Цена производства это:

Цена производства
        цена капиталистически произведённого товара, равная издержкам производства (См. Издержки производства) плюс средняя прибыль на весь авансированный капитал; превращенная форма стоимости товара. Каждый капиталист заинтересован в получении максимальной прибыли (См. Прибыль) на вложенный капитал. Однако в различных отраслях и сферах общественного производства складываются неодинаковые условия хозяйственной деятельности, обусловленные технико-экономическими, конъюнктурными и др. факторами. Основные причины межотраслевых различий в размерах прибыли — неравенство органического строения капитала (См. Органическое строение капитала) и неодинаковая скорость оборота капитала. Между капиталистами развёртывается ожесточённая конкурентная борьба за наиболее выгодные сферы приложения капитала. В ходе межотраслевой конкуренции (См. Межотраслевая конкуренция) непрерывно происходят переливы капитала из одной отрасли в другую, изменения уровня рыночных цен в результате стихийного действия закона спроса и предложения (См. Спрос и Предложение). В силу этого равновеликие капиталы приносят собственникам равную прибыль вне зависимости от сферы их приложения; межотраслевая конкуренция ведёт к формированию уровня рыночных цен, обеспечивающего возмещение издержек производства и получение средней прибыли каждому функционирующему капиталистическому предприятию. Этой средней рыночной ценой в условиях домонополистического капитала выступает Ц. п. Она служит центром, вокруг которого колеблются рыночные цены товаров.
         Превращение стоимости в Ц. п. — длительный исторический процесс. При простом товарном производстве и на ранних этапах капиталистического способа производства обмен товаров происходил по ценам, близким или совпадающим со стоимостью. Мелкие товаропроизводители непосредственно затрачивали труд на производство товаров, поэтому обмен между ними осуществлялся пропорционально вложенному труду. Капитализм возник в недрах феодальной системы производства, и в начале его развития сохранялись устойчивые и значительные различия в отраслевых нормах прибыли. Выравниванию норм прибыли препятствовали цеховая регламентация хозяйственной деятельности, феодальной привилегии. Лишь с утверждением капиталистических производственных отношений возникают необходимые предпосылки для межотраслевой конкуренции и превращения стоимости в Ц. п. При этом создаётся видимость, будто обмен по Ц. п. противоречит Стоимости закону. Ц. п. отличается от стоимости как по структуре, так и по величине. Стоимость товара определяется затратами труда, Ц. п. — затратами капитала. Величина прибыли, реализуемая в Ц. п., не совпадает, как правило, с массой прибыли, создаваемой в отрасли. Отсюда возникает видимость, что «... прибыль, надбавляемая к издержкам производства, действительно определяется не границами процесса образования стоимости, совершающегося в данной отрасли, а условиями, лежащими совершенно вне ее» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 184). Однако между стоимостью и Ц. п. существует внутренняя органическая связь. Межотраслевая конкуренция приводит лишь к перераспределению совокупной стоимости и прибавочной стоимости. Одна часть капиталистов реализует товары по ценам выше стоимости, другая — по ценам ниже стоимости, но в конечном итоге выигрыши и потери взаимно уравновешиваются. Класс капиталистов в целом не может присвоить прибыли больше, чем её произведено классом рабочих. Поэтому в масштабах всего общества сумма Ц. п. равна сумме их стоимостей. Если взять капитал среднего органического строения, то стоимость и Ц. п. товаров, производимых данным капиталистом, будут совпадать. Следовательно, превышение Ц. п. над стоимостью в прибыльных отраслях уравновешивается отклонением Ц. п. от стоимости вниз в малоприбыльных или убыточных отраслях. Кроме того, непрерывно действующий механизм межотраслевой конкуренции препятствует образованию устойчивых различий в отраслевых нормах прибыли.
         В основе динамики Ц. п. лежит множество факторов; главную роль играют факторы, изменяющие величину стоимости товаров. Уменьшение или увеличение рабочего времени, воплощённого в товаре, оказывает решающее воздействие на уровень Ц. п. «Так как совокупная стоимость товаров, — отмечал К. Маркс, — регулирует совокупную прибавочную стоимость, а эта последняя регулирует — как общий закон, управляющий колебаниями, — высоту средней прибыли, а следовательно общую норму прибыли, то, очевидно, закон стоимости регулирует цены производства» (там же, с. 197).
         Ц. п. выражает классовые отношения между классом буржуазии и рабочим классом в целом. Размеры средней прибыли, заключённой в Ц. п. реализуемых товаров, зависят не только от условий эксплуатации в данной отрасли, но и от условий эксплуатации во всём капиталистическом обществе в целом. Каждый капиталист объективно заинтересован в усилении эксплуатации всего рабочего класса. Отсюда солидарность буржуазии в борьбе против рабочего класса. Наряду с этим все капиталисты стремятся к получению максимальной прибыли, и внутри класса буржуазии идёт беспощадная конкуренция за большую долю в прибавочном продукте. Поэтому Ц. п. выражает не только межклассовые противоречия буржуазного общества, но и противоречия внутри класса капиталистов.
         С перерастанием домонополистического капитализма в империализм происходят изменения в системе капиталистического ценообразования (См. Ценообразование). Смена свободной конкуренции господством монополий осложнила межотраслевую миграцию капиталов и процесс выравнивания отраслевых норм прибыли. Экономическая мощь позволяет монополиям оказывать значительное воздействие на формирование рыночных пропорций, достигать соглашений в области цен, частично управлять динамикой цен посредством Маркетинга, налаживания прямых договорных связей и т.п. В условиях государственно-монополистического капитализма обмен товаров осуществляется на основе монопольных цен (См. Монопольная цена), но это не означает, что отмирают экономические условия существования Ц. п. Монополистическая конкуренция в конце концов выравнивает прибыльность отдельных производств или отраслей за более или менее длительный отрезок времени. Для эпохи империализма характерны слияния и поглощения банков, монополий. Отличительной чертой современной концентрации производства служит Диверсификация производства и образование конгломератов, что свидетельствует о развитии процессов концентрации уже на межотраслевом уровне. Между монополиями ведётся острая неценовая конкуренция, в результате которой условия производства и реализации в различных отраслях претерпевают непрерывные изменения. Иногда монополии прибегают к войне цен, экономическому шантажу и давлению. Кроме того, наряду с монополиями в экономической системе современного капитализма существует немонополизированный или слабо монополизированный сектор, где миграция капитала осуществляется с меньшими затруднениями.
         Переплетение двух противоположных начал — монополии и конкуренции — не отменяет законов капиталистического ценообразования, а ведёт к их дальнейшей модификации. Монопольные цены формируются в рамках рыночного механизма, и их уровень определяется в конечном счёте не всевластием монополий и буржуазного государства, а объективными условиями воспроизводства общественного капитала. Механизм монополистической конкуренции способствует формированию монопольных цен на таком уровне, который отражает в динамике реальную расстановку сил, обеспечивает реализацию экономических интересов различных монополистических группировок, финансовой олигархии. Следовательно, на каждом данном отрезке времени существует центр колебания монопольных цен. В условиях империализма таким центром, внутренней основой формирования их остаётся Ц. п., хотя связь между этими категориями не однозначна.
         Лит.: Маркс К., Капитал, т. 2, гл. 17, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 24; то же, т. 3, гл. 8—12, там же, т. 25, ч. 1; его же, Теории прибавочной стоимости (IV том «Капитала»), там же, т. 26, ч. 1—3, гл. 3, 10, 19, 20; Энгельс Ф., Закон стоимости и нормы прибыли, там же, т. 25, ч. 2; Ленин В. И., Империализм, как высшая стадия капитализма, Полн, собр. соч., 5 изд., т. 27, гл. 1, 2; Выгодский С. Л., Теория средней прибыли и цены производства К. Маркса в свете современных данных, М., 1956; его же, Современный капитализм. (Опыт теоретического анализа), 2 изд., М., 1975, гл. 4, 5; Васильчук Ю., «Капитал» К. Маркса и современная теория капиталистической прибыли и цен, «Мировая экономика и международные отношения, 1967, № 3; Котов В. Н., Монополистические формы хозяйственных отношений, М., 1971, гл. 2; Козлова К. Б., Энтов Р. М., Теория цены, М., 1972, разд. 3; Никитин С. М., Проблемы ценообразования в условиях современного капитализма, М., 1973, гл. 4, 6; Пезенти А., Очерки политической экономии капитализма, пер. с итал., т. 1, М., 1976, гл. 4, 9.
         А. А. Хандруев.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Цена производства" в других словарях:

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — англ. prise, production; нем. Produktionspreis. Цена произведенного товара, равная издержкам производства и средней прибыли; превращенная форма стоимости товара. Ц. п. цена, вокруг к рой колеблются рыночные цены. Antinazi. Энциклопедия социологии …   Энциклопедия социологии

  • цена производства — Превращенная форма стоимости, лежащая в основе рыночных цен на товары в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения и… …   Справочник технического переводчика

  • Цена Производства — цена товара или услуги, включающая в себя издержки производства и величину средней прибыли. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 …   Словарь бизнес-терминов

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд …   Экономический словарь

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — англ. prise, production; нем. Produktionspreis. Цена произведенного товара, равная издержкам производства и средней прибыли; превращенная форма стоимости товара. Ц. п. цена, вокруг к рой колеблются рыночные цены …   Толковый словарь по социологии

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — превращенная форма стоимости, лежащая в основе рыночных цен на товары в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, не включающая издержки обращения и… …   Большой бухгалтерский словарь

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — превращенная форма стоимости, лежащая в основе рыночных цен на товары в условиях товарного производства, где цена товара определяется его стоимостью …   Большой экономический словарь

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — (production co t) превращенная форма стоимости, лежащая в основе рыночных цен на товары в условиях товарного производства. При развитом рынке неравномерный рост прибыли в различных отраслях экономики, обусловленный различиями в органическом… …   Внешнеэкономический толковый словарь

  • Цена производства — в условиях свободной конкуренции цена, равная издержкам производства единицы продукции и средней (общей, одинаковой для всех предприятий) прибыли …   Словарь экономических терминов и иностранных слов

  • ЦЕНА ПРОИЗВОДСТВА — часть цены товара, обусловленная издержками производства, равная сумме издержек производства и прибыли производителя, без учета издержек обращения …   Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

Другие книги по запросу «Цена производства» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»