Шевченко Тарас Григорьевич это:

Шевченко Тарас Григорьевич
Шевченко Тарас Григорьевич [25.2(9.3).1814, с. Моринцы, ныне Звенигородского района Черкасской области, ‒ 26.2(10.3).1861, Петербург], украинский поэт, художник, мыслитель, революционный демократ. Родился в семье крепостного крестьянина. Рано осиротел; был пастухом, батраком у попа, с 14 лет «казачком» у своего помещика П. В. Энгельгардта. Грамоте учился у сельского дьячка. С 1829 жил с помещиком в г. Вильнюсе, а с его переездом в Петербург (начало 1831) был отдан (в 1833) в обучение к «разных живописных дел цеховому мастеру» Ширяеву. Весной 1838 Ш. был выкуплен из крепостной неволи. Первые из дошедших до нас произведений Ш. ‒ баллада «Порченая», стихотворения «Думка» («Течёт вода в сине море»), «Вечной памяти Котляревского» и поэма «Катерина» ‒ датируются 1837‒38.

В 1840 вышел сборник поэтических произведений Ш. «Кобзарь», где были впервые опубликованы стихотворения «Думы мои», «Перебендя», «Думка» («Нащо менi чорнi брови...»), «К Основьяненко», «Иван Подкова», баллада «Тополь», поэмы «Катерина» и «Тарасова ночь». Раннее творчество Ш., итоги которого были подведены появлением «Кобзаря», развивалось в русле романтизма. В балладах и поэмах реальность тесно сплетается с фантастикой народных легенд и преданий; в основе сюжетов лежит несчастная, трагически обречённая любовь. Однако уже в ранних произведениях Ш. заметна мощная струя реализма: его героини полны неподдельно правдивого чувства, за их страданиями видятся конкретные жизненные обстоятельства. «Катерина», например, ‒ вполне реалистическая поэма о горькой судьбе, отчаянии и самоубийстве простой крестьянской девушки, обманутой офицером и брошенной им с ребёнком на руках. С течением времени тема любви и женской доли приобретает в творчестве Ш. всё большую историческую определённость. Оправдывается и освящается беспощадная месть угнетателям за поруганное человеческое достоинство (поэмы «Слепая», 1842, «Марина», 1848. «Княжна», 1847).

То же движение к реализму и в исторической теме. От ранних произведений «Тарасова ночь» (1838), «Иван Подкова» (1839), проникнутых романтикой старинных преданий, поэт всё ближе подходит к теме национально-освободительной борьбы. В самой крупной из его исторических поэм «Гайдамаки» (1841) изображены события великого народного восстания 1768, известного под названием «Колиивщина», против шляхетского польского гнёта. Эта поэтическая эпопея исторически правдива и при том вся обращена к современности: воспоминаниями о славе предков Ш. стремился воззвать угнетённый украинский народ к революционной борьбе за своё освобождение.

В мае 1843 Ш. поехал на Украину; вернулся в Петербург в феврале 1844; весной 1845 снова отправился на Украину, намереваясь поселиться в Киеве. Впечатления от поездок по Киевской, Полтавской, Черниговской и Волынской губерниям (в качестве художника Киевской археографической комиссии), в особенности от тяжёлого положения закрепощенного крестьянства, заметно усилили революционные устремления Ш. Во время поездок он писал антикрепостнические стихи, занося их в альбом («Три года»), читал их знакомым, давал переписывать. В 1846 Ш. вступил в тайное Кирилло-Мефодиевское общество, где занимал наиболее левые позиции; в апреле 1847 по доносу провокатора был арестован и затем отдан в солдаты в Орскую крепость (в Оренбургскую губернии, а в 1850 ‒ в Новопетровское укрепление на полуострове Мангышлак, ныне г. Форт-Шевченко) за то, что, как сказано в приговоре, «сочинял стихи на малороссийском языке, самого возмутительного содержания». Утверждая приговор о ссылке и «строжайшем наблюдении, дабы от него, ни под каким видом, не могло выходить возмутительных сочинений», Николай I добавил от себя: «под строжайший надзор с запрещением писать и рисовать» (цит. по кн.: Тарас Шевченко. Документи i матерiaли, 1963, с. 50).

