Философское образование это:

Философское образование
        система подготовки научных и педагогических кадров в области философии. До 2-й половины 19 в. Ф. о. выполняло функции общеобразовательной подготовки; в дальнейшем оно ориентируется на подготовку специалистов в различных сферах философского знания.
         Ф. о. возникло вначале в рамках философских школ (пифагорейский союз, сократические школы). Для античности характерно противоборство двух программ Ф. о., одна из которых выражена софистами (См. Софисты), отвергавшими необходимость постоянной организации Ф. о. и делавшими акцент на устное обучение и самообразование, а другая нашла свою реализацию в создании постоянных школ. В 90-х гг. 4 в. до н. э. ритор Исократ создал в Афинах первую постоянную школу с трёхгодичным обучением философии, которая понималась тогда как совокупность всех знаний. В эпоху эллинизма в Афинах сложилась система Ф. о. на основе четырёх философских школ – Академии платоновской (См. Академия Платоновская), Ликея (См. Ликей) Аристотеля, эпикурейской и стоической школ. Новыми центрами Ф. о. в эллинистическом мире были Пергамская библиотека и Мусейон в Александрии.
         В Риме Ф. о. осуществляли странствующие философы, домашние учителя, приглашаемые в семейства знати, и риторические школы. В риторических школах Рима, Кремоны, Афин, Антиохии, Александрии философия толковалась как исходный пункт всего воспитания. Среди философских школ Рима наибольшей известностью и даже правительственной поддержкой пользовались стоики и эпикурейцы. Переход от республики к империи привёл к централизации Ф. о. в Риме, выразившейся в слиянии в 176 философских школ в одно учебное заведение и в закрытии частных риторических школ, к резкому усилению государственной регламентации Ф. о. (создание государственной системы оплаты преподавателям школ, специального ведомства по надзору за Ф. о., системы экзаменов для кандидатов на места преподавателей). Особой императорской поддержкой пользовались римская школа Атенеум и константинопольская высшая школа. Афинская философская школа была закрыта императором Юстинианом в 529. Характерные черты Ф. о. в Византии, осуществлявшегося в высшей школе в Константинополе, патриаршей школе и частных школах, – комментирование античных философов, подчинение философии христианской теологии, сочетавшейся с неоплатонизмом, ограничение философии книжной мудростью.
         В средние века философия изучалась в школах различных монастырей, церковных капитулов, аббатств; философское обучение было связано с собиранием и перепиской рукописей древних философов и переводческой деятельностью. Для развития Ф. о. важное значение имели высшие философские школы на араб. Востоке (первая основана в 832 в Багдаде). В эпоху «Каролингского возрождения» (8–9 вв.) философия преподавалась в монастырских школах – Реймсской, Утрехтской, Шартрской, Парижской. В 12–14 вв. монастырские школы преобразуются в университеты (в Болонье, Париже, Неаполе,. Падуе, Оксфорде, Кембридже, Праге). Среди университетов Европы в 13–14 вв. ведущее место занимал Парижский университет, ставший центром изучения богословия и философии (факультет свободных искусств). Для всего Ф. о. средневековья характерно, что «... церковная догма явилась исходным пунктом и основой всякого мышления. Юриспруденция, естествознание, философия – все содержание этих наук приводилось в соответствие с учением церкви» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 495). При этом Ф. о. испытывало большое влияние различных церковных орденов, руководивших университетами. В раннем средневековье Ф. о. в университетах почти целиком ограничивалось интерпретацией текстов отцов церкви; в позднем средневековье оно носило преимущественно характер диспутов относительно правильности истолкования аристотелизма. На философских факультетах средневековых университетов была разработана система присвоения учёных степеней (бакалавр, лиценциат и магистр, или доктор).
         В эпоху Возрождения Ф. о. развивалось вне традиционных центров культурной жизни (университетов и монастырей); все значительные философы Возрождения порывают с университетскими корпорациями, рассматривая философское знание (прежде всего этическое и эстетическое) как личное достояние мыслителя, обретаемое собственным исканием. Отказ от авторитарных форм Ф. о., связанных с церковными организациями, обусловил создание новых форм Ф. о. – кружков гуманистов и академий. В новое время развитие этих форм Ф. о. привело к созданию национальных академий (См. Академия). В эпоху Великой французской революции были осуществлены реформы университетского образования, оказавшие влияние на развитие Ф. о. (провозглашение принципа свободы научного исследования, преподавания и учёбы, чтение лекций на родном языке, разделение философских факультетов на различные отделения). Наряду с преподаванием философии в университетах получила развитие такая форма Ф. о. вне учебных заведений, как философские школы (среди которых следует отметить картезианскую, вольфианскую, гегельянскую школы).
