Фрикционные материалы это:

Фрикционные материалы
        материалы, применяемые для изготовления деталей, работающих в условиях трения скольжения, и имеющие большой коэффициент трения. Они характеризуются высокой фрикционной теплостойкостью (т. е. способностью сохранять коэффициент трения и износоустойчивость в широком диапазоне температур), низкой способностью к адгезии (т.к. они не должны при трении схватываться, т. е. как бы «прилипать» друг к другу), высокой теплопроводностью и теплоёмкостью, хорошей устойчивостью против теплового удара, возникающего в результате интенсивного выделения тепла в процессе трения. К Ф. м. предъявляются также требования по коррозионной стойкости, прирабатываемости, технологичности, экономичности.
         К металлическим Ф. м. относятся чугуны и стали некоторых марок. Для ж.-д. тормозных колодок, например, широко используется серый чугун. Чугуны не склонны к короблению, но при температурах свыше 400—600°С их коэффициент трения резко снижается (это ограничивает температурные условия использования чугунов). Для фрикционных муфт гусеничных машин применяются пары трения из сталей 40, 45, 65Г и др. Существенный недостаток стальных пар трения — склонность к короблению и схватыванию при перегревах. В качестве Ф. м. металлы постепенно заменяются пластмассами.
         Неметаллические Ф. м. изготовляются главным образом на асбестовой основе; связующим веществом служат каучуки, смолы и т.п. Пластмассовые материалы на каучуковом связующем имеют относительно высокий и устойчивый коэффициент трения до 220—250°С; они применяются для накладок автомобильных тормозов и колец сцеплений. Пластмассовые материалы на смоляном связующем имеют более высокую износоустойчивость, но несколько меньший коэффициент трения. Один из лучших материалов этой группы — ретинакс, в состав которого входят фенолоформальдегидная смола, барит, асбест и др. компоненты; он предназначен для использования в тормозных узлах с тяжёлым режимом эксплуатации, где температура на поверхности трения может достигать 1000°С (авиационные тормоза).
         Спечённые Ф. м. (см. Спечённые материалы) получили распространение в тяжелонагруженных тормозных устройствах и фрикционных муфтах, что определяется их высокими износоустойчивостью, коэффициентом трения, теплостойкостью, теплопроводностью и некоторыми др. свойствами. Проявлению хороших эксплуатационных свойств спечённых материалов в тяжёлых условиях работы способствуют входящие в их состав компоненты, одни из которых обеспечивают высокие износостойкость и коэффициент трения (карбиды и окислы металлов и т.д.), а другие — стабильность фрикционных свойств и отсутствие схватывания (графит, асбест барит, дисульфид молибдена и т.д.). Эти материалы служат для изготовления дисков, секторов, колодок методом спекания предварительно спрессованных заготовок из порошковых смесей. Для повышения прочности спечённых Ф. м. их изготовляют на стальной основе, соединение (сварка) с которой обычно достигается в процессе спекания. Наиболее широко применяются спечённые материалы на медной и железной основе. Ф. м. на медной основе, содержащие олово, графит, свинец и др. компоненты, при работе в масле имеют коэффициент трения от 0,08 до 0,12; а при сухом трении — от 0,17 до 0,25. Температурный предел их применения 300°С. Ф. м. на железной основе обладают по сравнению с материалами на медной основе большей прочностью, выдерживают большие удельные нагрузки и значительно более высокую температуру. Коэффициент трения для условий работы тормозов в зависимости от состава материала 0,2—0,4. В состав материала обычно входят медь, никель, хром, барит, асбест, графит, карбиды металлов и др. компоненты. Такие материалы допускают повышение температуры на поверхности трения до 1200°С, что особенно важно в тормозных устройствах.
         Лит.: Крагельский И. В., Трение и износ, 2 изд., М., 1968; Зельцерман И. М., Каминский Д. М., Онопко А, Д., Фрикционные муфты и тормоза гусеничных машин, М., 1965: Мигунов В. П., Современные фрикционные металлокерамические материалы и перспективы их использования в машиностроении, в сборнике: Оптимальное использование фрикционных материалов в узлах трения машин, М., 1973.
         В. П. Мигунов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Фрикционные материалы" в других словарях:

  • ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (напр., некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах …   Большой Энциклопедический словарь

  • ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ — обладают высоким и стабильным коэф. трения и высокой износостойкостью; применяются для изготовления тормозных узлов, муфт сцепления и др. устройств, в к рых используется сила трения. Ф. м. сохраняют высокий коэф. трения (0,2 0,6) и миним. уровень …   Химическая энциклопедия

  • фрикционные материалы — имеют большой коэффициент трения и высокое сопротивление износу (например, некоторые виды пластмасс, чугунов, металлокерамики). Используются в тормозных устройствах. * * * ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ФРИКЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ, имеют большой коэффициент… …   Энциклопедический словарь

  • Материалы противогололедные комбинированные — Комбинированные противогололедные материалы (комбинированные ПГР) твердые (сыпучие) средства, имеющие в своем составе как химические противогололедные реагенты (ПГР), так и фрикционные материалы... Источник: Распоряжение ДЖКХиБ г. Москвы от 07.11 …   Официальная терминология

  • Фрикционные противогололедные материалы — Фрикционные ПГМ материалы, повышающие коэффициент сцепления со снежно ледяными отложениями на покрытии, для обеспечения безопасных условий движения... Источник: РАСПОРЯЖЕНИЕ Росавтодора от 10.09.2008 N 383 р ОБ ИЗДАНИИ И ПРИМЕНЕНИИ ОДМ 218.5.006… …   Официальная терминология

  • НЕОРГАНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ — Твердые, реже жидкие или пастообразные, в ва с функцион. св вами, зависящими от способа получения. Различают Н. м. металлические, неметаллические и ком позиционные, к рые могут содержать как металлич., так и неметаллич. фазы (см. Композиционные… …   Химическая энциклопедия

  • ПОЛИМЕРНЫЕ МАТЕРИАЛЫ — материалы на основе вы сокомол. соед.; обычно многокомпонентные и многофазные. П. м. важнейший класс совр. материалов, широко используемых во всех отраслях техники и технологии, в с. х ве и в быту. Отличаются широкими возможностями регулирования… …   Химическая энциклопедия

  • Порошковые материалы — материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединении, а также изделий из них или их смесей неметаллическими порошками. П. м.… …   Энциклопедия техники

  • порошковые материалы — порошковые материалы — материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии — технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… …   Энциклопедия «Авиация»

  • порошковые материалы — порошковые материалы — материалы, изготовленные методом, порошковой металлургии — технологическим процессом, охватывающим производство порошков металлов, сплавов и металлоподобных соединений, а также изделий из них или их смесей… …   Энциклопедия «Авиация»

Книги

Другие книги по запросу «Фрикционные материалы» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»