Стихи и поэмы «Сон» (1844), «Кавказ» (1845), за которые царизм преследовал поэта, знаменовали новый этап в развитии украинской политической лирики и сатиры. В них Ш. поднялся на новую ступень исторического и политического сознания. Здесь он гневно заклеймил самодержавие, призывал народы к общечеловеческому братству, прославлял борьбу народов России против колон. угнетения. Оба произв. знаменовали новый шаг в развитии реализма Ш., в развитии его революционно-демократических взглядов. С этими и последующими его произведениями 40‒50-х гг. украинская поэзия полноправно вошла в круг развитых европейских литератур и оказала в 19 в. большое влияние на поэзию славянских народов. Выдающуюся роль в этом сыграли стихотворение «Завещание» («Як умру, то поховайте...», 1845), содержавшее открытые призывы к свержению царизма и крепостничества и предвещавшее народам прекрасное будущее, и поэма «Еретик» («Иван Гус») (1845), направленная против церковного мракобесия и политической реакции, проникнутая идеей дружбы народов.

В ссылке Ш. пробыл с июня 1847 по август 1857 и был освобожден после смерти Николая I. Ссылка не убила талант Ш. и не сломила его волю и революционные убеждения. Стихотворения и поэмы «невольничьей музы» (так называл поэт свои произведения, созданные в ссылке и тщательно скрываемые при обысках и арестах) отмечены ростом революционных настроений: в цикле стихотворений «Цари» (1848) с новой силой звучит обвинительный приговор коронованным тиранам и призыв к расправе с ними. В цикле «В каземате» (1847) поэт излил горячую, обострённую ссылкой любовь к Украине и её закрепощенному народу, а в других стихах ‒ чувство братской любви ко всем угнетённым народам (например, к казахам в стихотворении «Топор был за дверью у господа бога...», 1848).

В годы ссылки были написаны реалистические повести на русском языке: «Княгиня» (1853), «Музыкант» (1854‒55), «Несчастный», «Капитанша», «Близнецы» (все ‒ 1855), «Художник» (1856); ранее были написаны повести «Наймичка» (1844) и «Варнак» (1845); после ссылки ‒ «Прогулка с удовольствием и не без морали» (1856‒58); все они проникнуты антикрепостническими настроениями. В центре повестей «Варнак», «Музыкант», «Художник», «Прогулка...» ‒ личность крепостного интеллигента, в судьбе которого много автобиографических черт. Во взглядах героя на искусство звучит голос автора ‒ убеждённого сторонника реализма, близкого теории и практике «натуральной школы» в русской литературе.

Возвращение Ш. из ссылки было долгим и трудным. По дороге, в Новгороде, он был задержан, ему запретили въезд в обе столицы. Однако друзья добились для него разрешения жить в Петербурге, куда он прибыл весной 1858. Здесь он сблизился с кругом авторов «Современника» и близко сошёлся с Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, Н. А. Некрасовым, М. Л. Михайловым, бр. Курочкиными и др. В его сатире зазвучали ещё более резкие и гневные ноты. «Третье отделение» снова установило за поэтом строгий надзор. Летом 1859, когда Ш. поехал на Украину, его арестовали близ с. Прохоровка, а после ареста обязали покинуть Украину и вернуться в Петербург.

В 1860 появилось новое (наиболее полное из трёх прижизненных) издание «Кобзаря» (однако поэмы «Сон», «Кавказ», «Еретик», стихотворение «Завещание» и подобные им произведения не могли войти в него). Добролюбов откликнулся на «Кобзарь» рецензией в «Современнике», назвав Ш. «... поэтом совершенно народным...» (Собр. соч., т. 6, 1963, с. 142). Ряд стихотворений, не вошедших по цензурным условиям в «Кобзарь», друзья поэта опубликовали в 1859 в Лейпциге (сб. «Новые стихотворения Пушкина и Шевченки»).

Произведения 1857‒61 ‒ вершина поэзии Ш., теперь ещё более богатой и разнообразной по темам (общественно-политическим, философским), настроениям, палитре красок в стихах о природе, глубокой мудрости размышлений о поэзии (триптих «Доля», «Муза», «Слава», 1858, и др.), по ритмике и высокой культуре выразительных средств и мастерству художественной образности. К самым большим достижениям этого периода относятся поэмы «Неофиты», «Юродивый» (обе ‒ 1857), «Мария» (1859) и лирика 50-х ‒ начала 60-х гг. В «Неофитах» Ш. прославлял революционеров, декабристов (в аллегорических образах первых христиан); в образе Нерона легко угадывается Николай I, в патрициях ‒ помещики и вельможи. Подражания псалмам и библейским мотивам («Подражание 11 псалму», «Осии, глава XIV», поэма «Мария») тоже использованы Ш. для выражения революционно-демократических идей. В шедеврах его лирики «О, люди, бедные, слепые...», «И Архимед и Галилей», «Нигде ни в чём отрады нету», «Хотя лежачего не бьют» (все ‒ 1860) революционные призывы сопровождаются уверенностью, что «будет кара! царям, царятам на земле». В этих и других стихах (особенно «Свете тихий! Свете ясный!...») Ш. прозревал будущее в свете социалистических идеалов.

