Тяжёлое машиностроение

Тяжёлое машиностроение
        совокупность подотраслей машиностроения, предприятия которых заняты производством металлургического, горнорудного, крупного кузнечно-прессового, дробильно-размольного, подъёмно-транспортного оборудования, а также крупных экскаваторов, роторных комплексов, тепловозов, железнодорожных вагонов, дизелей (См. Дизель). В состав Т. м. входят металлургическое, горнорудное, угольное, подъёмно-транспортное машиностроение, вагоно-, тепловозо- и дизелестроение. Т. м. — основа тяжёлой промышленности (См. Тяжёлая промышленность) и строительства. Значительная часть заводов Т. м. имеет в своём составе уникальные по размерам производственные цехи, располагает заготовительной базой для производства крупных отливок, поковок, металлоконструкций; механосборочные цехи для обработки деталей и сборки крупных машин оснащены уникальными станками и мостовыми кранами большой грузоподъёмности. Заводы Т. м., как правило, комплексные, универсального типа, многие из них характеризуются индивидуальным и мелкосерийным типами производства.
         В дореволюционной России Т. м. было развито слабо. Продукцию Т. м. выпускали немногие машиностроительные заводы: Ижорский, Краматорский (ныне Старокраматорский), Сормовский, Коломенский, Харьковский, Путиловский (ныне Кировский), Брянский и некоторые др. В СССР Т. м. начало развиваться в восстановительный период. В годы первых пятилеток (1929—1940) быстрыми темпами развивалось производство металлургического, транспортного, угольного и горнорудного оборудования. К производству продукции Т. м. были привлечены многие машиностроительные заводы, построены новые и реконструированы старые заводы, что позволило в короткий срок освободиться от импорта из капиталистических стран многих видов оборудования.
         Т. м. обеспечивает не только нужды народного хозяйства СССР в крупных машинах и оборудовании, но и экспортирует значительную часть своей продукции.
         Металлургическое машиностроение в СССР стало быстро развиваться в годы первых пятилеток в связи с развитием металлургической промышленности. В 1929—32 был построен Иркутский завод Т. м., в 1933—34 введены в действие 2 крупнейших завода — Уралмашзавод им. С. Орджоникидзе (г. Свердловск) и Новокраматорский машиностроительный завод (г. Краматорск). Одновременно со строительством новых заводов реконструировались действующие предприятия, создавались технические службы, обучались кадры. К началу Великой Отечественной войны 1941—45 СССР располагал значительными мощностями по производству металлургического оборудования. Во время войны построены Южно-Уральский машиностроительный завод, Электростальский и Алма-Атинский заводы Т. м. Кроме названных заводов, ныне производством металлургического оборудования занимаются также Ждановский и Бузулукский заводы Т. м. и ряд др. Изготовляется современное оборудование для доменных печей полезным объёмом 3200 и 5000 м3, производительностью 4 млн. т в год: кислородные конвертеры ёмкостью 300—350 т; обжиговые машины для производства железорудных окатышей площадью спекания 520 м2 производительностью 3,6 млн. т в год; машины непрерывного литья стали криволинейного типа для производства литых слябов производительностью 1 млн. т в год; оборудование для коксовых батарей производительностью 1 млн. т в год, для вакуумирования стали, высокомеханизированные и автоматизированные прокатные станы — блюминг «1300» и широкополосные производительностью по 6 млн. т проката в год, для холодной прокатки листа и труб различного назначения, трубосварочные и трубопрокатные станы; профилегибочные агрегаты и др. Данные о производстве металлургического оборудования приведены в табл. 1.
        Табл. 1. — Производство металлургического оборудования в СССР, тыс. т
        
