Фаворский Владимир Андреевич это:

Фаворский Владимир Андреевич
Фаворский Владимир Андреевич [2(14).3.1886, Москва, √ 29.12.1964, там же], советский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903√05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906√07), на искусствоведческом отделении Московского университета (1907√1913). Член общества «Четыре искусства» (1924√28). С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги, основные положения которой сводятся к следующему: книга √ это единство функционального («инструмент для чтения») и эстетических начал, целостный организм, требующий снаружи оформления как вещь, предмет быта, тогда как все внутренние элементы книги должны быть подчинены задаче пространственно-временного истолкования литературных произведений. Ритм расположения этих элементов в пространстве книги, мера подробности в характеристике героев и ситуаций, «определённое отношение... предмета к пространству» должны выявлять стиль писателя, основные «моменты мировоззрения» литературных произведений. Для гравюр Ф. периода 1910 √ середины 1930-х гг. характерны подчёркнутая пластичность, использование только чёрного, почти осязаемого штриха [«Суждения господина Жерома Куаньяра» А. Франса (1918, изд. в 1963); «Фамарь» А. Глобы (изд. в 1923); «Труды и дни Михаила Ломоносова» Г. Шторма (изд. в 1934)], разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений [эпический строй иллюстрации «Книги Руфь» (изд. в 1925); иронически-буквальное переложение поэтических метафор на язык пластики в «Домике в Коломне» Пушкина (изд. в 1929); романтическая экспрессивность образов «Новогодней ночи» С. Д. Спасского (изд. в 1932); символичность скульптурно завершенных форм в «Новой жизни» Данте (изд. в 1934)]. С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало [оформление «Сонетов» Шекспира (изд. в 1948), сборник «Роберт Бернс в переводах С. Маршака» (изд. в 1950), иллюстрации к «Слову о полку Игореве» (изд. в 1954), «Борису Годунову» (1955, изд. в 1956) и «Маленьким трагедиям» (изд. в 1961) Пушкина; все √ Ленинская премия, 1962]. Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945√47), экслибрисами, издательскими марками. С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя её декоративные (серия «Самарканд», 1942√44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938√61, и др.). В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились). Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику. Профессор Вхутемаса-Вхутеина (1920√30), Полиграфического института (1930√34), института изобразительных искусств (1934√1938), института прикладного и декоративного искусства (1942√48) в Москве. Среди учеников √ А. Д. Гончаров, А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов, М. И. Пиков.


═ Соч.: Рассказы художника-гравера, М., 1976; О художнике, о творчестве, о книге, М., 1966.


Лит.: Халаминский Ю., В. А. Фаворский, М., 1964; Книга о Владимире Фаворском, М., 1967; Климов Р., Заметки о Фаворском, в сборнике: Советское искусствознание, 74, М., 1975; его ж е, то же, в сборнике: Советское искусствознание, 75, М., 1976; V. Favorsky, [Collection, Moscow, 1967.

═ Е. С. Левитин.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Фаворский Владимир Андреевич" в других словарях:

  • Фаворский, Владимир Андреевич — В. Фаворский (фото 1920 х годов) …   Википедия

  • Фаворский, Владимир Андреевич — Владимир Андреевич Фаворский. ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич (1886 1964), российский график и живописец, монументалист, театральный художник. Для произведений характерны философская глубина и яркость образов, высокое мастерство использования… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Фаворский Владимир Андреевич —         (1886 1964), советский график и живописец. Народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Учился в студии К. Ф. Юона в Москве (1903 05) и школе Ш. Холлоши в Мюнхене (1906 07), на искусствоведческом отделении… …   Художественная энциклопедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — (1886 1964), сов. художник. В 1931 выполнил портрет Л. [гравюра на дереве; музей ИРЛИ; в кн.: Пахомов (2), с. 177]; в расстегнутом офицерском сюртуке поэт полулежит на бурке и глядит вдаль; пейзажный фон вызывает в памяти образы лирики Л. «темный …   Лермонтовская энциклопедия

  • ФАВОРСКИЙ Владимир Андреевич — (1886 1964) российский график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Фаворский, Владимир Андреевич — Род. 1886, ум. 1964. Живописец, график, выдающийся книжный иллюстратор, театральный художник, теоретик искусства. Ученик К. Ф. Юона. Участник объединения "Четыре искусства". Работал преимущественно в технике ксилографии. Книжной… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — (1886 1964), график и живописец, народный художник СССР (1963), действительный член АХ СССР (1962). Создатель школы отечественной ксилографии, монументалист, театральный художник. Для произведений Фаворского характерны философская глубина и… …   Энциклопедический словарь

  • Фаворский Владимир Андреевич — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

  • Фаворский Владимир Андреевич — (1886, Москва — 1964, там же), график, сценограф, живописец монументалист, народный художник СССР (1963), действительный член (1962). Учился в частной школе в Москве (1898—1905), в частной академии Ш. Холлоши в Мюнхене (1906—07),… …   Москва (энциклопедия)

  • Владимир Андреевич Фаворский — Владимир Фаворский. 1920 е Владимир Андреевич Фаворский (14 марта 1886, Москва 29 декабря 1964, Москва) российский и советский художник график, выдающийся мастер русской гравюры и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец… …   Википедия

Книги

  • Рассказы художника-гравера, В. А. Фаворский. Эта книга была написана Владимиром Андреевичем Фаворским специально для вас. Редакции очень хотелось, чтобы в нашей серии "В мире прекрасного" была книга В.А.Фаворского о работе… Подробнее  Купить за 400 руб
  • Окна памяти, Васильев Олег. Олег Васильев (р. 1931) - один из ведущих художников русского неофициального искусства. В своем творчестве Васильев соединяет традиции русского реалистического искусства XIX века с традициями… Подробнее  Купить за 294 руб
  • Окна памяти, Олег Васильев. Олег Васильев - один из ведущих художников русского неофициального искусства. В своем творчестве Васильев соединяет традиции русского реалистического искусства XIX века с традициями русского… Подробнее  Купить за 181 руб


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»