстная тоска, героический порыв отражены в таких произведениях Ш. для фортепьяно, как «Симфонические этюды» («Этюды в форме вариаций», 1834), сонаты (1835, 1835‒38, 1836), Фантазия (1836‒38), концерт для фортепьяно с оркестром (1841‒45). Наряду с произведениями вариационного и сонатного типов у Ш. имеются фортепьянные циклы, построенные по принципу сюиты или альбома пьес: «Фантастические отрывки» (1837), «Детские сцены» (1838), «Альбом для юношества» (1848) и др.

В вокальном творчестве Ш. развивал тип лирической песни Шуберта. В тонко разработанном рисунке песен Ш. запечатлел детали настроений, поэтические подробности текста, интонации живой речи. Значительно возросла у Ш. роль фортепьянного сопровождения, дающего богатую обрисовку образа и нередко досказывающего содержание песен. Наиболее популярный из вокальных циклов‒ «Любовь поэта» на стихи Г. Гейне (1840), состоящий из 16 песен, в том числе «Если б цветы угадали», «Слышу ли песни звуки», «Я утром в саду встречаю», «Я не сержусь», «Во сне я горько плакал», «Вы злые, злые песни». Другой сюжетный вокальный цикл ‒ «Любовь и жизнь женщины» на стихи А. Шамиссо (1840). Разнообразные по содержанию песни входят в циклы «Мирты» на стихи Ф. Рюккерта, И. В. Гёте, Р. Бёрнса, Г. Гейне, Дж. Байрона (1840), «Круг песен» на стихи Й. Эйхендорфа (1840). В вокальных балладах и песнях-сценах Ш. затронул весьма широкий круг сюжетов. Яркий образец гражданской лирики Ш. ‒ баллада «Два гренадера» (на стихи Г. Гейне). Многие песни Ш. ‒ простые сценки или бытовые портретные зарисовки: музыка их близка к немецкой народной песне («Народная песенка» на стихи Ф. Рюккерта, и др.).

В оратории «Рай и Пери» (1843, на сюжет одной из частей «восточного романа» «Лалла Рук» Т. Мура), так же как в «Сценах из Фауста» (1844‒53, по И. В. Гёте), Ш. близко подошёл к осуществлению своей давней мечты о создании оперы. Единственная оконченная опера Ш. «Геновева» (1848) на сюжет средневековой легенды не завоевала признания на сцене. Творческой удачей явилась музыка Ш. к драматической поэме «Манфред» Дж. Байрона (увертюра и 15 музыкальных номеров, 1849). В 4 симфониях композитора (т. н. «Весенняя», 1841; 2-я, 1845‒46; т. н. «Рейнская», 1850; 4-я, 1841‒51) господствуют светлые, жизнерадостные настроения. Преобладающее место занимают в них эпизоды песенного, танцевального, лирико-картинного характера.

Ш. ‒ автор 3 струнных квартетов (1842), 3 фортепьянных трио (2 ‒ 1847, 1851), фортепьянного квартета (1842) и получившего широкую популярность фортепьянного квинтета (1842), а также сольных камерных произведений для струнных и духовых инструментов, произведений для хора.

Ш. внёс большой вклад в музыкальную критику. Пропагандируя на страницах своего журнала творчество музыкантов-классиков, борясь против антихудожественных явлений современности, он поддерживал новую европейскую романтическую школу. Ш. бичевал виртуозное щегольство, равнодушие к искусству, скрывающееся под маской благонамеренности и фальшивой учёности. Главные из вымышленных персонажей, от имени которых выступал Ш. на страницах печати, ‒ пылкий, неистово дерзкий и ироничный Флорестан и нежный мечтатель Эвсебий. Оба они олицетворяли черты характера самого композитора.

Идеалы Ш. были близки передовым музыкантам 19 в. Его высоко ценили Ф. Мендельсон, Г. Берлиоз, Ф. Лист. В России творчество Ш. пропагандировали А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, Г. А. Ларош, деятели «Могучей кучки».


Соч.: Gesammelte Schriften Über Musik und Mlisiker, 5 Aufl., Bd 1¾2, Lpz., 1914; Jugendbriefe, 4 Aufl., Lpz., 1910; Briefe. Neue Folge, 2 Aufl., Lpz., 1904; Tagebücher, Bd 1, Lpz., 1971; в рус. пер. ‒ Избр. статьи о музыке, М., 1956; О музыке и музыкантах. Собр. статей, т. 1‒2-А: М., 1975‒78, Письма, т. 1, [М., 1970].