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Металлургическое оборудование (доменное и       | 1940   | 1950   | 1960   | 1970   | 1975    |
        | сталеплавильное, прокатное, коксовое,                 |--------------------------------------------------------------|
        | агломерационное, машины непрерывного литья     | 29,7    | 131,2  | 222,0   | 280,6  | 312,9   |
        | стали)                                                                   |--------------------------------------------------------------|
        | в т. ч. прокатное                                                   | 10,2    | 66,1    | 120,6  | 140,1   | 132,1   |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Горнорудное машиностроение. До Октябрьской революции 1917 специализированных машиностроительных предприятий по производству горной техники в России не было. Оборудование ввозилось из-за границы. В первые годы Советской власти импорт горного оборудования продолжался. Лишь в 1930 на базе механических мастерских был организован Кыштымский механический завод, а в 1937 — криворожский завод «Коммунист», которые занимались изготовлением и ремонтом горных машин. Позднее производство горнорудного оборудования было налажено на ленинградском заводе «Пневматика», Конотопском и ряде др. машиностроительных заводов. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 немецко-фашистскими войсками был нанесён большой ущерб производству горнорудного оборудования. Часть заводов была перебазирована в восточные районы страны, где была создана новая база горнорудного машиностроения. В 1975 насчитывалось свыше 2 десятков заводов, производящих горнорудное оборудование, наиболее крупными из которых являются Ясногорский, Донецкий, Ворошиловградский, Ясиноватский и Воронежский машиностроительные заводы. Изготовляются роторные экскаваторы с отвалообразователями производительностью до 1250 м3 в час и на привлечённых предприятиях до 5000 м3 в час, комбайны очистные и проходческие, вентиляторы шахтные главного проветривания, оборудование для механизации поверхности шахт, обогатительное оборудование, буровые станки, щиты проходческие, лебёдки шахтные и горнорудные, долота и др.
         Угольное машиностроение. Возникновение угольного машиностроения в СССР относится к 1924, когда в составе треста «Донуголь» было создано управление подсобных предприятий, затем был построен ряд заводов. В 1924—25 начался выпуск центробежных насосов, шахтных вагонеток, скреперных лебёдок, конвейеров, позднее — врубовых машин, шахтных подъёмных машин и лебёдок, аккумуляторов и электровозов. В 1941—45 на востоке страны была создана своя база угольного машиностроения. Наиболее крупные заводы подотрасли: Дружковский, Горловский, Копейский.
         Предприятия угольного машиностроения изготовляют машины и оборудование для механизации и автоматизации основных процессов подземной добычи угля, в том числе очистные комбайны и струговые установки, комплексы и механизированные крепи для очистных работ, комбайны проходческие, оборудование для гидродобычи, проходки шахтных стволов, погрузки и транспортировки породы и угля в забоях и шахтах, обогащения, водоотлива, вентиляции, шахтного освещения и др.
         Производство угольного и горнорудного оборудования показано в табл. 2.
         Табл. 2. — Производство угольного и горнорудного оборудования в СССР
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Комплексы и механизированные крепи         | Единица                | 1940                                  | 1960   | 1970   | 1975    |
        | Комбайны очистные                                     | измерения             |                                          |           |           |            |
        | Комбайны проходческие                              |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Машины шахтные подъёмные                      | Комплекты             | —                                      | 97,0    | 289     | 504      |
        |                                                                     | тыс. пог. м             | 18                                      | 8,0      | 37,9    | 68,25   |
        |                                                                     | шт.                        | —                                      | 885     | 1172   | 1263    |
        |                                                                     | »                            | 100                                    | 171     | 327     | 510      |
        |                                                                     | »                            |                                          | 264     | 183     | 263      |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Подъёмно-транспортное машиностроение. В дореволюционную Россию подъёмно-транспортное оборудование поставлялось в основном иностранными фирмами. После Октябрьской революции его производство было организовано на ряде заводов различных отраслей промышленности; к 1940 оно достигло относительно высокого уровня, но по-прежнему было рассредоточено по многим отраслям промышленности. В дальнейшем удельный вес производства подъёмно-транспортного оборудования на специализированных заводах увеличился. Наиболее крупные заводы: Узловский машиностроительный завод, красноярский завод «Сибтяжмаш», Ленинградский завод подъёмно-транспортного оборудования, Харьковский завод подъёмно-транспортного оборудования.
         На предприятиях отрасли сосредоточено производство кранов всех видов, конвейеров ленточных грузонесущих, толкающих, вибрационных и т.д., кранов-штабелёров, эскалаторов, перегружателей и др. Созданы и освоены средства непрерывного и напольного транспорта (см. табл. 3).
         Табл. 3. — Производство подъёмно-транспортного оборудования в СССР, шт.
        
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                           | 1970                       | 1975                |
        |----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Краны мостовые электрические                                          | 5737                       | 6494                |
        | Краны козловые                                                                  | 1472                       | 2312                |
        | Краны портальные                                                              | 106                        | 102                 |
        | Краны металлургические                                                    | 34                          | 54                   |
        | Конвейеры ленточные стационарные                                  | 10630                     | 13043              |
        | Конвейеры подвесные толкающие, с автоматическим         | 50                          | 91,3                |
        | адресованием грузов, км                                                    | 820                        | 2023                |
        | Конвейеры грузонесущие                                                   |                               |                        |
        ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Дизелестроение производит дизели общепромышленного применения — судовые, тепловозные, для стационарной и передвижной энергетики, буровых установок, строительно-дорожных машин, большегрузных автомобилей и др. Дизелестроение в России начало развиваться с конца 19 в. Были созданы отечественные оригинальные конструкции дизелей стационарного и судового применения. К 1914 общий годовой выпуск дизелей в стране составил 122 тыс. л. с. После Октябрьской революции дизелестроение стало развиваться быстрыми темпами, в 1924 организована исследовательская лаборатория, позднее преобразованная в Центральный научно-исследовательский дизельный институт (ЦНИДИ). Были проведены работы по упорядочению типажа дизелей и созданию их новых типов, в том числе первых тепловозных дизелей. К 1940 выпускалось 19 типов дизелей, из них 14 новых, в том числе лёгкие быстроходные мощностью до 1000 л. с., судовые — до 4000 л. с. (1 л. с. = 0,736 квт).
         Во время Великой Отечественной войны было развёрнуто строительство танковых дизелей на Барнаульском заводе «Трансмаш», Уральском турбомоторном и др. заводах. В 50—60-х гг. было налажено производство ряда новых мощных дизелей для судов, тепловозов, буровой техники, передвижной энергетики и др. Проведена работа по повышению надёжности и сроков службы дизелей, повышению их экономичности, созданию полностью автоматизированных дизелей и установок. В 1975 выпускалось 25 типов дизелей, газовых двигателей и газомотокомпрессоров более чем в 400 модификациях, агрегатной мощностью от 4 до 21 000 л. с. Наиболее крупные дизелестроительные заводы: Брянский машиностроительный, Коломенский им. В. В. Куйоышева, Барнаульский «Трансмаш» им. В. И. Ленина, Ленинградский «Звезда» им. К. Е. Ворошилова, Горьковский «Двигатель революции», Токмакский им. С. М. Кирова. Данные о выпуске дизелей приведены в табл. 4.
         Табл. 4. — Производство дизелей в СССР (без автотракторных)
        
