Учебное оборудование

Учебное оборудование
        материальные средства обучения, используемые в учебном процессе (См. Учебный процесс) для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной деятельностью, общего развития и воспитания.
         Различают 3 основные группы У. о.: натуральные объекты; изображения и отображения предметов и явлений действительности; описания предметов и явлений мира знаками, словами и фразами естественных и искусственных языков.
         В состав первой группы (натуральные объекты) входят: предметы и явления объективной действительности для непосредственного изучения (минералы, горные породы, сырьё, полупродукты и продукты производства, препараты растений и животных и т.д.); натуральные предметы и технические средства для воспроизведения явлений и последующего демонстрационного и лабораторного изучения их (реактивы, приборы и пр.); материальные и технические средства для трудовой, изобразительной и экскурсионно-туристской деятельности учащихся (древесина, металл, пластмассы, стекло и т.п.; измерительные, контрольные приборы, монтажные и отделочные инструменты; принадлежности и инструменты для черчения и рисования; машины, станки и технические устройства; экскурсионное, туристское и экспедиционное оборудование).
         Вторая группа У. о. (изображения и отображения предметов и явлений действительности) объединяет: объёмные пособия – макеты, модели, слепки, муляжи, глобусы и т.д.; плоскостные пособия – таблицы, картины, фотографии, карты, схемы, чертежи; аудиовизуальные средства – кинофильмы, кинофрагменты, кинокольцовки, диафильмы, диапозитивы, транспаранты, записи на грампластинках и магнитной ленте, радио- и телепередачи и др. Аудиовизуальные средства, кино, радио и телевидение позволяют знакомить учащихся с современными достижениями науки, техники, производства и культуры, с явлениями, недоступными непосредственному наблюдению, переноситься в самые отдалённые времена и места земного шара, в космос, проникать в недра вещества (мультисъёмки), внутренние движения в мире волн, элементарных частиц, атомов, молекул, клеток живого вещества; наглядно предъявлять и теоретически разъяснять явления природы и общественной жизни.
         Третья группа (письменные описания) включает: научную, справочную, методическую и др. литературу для учителя; учебники, сборники задач и упражнений, руководства для наблюдений, лабораторных и трудовых занятий, программированные и др. печатные материалы (см. Учебная литература).
         Особую группу У. о. составляют Технические средства обучения, информационные (используемые для передачи и восприятия информации, зафиксированной на киноплёнке, грампластинке и т.д.) – киноаппараты, магнитофоны, электропроигрыватели, телевизоры и др.; контролирующие – перфокарты, перфопластинки, различного типа автоматы и т.д.; обучающие – лингафонные устройства, обучающие машины (См. Обучающая машина), закрытые телевизионные установки, электронно-вычислительные машины (ЭВМ) и т.д.
         К У. о. предъявляются разносторонние функционально-педагогические, эргономические, эстетические, экономические требования, а также требования техники безопасности и гигиены.
         Наибольшая эффективность использования У. о. достигается при кабинетной системе организации учебных занятий.
         Теоретическим обоснованием и разработкой различных видов У. о., созданием научно обоснованного оптимального комплекса У. о. для средней школы занимается НИИ школьного оборудования и технических средств обучения АПН СССР (основан в 1965 в Москве).
         Лит.: Перечни типовых учебно-наглядных пособий и учебного оборудования для общеобразовательных школ, М., 1977; Соловьева Е. Е., Экранные пособия на уроках биологии, М., 1971; Оборудование начальных классов, под ред. Н. П. Конобеевского, М., 1971; Технические средства обучения в средней школе, под ред. Л. П. Прессмана, М,, 1972; Учебное оборудование по физике в средней школе, под ред. А. А. Покровского, М., 1973; Шахмаев Н. М., Дидактические проблемы применения технических средств обучения в средней школе, М., 1973; Грабецкий А. А., Назарова Т. С., Кабинет химии, М., 1974; Зельманова Л. М., Кабинет русского языка в средней школе, М., 1974; Прессман Л. П., Кабинет литературы в школе, М., 1975; Оборудование кабинета математики, М., 1975; Самойлов И. И., Учебно-наглядные пособия по географии, М., 1975; Использование средств звукозаписи в учебном процессе, М., 1975; Материалы международной научной конференции социалистических стран по проблемам школьного оборудования, М., 1975.
         См. также лит. при ст. Технические средства обучения.
         С. Г. Шаповаленко.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Учебное оборудование" в других словарях:

  • Сервисное учебное оборудование — 2.10. Сервисное оборудование вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для удобства применения и эксплуатации учебной техники и (или) преподавания... Источник: Приказ Рособразования от 03.11.2004 N 215 Об организации деятельности …   Официальная терминология

  • Светотехническое оборудование летательных аппаратов — Светотехническое оборудование летательного аппарата  бортовые световые устройства. Светотехническое оборудование предназначено для обеспечения работы экипажа в сложных метеорологических условиях полета и ночью, для сигнализации, а также для… …   Википедия

  • Металлургические процессы и оборудование (журнал) — Металлургические процессы и оборудование [[Файл …   Википедия

  • МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I — МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ I. История медицинского образования. Первые достоверные сведения о М. о. относятся к древнейшим историческим памятникам восточной культуры. В Месопотамии кодекс Хаммураби (около 2250 г. до н. эры) уже занимается врачебными …   Большая медицинская энциклопедия

  • Технические средства обучения —         системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. По функциональному назначению Т. с. о. обычно делят на три основных класса:… …   Большая советская энциклопедия

  • Хреновская церковно-учительская семинария — (Хреновская церковно учительская школа)  в 1902 1918 гг. учебное заведение Костромской епархии в селе Хреново, готовившее учителей церковно приходских школ; построена и содержалась на средства вичугского фабриканта… …   Википедия

  • Средства обучения —     обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно предметной среды, а также важнейший компонент учебно материальной базы школ различных типов и уровней. К С.о. относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно… …   Педагогический терминологический словарь

  • Санкт-Петербургский государственный университет — Запрос «ЛГУ» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Санкт Петербургский государственный университет (СПбГУ) …   Википедия

  • Харьковский электромеханический техникум транспортного строительства — Координаты: 49°59′08″ с. ш. 36°12′57″ в. д …   Википедия

  • Пржевальское — Посёлок городского типа Пржевальское Страна РоссияРоссия …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»