Шоу Джордж Бернард это:

Шоу Джордж Бернард
Шоу (Shaw) Джордж Бернард (26.7.1856, Дублин, ‒ 2.11.1950, Эйот-Сент-Лоренс), английский драматург. По происхождению ирландец. Ранние годы провёл в Дублине, по окончании школы (1871) служил клерком. В 1876 переехал в Лондон, занимался журналистикой (в т. ч. музыкальные рецензии) и литературой. Романы «Неразумный брак» (1880), «Любовь артиста» (1881), «Профессия Кэшеля Байрона» (1882) и самый острый по социальной тематике роман «Неуживчивый социалист» (1883, отд. изд. 1887; рус. пер. под назв. «Социалист-любитель», 1910) были отвергнуты буржуазными издателями и печатались в социалистической периодике. В качестве одного из лидеров «Фабианского общества» Ш. на протяжении ряда лет трудился в области непосредственной пропаганды идей социализма, издавая специальные трактаты, брошюры и книги.

Уже в романах (литературном дебюте Ш.) определилось ядро его творческого метода ‒ парадокс как средство ниспровержения признанных идеологических устоев. Первая пьеса Ш. «Дома вдовца» (1892) вызвала скандал и успеха не имела, как и последовавшая за ней пьеса «Сердцеед» (1893). «Профессия г-жи Уоррен» (1894), трактовавшая тему проституции, была впервые поставлена в Англии в 1907. Трудности с постановкой вынудили Ш. издавать пьесы (печать не подвергалась предварительной цензуре). Названные пьесы составили сб. «Пьесы неприятные» (1898); тогда же был издан второй цикл ‒ «Пьесы приятные»: «Оружие и человек» (1894), «Кандида» (1894), «Избранник судьбы» (1895), «Поживём ‒ увидим!» (1895). Следующий цикл ‒ «Три пьесы для пуритан» (1901): «Ученик дьявола» (1896‒ 1897), «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Обращение капитана Брасбаунда»(1899). Один из создателей современной «драмы идей», Ш. утверждал тип пьесы-дискуссии, в которой столкновение мнений, враждебных идеологий ставило острейшие проблемы общественной и личной нравственности. «Человек и сверхчеловек» (1901‒03) ‒ «комедия и философия», по определению Ш., трансформирует традиционную тему Дон-Жуана: героя преследует женщина. В эпизоде «Дон-Жуан в аду» устами дьявола высказывается поразительная по силе критика пороков капиталистической цивилизации. «Другой остров Джона Булля» (1904) в образах двух главных героев противопоставляет не только национальные типы (ирландец и англичанин), но соответственно «романтика» и «реалиста» (как их толковал Ш.). «Майор Барбара» (1905) содержит критику буржуазной филантропии; в пьесе ‒ впервые у Ш.‒ высказывается мысль о том, что буржуазному насилию нужно противопоставить силу, служащую социальному прогрессу и справедливости. Даже в решении частных вопросов Ш. остаётся остросоциальным драматургом. «Дилемма врача» (1906) показывает, как в буржуазных условиях медицина теряет свой гуманный характер; «Андрокл и лев» (1913) критикует догматическое христианство. Вопросам семьи, брака, воспитания посвящены «Женитьба» (1908), «Мезальянс» (1910), «Первая пьеса Фанни» (1911). «Разоблачение Бланко Поснета» (1909) содержит обличение религ. ханжества мещан. «Пигмалион» (1913), сталкивая проблемы речевой культуры и общего духовного развития, выявляет нравственное превосходство девушки из низов над внешне интеллигентным, аристократичным профессором фонетики.

На Октябрьскую революцию 1917 в России Ш. откликнулся гротескным фарсом «Аннаянска, большевистская императрица» (1918), где со всей определённостью высказался за применение методов насилия в целях преобразования общества. В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» (1913‒19), написанной под явным влиянием А. П. Чехова, Ш. обличает паразитизм господствующего класса, утрату им духовных ценностей, стирание индивидуальности характера. Напротив, в труде и решительном обновлении всего уклада жизни видит спасение старый капитан Шатовер. Пенталогия «Назад к Мафусаилу» (1918‒20) ‒ «метабиологическая» драма из пяти не связанных единством фабулы частей, причудливая утопия мира долгожителей. «Святая Иоанна» (1923) ‒ трагедия, притом единственная у Ш. В ней в трактовку истории Жанны д'Арк Ш. внёс новый мотив: Деве даёт силу не одержимость, а разум, которого одинаково боятся и французы, и англичане. Когда после казни Жанны «опасность» исчезла, её реабилитируют, однако никто не хочет, чтобы она вернулась к жизни.

После нескольких лет перерыва Ш. вернулся к драматургической деятельности, поразив мир свежестью и остротой своих «политических экстраваганц» (т. е. эксцентрических комедий): «Тележка с яблоками» (1929), «Плохо, но правда» (1931), «На мели» (1933), «Простачок с Нежданных островов» (1934), «Женева» (1938), историческая пьеса «В золотые дни доброго короля Карла» (1939), комедия «Миллионерша» (1936). Через все пьесы проходит мысль о том, что капиталистическое общество зашло в тупик, буржуазная демократия переживает острейший кризис; осуждается фашизм («Женева»).