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                 | 1940        | 1960      | 1970      | 1975           |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Дизели общего назначения:      | 12140      | 54322    | 59627    | 65235         |
        | шт.                                           | 469,9       | 8830,7   | 16158    | 18230,6       |
        | тыс. л. с.                                  |                |              |              |                   |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        
         Т. м. достигло высокого уровня развития и в др. социалистических странах. Машиностроение Чехословакии производит современные прокатные станы, тепловозы, дизели, роторные и универсальные экскаваторы и др.; ГДР — сортовые прокатные станы, краны, дизели, роторные экскаваторы; Польши — судовые дизели, краны; Венгрии — волочильные станы, дизели и др.; Румынии — прокатное оборудование, дизели; Болгарии — подъёмно-транспортное и др. оборудование.
         Среди капиталистических стран, которые производят большое количество продукции т. м., — США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия.
         О производстве тепловозов и железнодорожных вагонов см. в ст. Транспортное машиностроение.
        
         Лит. см. при ст. Машиностроение.
         И. С. Ревес, Е. С. Матвеев (раздел о дизелестроении).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Тяжёлое машиностроение" в других словарях:

  • тяжёлый — прил., употр. очень часто Морфология: тяжёл, тяжела, тяжело, тяжелы; тяжелее; нар. тяжело 1. Тяжёлым называют объект, который имеет такую большую массу, что вам трудно или невозможно его поднять или перемещать, носить. Тяжёлый камень, сейф. |… …   Толковый словарь Дмитриева

  • ТЯЖЁЛЫЙ — ТЯЖЁЛЫЙ, ая, ое; ёл, ела. 1. Имеющий большой вес, отягощающий. Т. груз. Т. чемодан. Тяжело (нареч.) нагруженный автомобиль. Тяжёлая пища (перен.: трудно перевариваемая). Тяжёлое топливо (нефть, керосин, мазут; спец.). Тяжёлая рука у кого н.… …   Толковый словарь Ожегова

  • Машиностроение — отрасль, производящая всевозможные, орудия, приборы, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. Содержание 1 Отрасли машиностроения по группам 1.1 Общее машиностроение …   Википедия

  • Машиностроение — I Машиностроение         комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… …   Большая советская энциклопедия

  • Машиностроение — I Машиностроение         комплекс отраслей тяжёлой промышленности, изготовляющих орудия труда для народного хозяйства, а также предметы потребления и продукцию оборонного назначения. М. является материальной основой технического перевооружения… …   Большая советская энциклопедия

  • Машиностроение Украины — Машиностроение Украины  промышленность, совокупность отраслей, в которой производят машины и оборудование для всех промышленностей и отраслей экономики Украины. Промышленность имеет очень сложную структуру. Машиностроение играет очень важную …   Википедия

  • Машиностроение России — Динамика индекса производства машин и оборудования в России в 1991 2009 годах, в процентах от уровня 1991 года …   Википедия

  • тяжёлый — ая, ое; жёл, жела/, жело/; тяжеле/е; тяжелейший см. тж. тяжело 1) а) Имеющий большой вес, с грузом большого веса (противоп.: лёгкий) Тяжёлый камень. Тяжёлый чемодан. Тяжёлый груз. Т …   Словарь многих выражений

  • Министерство тяжёлого машиностроения СССР — Министерство тяжёлого машиностроения при Совете Министров СССР (Минтяжмаш СССР) …   Википедия

  • Сибирский завод тяжёлого машиностроения — Координаты: 56°00′12″ с. ш. 92°50′15″ в. д. / 56.003333° с. ш. 92.8375° в. д …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»