Лит.: Ларош Г., Шуман как фортепианный композитор, «Современная летопись», 1870, № 28‒29; Каратыгин В., Роберт Шуман, «Театр и искусство», 1910, №22; Глебов Игорь [Асафьев Б.], в сборнике: Р. Шуман, Песни..., М., 1933, с. II‒VI; Чайковский П. И., Музыкально-критические статьи, М., 1953: Стасов В., Лист, Шуман и Берлиоз в России, М., 1954; Друскин М., Творческий метод Шумана, в кн.: История и современность, Л., 1960; Житомирский Д., Шопен и Шуман, в кн.: Фридерик Шопен, М., 1960; его же, Роберт и Клара Шуман в России, М., 1962; его же, Роберт Шуман. Очерк жизни и творчества, М., 1964; Jansen F. G., Die Davidsbündler. Aus R. Schumanns Sturm- und Drangperiode, Lpz., 1883; Wasielewski J. W. v., R. Schumann, 4 Aufl., Lpz., 1906; Abert Н., R. Schumann, 4 Aufl., B., 1920; Robert Schumann in seinen Schriften und Briefen, eingel. W. Boetticher, B., 1942; Wörncr H., Robert Schumann, [Z., 1949]; Eismann G., Robert Schumann. Ein Quellenwerk über sein Leben und Schaffen, Bd 1‒2, Lpz., 1956.

Д. В. Житомирский.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Шуман Роберт Александер" в других словарях:

  • Шуман Роберт Александер — Шуман: Шуман, Роберт (1810 1856)  немецкий композитор Шуман, Робер (1886 1963)  премьер министр и министр иностранных дел Франции, политик, один из основателей Европейского союза, Совета Европы и НАТО. Шуман, Клара (1819 1896)  немецкая пианистка …   Википедия

  • ШУМАН Роберт (композитор) — ШУМАН (Schumann) Роберт (1810 56), немецкий композитор и музыкальный критик. Выразитель эстетики немецкого романтизма. Основатель и редактор «Нойе цайтшрифт фюр музик» («Новый музыкальный журнал», 1834). Создатель программных фортепианных циклов… …   Энциклопедический словарь

  • ШУМАН — (Роберт Александер Ш. (1810 1856) нем. композитор; тж в знач. нариц.) Дрожат на люстрах огоньки... Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана и Кюи Я узнавала судьбы Тома. Цв909 (I,44); Залу, спящую на вид, И волшебную, как сцена, Юность Шумана …   Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

  • Шуман А. —         (Schumann) Роберт Александер (8 VI 1810, Цвиккау 29 VII 1856, Эндених, близ Бонна, похоронен в Бонне) нем. композитор и муз. писатель. Род. в семье книгоиздателя. Уже в детстве Ш. проявил разнообразные художеств. дарования, соединённые с… …   Музыкальная энциклопедия

  • Шуман — I Шуман (Schumann)         Георг (28.11.1886, Лейпциг, 11.1.1945, Дрезден), деятель германского рабочего движения. В 1905 вступил в СДПГ, примыкал к левым социал демократам. За антивоенную пропаганду в годы 1 й мировой войны 1914 18 подвергался… …   Большая советская энциклопедия

  • 06 Июнь, 08 — ? Родилась Татьяна Маркова, певица. 1671 Родился Томазо Альбинони, итальянский композитор. Даты жизни: 08 июня 1671 1750. 1810 Родился Роберт Александер Шуман, немецкий композитор и пианист. Даты жизни: 08 июня 1810 29 июля 1856 …   Словарь музыкальных дат

  • Чемпионат мира по санному спорту — Марка, посвящённая чемпионату мира 1966 года в городе Фридрихрода, который впоследстви …   Википедия

  • Чемпионат Европы по санному спорту — совокупность спортивных соревнований по санному спорту между европейскими сборными командами, проводимых с 1914 года Международной федерацией санного спорта. В период с 1935 года по 1956 ой состязания проходили под эгидой федерации бобслея, но… …   Википедия

  • Список олимпийских медалистов по плаванию (мужчины) —       Служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы.   Данное предупреждение не устанавливается на информационные статьи списки и глоссари …   Википедия

  • Список призёров Олимпийских игр по плаванию (мужчины) — …   Википедия

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»