Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих это:

Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих
Шиллер (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре, ‒ 9.5.1805, Веймар), немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк. Выдающийся представитель Просвещения в Германии, один из основоположников немецкой литературы нового времени. Сын фельдшера, офицера на службе вюртембергского герцога. Воспитывался в религиозно-пиетистической атмосфере, отозвавшейся в его ранних стихах. Окончив латинскую школу в Людвигсбурге (1772), Ш. по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в военную школу (т. н. Карпова школа), переименованную затем в академию, где занимался на юридическом, потом на медицинском отделении. В академии Ш. познакомился с моралистической философией А. Фергюсона и А. Шефтсбери, с идеями английских и французских просветителей Дж. Локка, Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Ж. Руссо, с творчеством У. Шекспира, Лессинга, произв. поэтов «Бури и натиска». На формирование общественно-политических взглядов Ш. повлияли и немецкая антифеодальная публицистика и освободительное движение в Америке. По окончании академии (1780) был назначен полковым врачом в Штутгарт. К этому времени им была завершена первая трагедия «Разбойники» (изд. 1781, пост. 1782), в которой выразился протест против феод. порядков в Германии. Известная декларативность главного героя и компромиссность финала не помешали тому, что впоследствии трагедия воспринималась как боевое, революционное произв. В Штутгарте Ш. выпустил поэтическую «Антологию на 1782 год», большинство стихов которой сочинено им самим, создал драму из итальянской истории эпохи Возрождения «Заговор Фиеско в Генуе» (1783). За самовольную отлучку из полка в Мангейм на представление «Разбойников» подвергся аресту и запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило Ш. бежать из владений герцога. Поселился сначала в деревушке Бауэрбах, где закончил драму «Луиза Миллер» (впоследствии названа «Коварство и любовь»), затем в Мангейме. В 1785 переехал в Лейпциг, потом в Дрезден.

Своими первыми драматическими и лирическими произведениями Ш. поднял движение «Бури и натиска» на новую высоту, придав ему более целеустремлённый и общественно действенный характер. Особенно велико значение «Коварства и любви» (1784), первой, по определению Ф. Энгельса, нем. политической тенденциозной драмы. В ней выражено главное социальное противоречие времени ‒ между бесправным народом и правящей аристократией. Эта «мещанская трагедия» (так Ш. в духе просветительской литературы определил её жанр) обозначила контуры большой социально-философской трагедии, осуществленной вскоре Ш. на историческом материале. В 1783‒87 Ш. работал над драмой «Дон Карлос» (из испанской истории 16 в.). Задуманная как семейная драма испанского инфанта, она превратилась в трагедию общественного преобразователя ‒ «гражданина вселенной» ‒ маркиза Позы. В окончательном варианте Ш. заменил прозу пятистопным ямбическим стихом, а жанр определил как драматическую поэму. В трагедии показан непримиримый конфликт между властвующим абсолютизмом и идеалом разума и свободы. В судьбе Позы намечена та трагедия благородного идеалиста, энтузиаста, которой предстоит позднее получить у Ш. теоретическое обоснование и поэтическое воплощение.

С отъездом в Веймар (1787) открывается новая фаза в творчестве Ш., обещанная уже «Доном Карлосом». Пересматривая прежний опыт и художественные принципы «Бури и натиска», Ш. стал изучать историю, философию, эстетику. В 1788 он начал редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров», написал «Историю отпадения Нидерландов от испанского правления» (вышел только 1-й т.), в которой освободительное движение маленького нидерландского народа толковалось как предвестие схватки старого мира с просветительскими идеалами. В 1789 при содействии И. В. Гёте с которым Ш. познакомился в 1788, занял должность экстраординарного профессора истории Иенского университета, где прочел вступительную лекцию на тему «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают». В 1793 опубликовал «Историю Тридцатилетней войны» и ряд статей по всеобщей истории. К этому времени Ш. стал приверженцем философии И. Канта, влияние которой ощущается в его эстетических трудах «О трагическом искусстве» (1792), «О грации и достоинстве» (1793), «Письма об эстетическом воспитании человека» (1795), «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795‒96) и др.

Исследуя всеобщую историю от начальных её этапов до своего времени, Ш. отмечал прогресс в развитии общества, которое, однако, не избавилось от варварства и рабского угнетения. Размышления над историческими судьбами человечества только усилили трагическое мироощущение писателя. Ш. сочувственно встретил весть о Великой французской революции (в 1792 Конвент присвоил ему звание «почётного гражданина Французской республики»), но якобинская диктатура встревожила его. Одобряя низвержение феодальных порядков, он порицал казнь Людовика XVI, в которой увидел насилие, неприемлемое для него теперь в любых формах. Отвергнув революционные средства общественного переустройства, Ш. выдвинул обширную программу эстетического воспитания, полагая, что «путь к свободе ведёт только через красоту» и что миссия искусства в том, чтобы исподволь и постепенно готовить современного испорченного и порабощенного человека к грядущим разумным общественным отношениям. В соответствии с такой эстетико-политической программой Ш. отстаивал принципы идеализации, некогда позволившие античным художникам достичь непревзойдённых образцов (т. н. «веймарский классицизм»). Это отразилось и в лирике конца 80‒90-х гг. («К радости», «Боги Греции», «Художники» и др.).