Поэтика Ш., близкая к народной традиции, эволюционировала (не порывая с нею) к всё большей и неповторимой оригинальности. Ритмико-интонационная структура поэзии Ш. опирается на украинский народный стих, но ей свойственно богатейшее разнообразие форм и вариантов, ритмики и строфики силлабического (12‒11- и 14- сложного) и силлаботонического стихосложений (например, 28 видов строфики только в стихах, написанных четырёхстопным ямбом). Ш. внёс в украинскую поэзию невиданное богатство тем, радикально расширил её культурные и интеллектуальные горизонты, включив в неё исторические и современные мотивы из жизни многих европейских народов, идеи и образы европейских литератур.

Многие произведения Ш. положены на музыку Н. В. Лысенко (см. его сб. «Музыка к ⌠Кобзарю” Шевченко») и другими украинскими (К. Г. Стеценко, Я. С. Степовый, С. Ф. Людкевич и др.) и русскими (М. П. Мусоргский, П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов) композиторами. Стихотворения «Думы мои, думы мои», «Завещание», начало баллады «Порченая» («Реве та стогне Днiпр широкий») стали народными песнями; «Завещание» вошло в круг революционных песен.

Смерть Ш. была воспринята как большая потеря для литературы и освободительного движения. На его похоронах присутствовали многие литературные и общественные деятели, среди них М. Е. Салтыков-Щедрин, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков и др. Н. А. Некрасов написал стихотворение «На смерть Шевченко». А. И. Герцен поместил в «Колоколе» проникновенный некролог.

Ш. известен также как художник. В 1838‒45 он учился в петербургской АХ у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его творчества проявилась в ранних работах («Катерина», 1842, Киевский музей Т. Г. Шевченко, серия офортов «Живописная Украина», изд. 1844) и достигла острой обличительной силы в сериях акварелей и рисунков, созданных в ссылке (серия «Притча о блудном сыне», «Наказание шпицрутенами» ‒ тушь, бистр, 1856‒1857, и др.). По возвращении из ссылки Ш. много работал как гравёр, видя в гравюре средство распространения искусства в народе (в 1860 получил звание академика по гравированию на меди). Создал ряд глубоких, психологических портретов («Автопортрет», 1840 ‒ 1841, Киевский музей Т. Г. Шевченко), эмоциональных пейзажей Украины и Казахстана.

Ш.‒ основоположник новой украинской литературы, зачинатель критического реализма и революционно-демократического направления в украинской литературе и живописи. С его творчеством связаны лучшие традиции украинской литературы. Произведения Ш. переведены на многие языки мира. В советское время шевченковедение выделилось в специальную отрасль литературной науки. Музеи Ш. существуют в Киеве, Каневе (где похоронен Ш.), с. Шевченко, с. Моринцы, Ленинграде, Орске и других городах и сёлах. Его имя носят Институт литературы АН УССР и Киевский университет; в республике учреждена премия им. Ш. В мае 1861 гроб с прахом Ш. был перевезён на Украину и, в соответствии с завещанием поэта, захоронен на Чернечьей горе над Днепром, возле Канева.


Соч.: Повне зiбрання творiв, т. 1‒10, Ки©в, 1939‒64; Повне зiбрання творiв, т. 1‒6, Ки©в, 1963‒64; в рус. пер. ‒ Собр. соч., т. 1¾5, М., 1964¾65.


