Чикагская школа это:

Чикагская школа
        в буржуазной политической экономии, направление, выступающее с позиций либерализма. Идейно-теоретические взгляды Ч. ш. стали складываться в 30-е гг. 20 в., своё законченное выражение доктрина Ч. ш. получила в 60—70-е гг. Главные представители Ч. ш. — американские учёные-экономисты, группирующиеся преимущественно вокруг Чикагского университета (Ф. Найт, Г. Саймонс, Л. Минтс, М. Фридмен, Дж. Вайнер, Ф. Кейген, Д. Мейзелман, Р. Селден, А. Шварц и др.). Наиболее полное отражение теоретические взгляды и практические рекомендации представителей Ч. ш. нашли в работах Найта и особенно Фридмена.
         Сторонники Ч. ш. по многим вопросам (формы и методы государственного регулирования капиталистической экономики, теории денег, спроса, ценообразования, экономических циклов, занятости и др.) занимают антикейнсианские позиции и выступают приверженцами неоклассического направления в современной буржуазной политической экономии. Методология Ч. ш. основывается на принципах Маржинализма, апологетической концепции предельной производительности факторов производства (см. Производительности теории), субъективно-психологической предельной полезности теории (См. Предельной полезности теория).
         Представители Ч. ш. объявляют ошибочным положение Дж. М. Кейнса о неспособности капиталистической экономики обеспечивать нормальный ход расширенного воспроизводства без вмешательства буржуазного государства в экономическую жизнь. Ими выдвигается тезис о дестабилизирующем воздействии государства на развитие капиталистической экономики. Для представителей Ч. ш. характерна идеализация стихийного рыночного механизма. Они полагают, что лишь в условиях системы частной собственности и свободного предпринимательства достижимы рациональные формы хозяйствования и экономической эффективности.
         Защита рыночного механизма и свободной конкуренции используется Ч. ш. для резких нападок на рабочий класс, требования которого о повышении заработной платы рассматриваются как ограничение свободной игры рыночных сил. Представители Ч. ш. не считают безработицу одной из главных социально-экономических проблем современного капитализма. Борьба с социально-экономическими недугами капитализма должна, по их мнению, вестись с помощью «автоматических» механизмов стихийного рынка и свободной конкуренции.
         Теоретики Ч. ш. выступают против ограничения экономической экспансии монополий. Их практические рекомендации направлены против прогрессивных ставок подоходного обложения, налогов на корпорации и сбережения, государственного контроля над ценами и т.п. Ч. ш. является выразителем идеологии и интересов наиболее консервативных кругов монополистической и средней буржуазии, одним из самых ревностных теоретических защитников частно-собственнических устоев капитализма.
         Центральной проблемой представителей Ч. ш. является теория денег. С середины 50-х гг. Фридмен и его сторонники активно развивают модернизированный вариант количественной теории денег (см. Деньги, раздел Буржуазные теории денег), получившей название монетаризм. Согласно этой концепции, деньги играют ключевую роль в экономическом развитии капиталистического общества; количественного изменения денежной массы влекут за собой изменения в других сферах хозяйственной деятельности. Так, вслед за К. Викселлем (См. Викселль), И. Фишером и другими буржуазными экономистами представители Ч. ш. дают денежно-кредитную трактовку экономических кризисов, отрицая их как внутренне присущую капиталистической экономике закономерность. Они считают, что циклическое развитие капиталистической экономики — результат нарушений в денежно-кредитной сфере. По мнению Фридмена, разрушительный экономический кризис 1929—33 мог бы в США закончиться к 1931, если бы Федеральная резервная система США не пошла на уменьшение денежной массы в обращении.
         Важное место в теоретической аргументации сторонников монетаризма отводится концепции постоянного дохода, которая предполагает существование постоянного компонента потребительских расходов. Центральное звено доктрины монетаризма — функция спроса на деньги, на основе которой делается вывод о пропорциональности между ростом денежной массы и изменением уровня цен. Причины инфляции сторонники монетаризма видят в избыточном предложении денег вследствие дефицитного финансирования по кейнсианским методам регулирования экономики.
         Критикуя их, монетаристы полагают, что в регулировании со стороны государства нуждается только показатель роста денежной массы в обращении. По мнению Фридмена, систематическое и равномерное увеличение денежной массы в обращении на 3—5% в год якобы обеспечит бесперебойное функционирование капиталистической экономики. Однако осуществление этой и других рекомендаций Ч. ш. не может устранить цикличности развития капиталистической экономики, обусловленной основным противоречием капитализма — между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения.
         Лит.: Селигмен Б., Основные течения современной экономической мысли, пер. с англ., М., 1968, гл. 7, § 5, 7; Бурачас А. И., Теории спроса, М., 1970, гл. 3; Усоскин В. М., Теории денег, М., 1976, гл. 3; Friedman М., The optimum quantity of money and other essays, Chi., 1969; его же, Money and economic development. The norowitz lectures of 1972, N. Y., 1973.
         А. А. Хандруев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Чикагская школа" в других словарях:

  • Чикагская школа — Чикагская школа: Чикагская архитектурная школа Чикагская школа социологии Чикагская школа (филология) Чикагская школа (экономика) …   Википедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в сер. 60 х гг. 20 в. Главные представители М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за невмешательство государства в… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Чикагская школа — научное направление современной экономической науке, выступающее с позиций либерализма, интеллектуальным центром которого традиционно считается экономический факультет Чикагского университета, а также функционирующие при Чикагском университете… …   Политология. Словарь.

  • Чикагская Школа — психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г. Лэдд, Д. Энджелл, Г. Карр, Дж.Г. Мид …   Психологический словарь

  • чикагская школа — Категория. Психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. Специфика. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Кэрр, Дж.Г.Мид. Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000 …   Большая психологическая энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер …   Современная энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА —         в социологии, группа исследователей, сложившаяся в 20 х гг. 20 в. на факультете социологии Чикагского университета, объединённая единством теоретикометодологич. подхода и общностью исследоват. интересов.         В основе подхода Ч. ш.… …   Философская энциклопедия

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (Chicago School) Группа экономистов преподавателей Чикагского университета, включая Милтона Фридмана (Friedman), которые считают, что все экономические процессы можно объяснить на основе личного интереса и преимуществ свободного рынка; они… …   Экономический словарь

  • Чикагская школа — ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА, одно из современных направлений экономической мысли. Стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. 20 в. Главные представители: М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс, Дж. Стиглер.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • чикагская школа — одно из современных направлений экономической мысли, стоит на позициях неолиберализма. Возникла в середине 60 х гг. XX в. Главные представители  М. Фридмен, Ф. Найт, Г. Саймонс (Н. Simons), Дж. Стиглер. Чикагская школа выступает за… …   Энциклопедический словарь

  • ЧИКАГСКАЯ ШКОЛА — (CHICAGO SCHOOL) В период между Первой и Второй мировыми войнами ведущее положение в американской социологии занимали сотрудники Чикагского университета, проделавшие громадный объем социологической работы и обучившие большое количество студентов …   Социологический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Чикагская школа» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»