В 1931 Ш. посетил СССР, другом которого был с первых лет Великой Октябрьской социалистической революции. Боевой дух публициста сказывался в выступлениях Ш. до самой глубокой старости. Последние пьесы Ш. ‒ «Миллиарды Байанта» (1948), «Вымышленные басни» (1950).

Не сразу проникнув на сцену, драматургия Ш. постепенно завоевала широкое признание и стала одним из центр. явлений в литературе конца 19 ‒ 1-й половины 20 вв. Остропублицистическое творчество Ш. одухотворено глубокими философскими раздумьями о социально-культурном и биологическом будущем человечества. Замечательное мастерство драматурга способствовало тому, что его пьесы стали рупором обществ. и философской мысли. Лучшие пьесы Ш. прочно вошли в репертуар многих театров Советского Союза. Нобелевская премия (1925).


Соч.: The standard edition of the works of B. Shaw, v. 1‒36, L., 1931‒50; в рус. пер.‒ Полн. собр. соч., т. 1‒10, М., 1910‒ 1911; Избр. произв., т. 1‒2, М., 1956; О драме и театре, М., 1963; О музыке и музыкантах, М., 1965; Письма, М., 1971; Новеллы, М., 1971.


Лит.: Луначарский А. В., Б. Шоу, в его кн.: О театре и драматургии. Избр. статьи, т. 2, М., 1958; Ромм А., Дж. Б. Шоу, Л.‒М., 1965; Образцова А., Б. Шоу и европейская театральная культура на рубеже XIX ‒ XX веков, М., 1974; Пирсон Х., Б. Шоу, М., 1972; Бернард Шоу. Биобиблиографич. указатель к 100-летию со дня рождения, М., 1956; Henderson A., G. В. Shaw, man of the century, N. Y., [1956]; Chesterton G. K., G. B. Shaw, L., 1909; Bentley Е., B. Shaw, Norfolk (Conn.), 1957; Woodbridge H. E., G. B. Shaw, creative artist, Carbondale, 1963; Kaufmann R. J. (ed.), G. B. Shaw, a collection of critical essays, Englewood Cliffs (N. Y.), 1965; Crompton L., Shaw the dramatist, L., 1971; Berst C. A., B. Shaw and the art of drama, Urbana, 1973.

А. А. Аникст.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Шоу Джордж Бернард" в других словарях:

  • Шоу, Джордж Бернард — Джордж Бернард Шоу. ШОУ (Shaw) Джордж Бернард (1856 1950), английский писатель. Один из учредителей социал реформистского “Фабианского общества” (1884). Роман “Социалист любитель” (1883), статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шоу Джордж Бернард — Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист …   Википедия

  • Шоу Джордж Бернард — (Shaw G. B.) Шоу, Джордж Бернард (Shaw G. B.) (1856 1950) Английский писатель, драматург. Афоризмы, цитаты Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) биография. • Долги похожи на всякую другую западню: попасть в них весьма легко, но выбраться довольно… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Шоу, Джордж Бернард — Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения …   Википедия

  • Шоу Джордж Бернард — (Shaw) (1856 1950), английский писатель. Один из учредителей социал реформистского «Фабианского общества» (1884). Роман «Социалист любитель» (1883), статьи о музыке и театре (пропагандировал пьесы Г. Ибсена как образец новой драмы). Создатель… …   Энциклопедический словарь

  • ШОУ Джордж Бернард — (Shaw, George Bernard) БЕРНАРД ШОУ (1856 1950), ирландский драматург, философ и прозаик, выдающийся критик своего времени и самый прославленный после Шекспира драматург, писавший на английском языке. Родился 26 июля 1856 в Дублине. Его отец,… …   Энциклопедия Кольера

  • Шоу, Джордж Бернард — (Shaw, George Bernard, 1856 1950) великий драматург; среди его сочинений, посвященных жизни и творчеству Шекспира, особое место занимают целый ряд блестящих рецензий, написанных для Субботнего обозрения в период с 1895 по 1898 г.; небольшая пьеса …   Шекспировская энциклопедия

  • Шоу Джордж Бернард — (Shaw) известный английский драматург. Род. в 1856 г. Рано увлекся социал демократическими идеями; обратил на себя внимание меткими театральными и музыкальными рецензиями; позже выступил сам в роли драматурга и тотчас же вызвал резкие нападки лиц …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) - биография. — Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) биография. Шоу, Джордж Бернард (Shaw G. B.) (1856 1950) Шоу Джордж Бернард (Shaw G. B.) Биография Английский писатель. Бернард Шоу родился 26 июля 1856 в Дублине. По происхождению ирландец. Ранние годы провел в… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • Джордж Бернард Шоу — Бернард Шоу Bernard Shaw Дата рождения: 26 июля 1856 Место рождения: Дублин, Ирландия Дата смерти: 2 ноября 1950 Род деятельности: романист …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Шоу Джордж Бернард» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»