Лит.: Франко И., Статьи о Шевченко, Соч., т. 9, М., 1959; Рыльский М., Поэзия Тараса Шевченко, К., 1961; Белычиков Н., Тарас Шевченко, М., 1961; Iвакiн Ю., Стиль полiтично© поезi© Шевченка, Ки©в, 1961; Прийма Ф., Шевченко и русская литература XIX в., М., 1961; Kaciян B. I., Мистецтво Тараса Шевченка, Ки©в, 1963; Белецкий А. И., Дейч А. И., Тарас Шевченко, 2 изд., М., 1964; Пархоменко М., Т. Г. Шевченко ‒ великий украинский поэт, М., 1964; Шубравський В. ╙., Шевченко i лiтература народiв СРСР, Ки©в, 1964; Шагинян М., Тарас Шевченко, 4 изд., М., 1964; Кирилюк ╙., Тарас Шевченко, 2 вид., Ки©в, 1964; Свiтова велич Шевченка, т. 1‒3, Ки©в, 1964; Хинкулов Л., Тарас Шевченко, 3 изд., М., 1966; Чамата Н., Ритмiкa Т. Г. Шевченка, Ки©в, 1974; Шаблиовский Е., Т. Г. Шевченко и русские революционные демократы, 2 изд., К., 1975; Шевченкознавство. Пiдсумки й проблеми, Ки©в, 1975; Бурачек М., Великий народный художник, Ки©в, 1939; Вандровская Е. Б., Т. Г. Шевченко-художник, А.-А., 1963; Лiтопис життя i творчостi Шевченка, Ки©в, 1961; Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя лiтератури про життя i творчicть (1839‒1958), т. 1‒2, Ки©в, 1963; Сарана Ф., Т. Г. Шевченко. Бiблioграфiя ювiлейно© лiтератури (1960‒1964), Ки©в, 1968; Шевченкiвський словник, т. 1‒2, Ки©в, 1976‒77.

М. Н. Пархоменко.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Шевченко Тарас Григорьевич" в других словарях:

  • Шевченко, Тарас Григорьевич — (Шевченко Грушевский) известный украинский поэт; родился 25 го февраля 1814 года, в селе Моринцах, Звенигородского уезда Киевской губернии, в крепостной крестьянской семье помещика Василия Энгельгардта. Семья Грушевских, которая стала именоваться …   Большая биографическая энциклопедия

  • Шевченко, Тарас Григорьевич — Тарас Григорьевич Шевченко. ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич (1814 61), украинский поэт, художник. В 1838 выкуплен из крепостной неволи. Окончил Петербургскую Академию художеств (1838 45). За участие в тайном Кирилло Мефодиевском обществе отдан в… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Шевченко Тарас Григорьевич — (1814 61), укр. поэт, художник, мыслитель, революц. демократ. Имя Л. неоднократно встречается в письмах, посланных из ссылки (1847 57), и в дневниках Ш. В письмах М. Лазаревскому (20 дек. 1847), А. Лизогубу (1 февр. 1848), Ф. Лазаревскому (22 апр …   Лермонтовская энциклопедия

  • Шевченко Тарас Григорьевич —         (1814 1861), украинский художник; поэт, мыслитель, революционный демократ. До 1838 крепостной помещика П. В. Энгельгарда. Учился в петербургской АХ (1838 45) у К. П. Брюллова. Реалистическая направленность его художественного творчества… …   Художественная энциклопедия

  • ШЕВЧЕНКО Тарас Григорьевич — (1814 61) украинский поэт, художник. Родился в семье крепостного крестьянина. В 1838, после того как был выкуплен у помещика, поступил в Петербургскую АХ. В 1847 за участие в Кирилло Мефодиевском обществе арестован и определен рядовым в отдельный …   Большой Энциклопедический словарь

  • Шевченко Тарас Григорьевич — Шевченко (Тарас Григорьевич) знаменитый украинский поэт. Родился 25 февраля 1814 г. в селе Соринцах Звенигородского уезда Киевской губернии в семье крепостного крестьянина помещика Энгельгардта. Через 2 года родители Ш. переселились в село… …   Биографический словарь

  • Шевченко Тарас Григорьевич —       (1814 1861), украинский поэт и художник, революционер демократ. В Петербурге жил с 1831 как крепостной «казачок» помещика Энгельгардта, с 1832 «подручный живописного цеха» у мастера Ширяева (Загородный проспект, 8; мемориальная доска), в… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Шевченко, Тарас Григорьевич — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Шевченко. Тарас Григорьевич Шевченко Тарас Шевченко[1] …   Википедия

  • Шевченко Тарас Григорьевич — (1814 1861), украинский поэт, художник. Из крепостных крестьян. В 1838 выкуплен у помещика (по инициативе К. П. Брюллова, В. А. Жуковского и др.) и поступил в петербургскую АХ. В 1847 за участие в Кирилло Мефодиевском обществе арестован и… …   Энциклопедический словарь

  • Шевченко Тарас Григорьевич — Тарас Григорьевич Шевченко Тарас Григорович Шевченко Имя при рождении: Тарас Григорьевич Шевченко Дата рождения: 9 марта 1814 Место рождения: село Моринцы Киевской губернии, Российская империя Дата смерти: 10 марта 1861 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Шевченко Тарас Григорьевич» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»