         Во 2-й половине 18 – начале 19 вв. сложилось понимание Ф. о. как общего духовного процесса формирования и саморазвития личности (И. Кант, И. Г. Фихте, Г. Гегель). Эта трактовка целей Ф. о. как целостного образования, синтезирующего все отдельные отрасли научного знания, нашла своё отражение в лекциях Ф. В. Шеллинга о философии как системе наук и методе академических знаний и в статье Гегеля «О преподавании философии в университетах» (1816), где предлагалась перестройка Ф. о. как универсального образования.
         В 20 в. университеты сохранили ведущее место в системе Ф. о. Наряду с философскими факультетами университетов появились новые формы подготовки научных и преподавательских кадров (государственные институты, договорные и частные организации), значительно усилилась зависимость Ф. о. от государственного финансирования, контроля и руководства. Характерные черты организации современного Ф. о. в капиталистических странах – обострение конкуренции между различными организациями, готовящими философские кадры, отсутствие планирования, диспропорции в финансировании Ф. о., территориальная и кадровая концентрация лучших вузов – свидетельствуют о кризисе всей системы образования.
         Ф. о. в России первоначально существовало в рамках богословского образования. Одним из первых его центров была Славяно-греко-латинская академия (основана в 1687), в которой читались курсы философии. В начале 19 в. преподавание философии было введено в гимназиях; философских факультеты существовали в университетах Москвы, Петербурга, Казани и Харькова. Если вначале Ф. о. велось по Аристотелю и его комментаторам, то со 2-й половины 18 в. преподавание философии основывалось на учебниках различных популяризаторов лейбницевско-вольфианской философии (Ф. Баумейстера и др.). Официальная идеология «самодержавия, православия и народности», лежавшая в середине 19 в. в основе политики царского правительства по отношению к университетам, нашла своё отражение в словах министра народного просвещения П. А. Ширинского-Шихматова: «польза от философии не доказана, а вред от нее возможен»; в 1850 по его распоряжению философия была исключена из университетских курсов, ещё раньше – из гимназий.
         Введение в 1863 нового университетского устава, благотворно сказавшегося на системе высшего образования, восстановило преподавание философии в университетах. Однако к концу 19 – началу 20 вв. в России не было специального Ф. о. (в 1914 ни в одном из 10 университетов не существовало философского факультета); преподавание философии велось на кафедрах философии в ряде университетов, а также в духовных академиях Москвы, Петербурга, Киева и Казани.
         Ф. о. и его основные центры в СССР. После победы Великой Октябрьской социалистической революции началось создание системы Ф. о., основанной на принципах марксистско-ленинской философии. Создание в 1918 Социалистической академии общественных наук, преобразованной в 1924 в Академию коммунистическую (См. Академия Коммунистическая), оказало большое влияние на Ф. о. в СССР, на подготовку преподавательских и научных кадров по философии. В 1921 был создан институт красной профессуры (ИКП), готовивший кадры философов-марксистов. В 1931 был организован Московский институт истории, философии и литературы (МИФЛИ), в 1941 слившийся с соответствующими факультетами МГУ (в т. ч. с философским факультетом МГУ). В 1931–37 действовал Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ).
         Специалисты с Ф. о. готовятся на философских факультетах в Московском, Ленинградском, Киевском, Казахском, Тбилисском, Ростовском, Уральском университетах и философских отделениях в ряде университетов. В 1975 по специальности «философия» в университетах обучалось 4370 студентов, на философские факультеты в 1975 было принято 820 студентов и выпущено 705 специалистов с Ф. о. Учебные планы по специальности «философия» предусматривают изучение курсов диалектического и исторического материализма, истории зарубежной философии, истории философии народов СССР, истории марксистско-ленинской философии, современной буржуазной философии и социологии, логики, эстетики, этики, истории религии и атеизма, истории древнего мира, истории средних веков, новой и новейшей истории. Значительное место уделяется изучению социально-экономических дисциплин (научному коммунизму, политической экономии капитализма и социализма, истории КПСС), а также иностранных языков. Так как основной задачей Ф. о. является подготовка преподавателей философии и обществоведения, в учебных планах имеется цикл педагогических дисциплин – педагогика, психология, а также цикл естественнонаучных дисциплин (в зависимости от специализации студентов – основы современной математики, общая и теоретическая физика, основы биологии и др.). Срок обучения на философских факультетах 5 лет; оно заканчивается сдачей государственных экзаменов и защитой дипломной работы по выбранной теме. Около 20% учебного времени в университетах занимает специализация студентов, осуществляемая на соответствующих кафедрах.
         Научные и научно-педагогические кадры философов готовятся в системе аспирантуры вузов, научно-исследовательских учреждений АН СССР, республиканских академий, Академии общественных наук при ЦК КПСС, Высшей партийной школы при ЦК КПСС. Курс марксистско-ленинской философии читается во всех вузах СССР. В 1976 в вузах работало 13745 преподавателей философии, из них 531 доктор, и 6554 кандидата философских наук. Для повышения квалификации преподавателей философии созданы специализированные институты повышения квалификации.
         Основные центры Ф. о. в других социалистических странах. Болгария: философский факультет в университете Софии. Венгрия: философский факультет в университете Аттилы Иожефа. ГДР: кафедры философии и марксизма-ленинизма в университетах Берлина, Грейфсвальда, Галле, Дрездена, Йены, Лейпцига, Ростока. Польша: философские факультеты в университетах Кракова, Лодзи, Познани, Вроцлава, католический университет в Люблине, католическая академия в Варшаве. Румыния: философские факультеты в университетах Бухареста, Ясс. Чехословакия: философские факультеты в университетах Братиславы, Брно, Праги. Югославия: философский факультет в университете Белграда.
         Основные центры Ф. о. в капиталистических странах. Австрия: философские факультеты в университетах Граца, Инсбрука, Зальцбурга, Вены. Аргентина: факультеты философии и литературы в университетах Буэнос-Айреса, Кордовы, в католических университетах Кордовы, Куйо. Бельгия: факультеты философии и литературы в университетах Антверпена, Гента, Льежа, в Свободном университете Брюсселя, в католическом университете Лувена. Бразилия: факультеты философии и гуманитарных наук в университетах Бразилиа, Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу, в католических университетах Рио-де-Жанейро, Порту-Алегри, Сан-Паулу. Великобритания: философский факультет в Кембридже. Греция: философский факультет в университете Салоник. Индия: философский факультет в университете Калькутты. Испания: факультеты философии и литературы в университетах Барселоны, Валенсии, Вальядолида, Гранады, Мадрида, Саламанки, в католических университетах Мадрида, Саламанки. Италия: факультеты философия и литературы в университетах Бари, Болоньи, Генуи, Катании, Флоренции, Мессины, Милана, Неаполя, Падуи, Палермо, Перуджи, Пизы, Рима, Турина, в католических университетах Милана, Урбино. Канада: факультеты философии в университетах Квебека, Монреаля, Оттавы. Колумбия: факультет философии и литературы в католическом университете Фомы Аквинского (Богота). Мексика: факультеты философии и литературы в университетах Гвадалахары, Гуанахуато, институт философских исследований при Национальном независимом университете в Мехико. Нидерланды: философский факультет в университете Роттердама, межфакультетский центр по философии в университете Лейдена. Норвегия: философские факультеты в университетах Осло, Тромсё. США: философский факультет при Колумбийском университете (Нью-Йорк), кафедры философии в Калифорнийском университете (Лос-Анджелес), в университетах Беркли, Индианы, в Иллинойсском, Мичиганском, Миссурийском, Пенсильванском, Толидском университетах. Финляндия: философский факультет в университете Хельсинки. Франция: философские факультеты в университете Лиона и в католических университетах Парижа, Лиона, Тулузы, кафедры философии в университетах Дижона, Гренобля, Нанси, Лилля. Ф Р Г: философские факультеты в университетах Ахена, Аугсбурга, Билефельда, Бонна, Брауншвейга, Кельна, Констанца, Майнца, Мангейма, Вюрцбурга, Дюссельдорфа, Гёттингена, Гейдельберга, Киля, Мюнхена, Мюнстера, Регенсбурга, Саарбрюккена, Фрейбурга, Эрлангена. Швеция: философские факультеты и отделения в университетах Гётеборга, Карльстада, Лунда, Стокгольма, Упсалы. Швейцария: философские факультеты в университетах Базеля, Берна, Цюриха.
         А. П. Огурцов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Философское образование" в других словарях:

  • Философское образование в России —    Возникло в сер. XVII в. в условиях кризиса Московской Руси и начала в России эпохи Нового времени. Первыми рус. школами, включившими в свои программы философию, были нерегулярная Ртищевская школа, основанная в Москве в 1648 г. по инициативе Ф …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ФИЛОСОФСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ — Возникло в сер. XVII в. в условиях кризиса Московской Руси и начала в России эпохи нового времени. Первыми рус. школами, включившими в свои программы философию, были нерегулярная Ртищевская школа, основанная в Москве в 1648 г. по инициативе Ф. М …   Русская философия: словарь

  • ОБРАЗОВАНИЕ — функция социума, обеспечивающая воспроизводство и развитие самого социума и систем деятельности. Эта функция реализуется через процессы трансляции культуры и реализации культурных норм в изменяющихся исторических ситуациях, на новом материале… …   Социология: Энциклопедия

  • Гуманитарное образование —         совокупность знаний в области общественных наук (философии, истории, филологии, права, экономики, искусствоведения и др.) и связанных с ними практических навыков и умений. Г. о. важнейшее средство формирования мировоззрения, играет… …   Большая советская энциклопедия

  • Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… …   Большая советская энциклопедия

  • Женское образование — I И в древней Греции, и в средние века, особенно в эпоху Возрождения, отдельные женщины выделялись своими знаниями; но лишь гораздо позже стал занимать мыслителей общий вопрос о воспитании и образовании женщин. Фактически они обучались издавна. В …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Высшее образование —         совокупность систематизированных знаний и практических навыков, позволяющих решать теоретические и практические задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая современные достижения науки, техники и культуры. Под термином «В …   Большая советская энциклопедия

  • Высшее образование —          третья ступень антич. воспитат. процесса, следовавшая за элементар. и ср. звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич. время… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Высшее образование —         третья ступень античного воспитательного процесса, следовавшая за элементарным и средним звеньями обучения. На этом высшем этапе изучали в первую очередь философию (впервые у Платона), а затем риторику (впервые у Исократа). В эллинистич.… …   Словарь античности

  • Общение: социально-философское понимание — О. представляет собой развертывающуюся во времени и пространстве взаимосвязь социальных субъектов больших (нация, класс и пр.) и малых (семья, трудовой коллектив и др.) социальных групп, а также отдельных личностей друг с другом, это такие… …   Психология общения. Энциклопедический словарь

Книги

Другие книги по запросу «Философское образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»