Функции ладовые это:

Функции ладовые
        в музыке, значение отдельных звуков в Ладу. Понятие Ф. л. наиболее разработано применительно к аккордам (гармонические функции) — обозначает роль аккордов в ладовой организации. Различают два рода общих функциональных значений аккордов — устойчивость (состояние покоя) и неустойчивость (состояние движения). В мажоро-минорной тональной системе устойчивость представлена функцией тоники (обозначение Т). По тонике, устою, определяется центр лада. Неустойчивых функций две — доминанта (D) и субдоминанта (S). Аккорды доминанты и субдоминанты строятся на звуках, находящихся в отношении наивысшего акустического родства к основному звуку тоники и лежащих квинтой выше (D) и квинтой ниже (S). Отсюда логическая противоположность функций D и S, усиливающаяся контрастом их звукового состава. Образующийся между основным звуком S и терцией D (вводным тоном лада) интервал тритона делает их тяготение к приме и терции тоники особенно сильным. Действие гармонических функций наиболее ярко проявляется в каденциях.
         Предпосылки теории гармонических функций содержатся в работах Ж. Ф. Рамо, М. Гауптмана, А. Эттингена. Идея «групп» Т, D и S разработана Н. А. Римским-Корсаковым (См. Римский-Корсаков) в его «Учебнике гармонии». Функциональную теорию гармонии в развитом её виде выдвинул в конце 19 в. Х. Риман. По Риману, все аккорды лада возникают как трансформации лишь трёх гармоний — тоники, доминанты и субдоминанты. Оригинальную концепцию Ф. л. («моментов» тяготения) создал советский теоретик Б. Л. Яворский. Важный вклад в развитие теории внёс советский музыковед Ю. Н. Тюлин. Теория гармонии, функций наиболее применима к анализу гармонии в музыке середины 18 — начала 20 вв.
         Лит.: Риман Г., Упрощенная гармония или учение о тональных функциях аккордов, пер. с нем., М., 1901; Катуар Г. Д., Теоретический курс гармонии, ч, 1—2, М., 1924—25; Тюлин Ю. Н., Учение о гармонии, 3 изд., ч. 1, М., 1966; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Imig R., Systeme der Funktionsbezeichnung in den Harmonielehren seit Hugo Riemann, Düsseldorf, 1970.
         Ю. Н. Холопов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Функции ладовые" в других словарях:

  • ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ — в музыке значения элементов лада (звуков в одноголосии, звуков и созвучий в многоголосии). Наиболее общие типы ладовых функций устой и неустой. В мажоре и миноре действуют ладовые функции особого рода функции тональные …   Большой Энциклопедический словарь

  • функции ладовые — (муз.), значения элементов лада (звуков в одноголосии, звуков и созвучий в многоголосии). Наиболее общие типы функций ладовых  устой и неустой. В мажоре и миноре действуют функции ладовые особого рода  функции тональные. * * * ФУНКЦИИ ЛАДОВЫЕ… …   Энциклопедический словарь

  • Функции ладовые —         значения звуков и созвучий в ладу (высотной системе). Ф. л. представляют собой проявление муз. смысловых связей, посредством к рых достигаются логичность, слаженность муз. целого. В традиции рус. терминологии лад обычно трактуется как… …   Музыкальная энциклопедия

  • Переменные функции —         вторичные, местные функции, ладовые функции, противоречащие основной ладовой установке (Ю. Н. Тюлин). В процессе развития муз. произв. тоны лада (в т. ч. и осн. тоны аккордов) вступают в многообразные и сложные отношения друг с другом и с …   Музыкальная энциклопедия

  • Гармония —         (греч. armonia связь, стройность, соразмерность) выразительные средства музыки, осн. на объединении тонов в созвучия и последовательности созвучий. Подразумеваются созвучия в условиях лада и тональности. Г. проявляется не только в… …   Музыкальная энциклопедия

  • Лад —         система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму (См. Гамма). Необходимое условие существования Л. качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см.… …   Большая советская энциклопедия

  • лад — а ( у), предлож. о ладе, в ладу; мн. лады; м. 1. Разг. Согласие, мир, дружба. 2. Способ, образец, манера. Сделать на другой лад. На русский, восточный и т.п. лад. На старый, новый лад. Делать что л. на свой лад (своим способом, по своему образцу …   Энциклопедический словарь

  • Гармония (музык.) — Гармония, выразительные средства музыки, основанные на объединении музыкальных звуков в созвучия и последованиях созвучий в условиях лада и тональности. Важнейшее значение в Г. имеют аккорды созвучия, звуки которых расположены или могут быть… …   Большая советская энциклопедия

  • Гармония — I Гармония (греч. harmonia связь, стройность, соразмерность)         соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.… …   Большая советская энциклопедия

  • Музыка — I Музыка (от греч. musikе, буквально искусство муз)         вид искусства, который отражает действительность и воздействует на человека посредством осмысленных и особым образом организованных звуковых последований, состоящих в основном из тонов… …   Большая советская энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»