Сближение с Гёте составило, по признанию Ш., «целую эпоху в его развитии». В их переписке ставились важнейшие эстетические вопросы времени, подробно обсуждались произведения, над которыми они тогда работали. Они совместно создали цикл эпиграмм «Ксении» («подарки гостям» ‒ греч.), направленных против плоского рационализма, филистерства в литературе и театре, против ранних немецких романтиков. Дружба с Гёте содействовала новому подъёму творчества Ш. В 1795‒98 он редактирует журнал «Ди Орен» («Die Horen»), в состязании с Гёте пишет баллады «Водолаз» (в пер. В. А. Жуковского «Кубок»), «Перчатка», «Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. В «Песне о колоколе» (1799) Ш. вновь осуждает насилие, приводящее к анархии, и вместе с тем прославляет радость творческого труда и мирное согласие человечества. Претерпели изменение и эстетические взгляды Ш., пришедшего к заключению о коренных различиях древней, «наивной», объективной поэзии, и современной ‒ «сентиментальной», субъективной, о необходимости сочетания в современной литературе идеального с реальным.

Гл. коллизией зрелого творчества Ш. становится столкновение просветительского идеала свободного мироустройства с жестокой действительностью (стих. «Идеал и жизнь», 1795). Поздние трагедии Ш. основаны на материале переломных эпох истории, переданных стилизованно и порой условно. Они раскрывают трагизм человека в его конфликте с объективной исторической необходимостью. Эта основная трагическая коллизия осложнена в них другими социально-политическими и этико-психологическими конфликтами и проблемами, но, как коллизия философская, она определяет всю структуру трагедий. С 1791 Ш. вынашивал замысел трагедии «Валленштейн» (опубл. в 1800), в процессе создания выросшей в трилогию: «Лагерь Валленштейна» (пост. 1798), «Пикколомини» (пост. 1799), «Смерть Валленштейна» (пост. 1799) ‒ из эпохи Тридцатилетней войны 1618‒48. Противоречивый характер Валленштейна раскрыт в сложном сцеплении политических и психологических конфликтов. В «Марии Стюарт» (1801) на сюжет из истории Англии 16 в. важнейшая политическая проблема современной Ш. Европы ‒ взаимоотношения личности и нового, буржуазного государства ‒ приобрела огромное трагическое звучание благодаря мастерскому изображению психологии гл. героинь. В «романтической трагедии» «Орлеанская дева» (1801) Ш. прославил французскую народную героиню Жанну д▓Арк, соединив патриотическую тему с этическим конфликтом в душе героини. Драма «Мессинская невеста» (1803) ‒ оригинальная художественная попытка возрождения классической формы и проблематики рока античной трагедии. «Вильгельм Телль» (1804) ‒ драма о легендарном швейцарском народном герое, в ней Ш. пришёл к оправданию, хотя и не во всём последовательному, революционного действия. Через всю драму проходит мысль о воздействии народа на ход истории, о необходимости связи героя с народом. В последние месяцы жизни Ш. работал над трагедией «Димитрий» из русской истории, но внезапная смерть оборвала его работу.

Один из крупнейших трагиков мировой литературы, Ш. создал особый тип драмы ‒ драмы открыто декламируемой идейности, воплощённой в поэтических формах, и традиции её в той или иной степени сказались в драматургии «Молодой Германии» (К. Гуцков), Ф. Хеббеля, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, в 20 в. ‒ в творчестве Б. Шоу, Б. Брехта и др. В России Ш. стал известен ещё в 90-е гг. 18 в., в переводах Н. И. Гнедича, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского (его переводы стали классическими), А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета и др. Он один из самых популярных иностранных писателей. Творчество Ш. высоко ценили В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой; романы Ф. М. Достоевского содержат прямые отклики на произведения Ш. Популярность Ш. в России особенно возросла в период Революции 1905‒07 и после Великой Октябрьской революции 1917, его пьесы прочно держатся в репертуаре советских театров. Творчество великого гуманиста, глашатая идеалов свободы и всемирного братства глубоко изучается и пропагандируется в ГДР (Национальный музей немецкой классической литературы в Веймаре); значителен вклад советских исследователей в освоение шиллеровского наследия.


Соч.: Briefe, hrsg. von F. Jonas, Bd 1‒7, Stuttg., 1892‒96; Sämtliche Werke. Säkularausgabe, hrsg. von E. Hellen, Bd 1‒16, Stuttg., 1904‒05; Werke. Nationalausgabe, begr. von J. Petersen, Bd 1‒42‒, Weimar, 1943 (изд. продолжается); в рус. пер.‒ Собр. соч., т. 1‒7, М., 1955‒57.


Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Об искусстве, т. 1‒2, М., 1967 (см. Указатель имён); Шиллер Ф. П., Ф. Шиллер. Жизнь и творчество, М., 1955; Лозинская Л., Ф. Шиллер, М., 1960; Берковский Н. Я., Театр Шиллера, в его кн.: Статьи о литературе, М.‒ Л., 1962; Асмус В. Ф., Шиллер как философ и эстетик, в его кн.: Немецкая эстетика XVIII в., М., 1962; Данилевский Р. Ю., Шиллер в русской лирике 1820‒ 1830-x годов, «Русская литература», 1976, №4; Вильмонт Н., Достоевский и Шиллер, в его кн.: Великие спутники, М., 1966; Фр. Шиллер. Статьи и материалы, М., 1966; Schiller. Reden, im Gedenkjahr. 1955, Stuttg., 1955‒61; Schiller in unserer Zeit, Weimar, 1955; Buchwald R., Schiller. Leben undWerk, 4 Aufl., Wiesbaden, 1959; Piana Th., F. Schiller. Bild-Urkunden zu seinem Leben und Schaffen, Weimar, 1957; Fambach O., Schiller und sein Kreis in der Kritik ihrer Zeit, B., 1957; Wiese B., Fr. Schiller, Stuttg., 1959; Abusch A., Schiller. Große und Tragik eines deutschen Genius, 3 Aufl., B., 1962; Storz G., Der Dichter Fr. Schiller, 3 Aufl., Stuttg., 1963; Kostka E. K., Schiller in Russian Literature, Phil., 1965; Staiger E., Fr. Schiller, Z., 1967; Harder Н. B., Schiller in Rußland, Materialien zu einer Wirkungsgeschichte. 1789‒1814, Bad Homburg, 1969; Borchmeyer D., Tragödie und Öffentlichkeit. Schillers Dramaturgie im Zusammenhang seiner Östhetischpolitischen Theorie und die rhetorische Tradition, Münch., 1973; Vulpius W., Schiller-Bibliographie, 1893‒1963, Bd 1‒2, Weimar, 1959.

З. Е. Либинзон.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих" в других словарях:

  • Шиллер, Иоганн Кристоф Фридрих — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

  • Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

  • ШИЛЛЕР Иоганн Кристоф Фридрих — ШИЛЛЕР (Schiller) Иоганн Кристоф Фридрих (1759—1805), немецкий поэт, драматург, теоретик иск ва. Драмы «Разбойники» (1781), «республиканская трагедия» «Заговор Фиеско в Генуе» (1783), «мещанская трагедия» «Коварство и любовь» (первонач. назв …   Литературный энциклопедический словарь

  • ШИЛЛЕР Иоганн Кристоф Фридрих — (10.11.1759, Марбах на Некка ре, 9.5.1805, Веймар), нем. поэт, драматург, философ, теоретик иск ва, историк. По окончании Воен. академии герцога Вюртембергского в Штутгарте (1780). назначен полковым врачом. В 1781 опубликовал свою первую пьесу… …   Российская педагогическая энциклопедия

  • Иоганн Кристоф Фридрих Шиллер — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

  • Шиллер (Schiller), Иоганн Кристоф Фридрих — (1759 1805)     немецкий поэт, драматург, философ, теоретик искусства, историк. С 1781 профессор истории Йенского университета. Читал курс лекций по эстетике в Веймаре. Творчество Ш. пронизывает идея свободы, получившая множество воплощений в его …   Педагогический терминологический словарь

  • ШИЛЛЕР Иоганн Фридрих — ШИЛЛЕР, ИОГАНН КРИСТОФ ФРИДРИХ (Schiller, Johann Christoph Friedrich) ФРИДРИХ ШИЛЛЕР (1759 1805), немецкий поэт, драматург и философ эстетик. Родился 10 ноября 1759 в Марбахе (Вюртемберг); выходец из низов немецкого бюргерства: мать из семьи… …   Энциклопедия Кольера

  • Фридрих Иоганн Кристоф Шиллер — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

  • Шиллер, Фридрих Иоганн Кристоф — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

  • Шиллер Фридрих Иоганн Кристоф — Запрос «Шиллер» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Фридрих Шиллер Friedrich Schiller Портрет работы Антона Графа. 1790 Имя при рождении: Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер Дата рождения: 10 ноября …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Шиллер Иоганн Кристоф Фридрих» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»