Трудовая школа это:

Трудовая школа
        течение в реформаторской педагогике (См. Педагогика), представители которого выступали за создание школы, сочетающей образование, нравственное, эстетическое и физическое воспитание с выработкой у детей трудовых умений, с теми или иными формами профессиональной ориентации. Впервые идея Т. ш. была выдвинута представителями раннего утопического социализма (Т. Мор, Т. Кампанелла), которые в своих проектах организации общества будущего предусматривали участие всех его членов в производительном труде. Отсюда вытекало и их требование подготовки детей в учебных заведениях к труду, привлечения их к посильной трудовой деятельности.
         В 17 в. мысль о необходимости трудовой подготовки детей в школе высказал Я. А. Коменский. Английский экономист Дж. Беллерс разработал проект «промышленной школы» — трудового объединения взрослых, являющегося одновременно и образцовым воспитательным учреждением, где дети учатся полезным наукам, овладевают конкретными профессиями, приобретают любовь и уважение к труду. Ж. Ж. Руссо выдвинул требование готовить детей к с.-х. и ремесленному труду в процессе воспитания.
         Видное место вопросы Т. ш. — трудового обучения и воспитания занимали в проектах организации народного образования эпохи Великой французской революции.
         В конце 18 — начале 19 вв. И. Г. Песталоцци сформулировал положения, сыгравшие важную роль в дальнейшей разработке идеи Т. ш., проблем трудового воспитания: труд в сочетании с физическими упражнениями и играми благотворно сказывается на развитии детей; воспитательные учреждения не должны ограничиваться выработкой у детей владения небольшим кругом ремесленных приёмов — у них нужно развивать разносторонние способности и навыки, необходимые для быстрого включения в практическую деятельность в различных отраслях хозяйства.
         В 1-й половине 19 в. проблема трудового обучения и воспитания детей в школе привлекала внимание представителей утопического социализма — Р. Оуэна, Ш. Фурье, К. А. Сен-Симона, В. Вейтлинга. Наиболее интересны мысли Оуэна, считавшего, что в коммунистическом обществе будущего каждый ребёнок в процессе обучения и воспитания будет знакомиться с основными видами труда.
         Большинство представителей реформаторских течений в буржуазной педагогике конца 19 — начала 20 вв. причисляли себя к сторонникам Т. ш., хотя сам труд учащихся трактовался представителями различных педагогических течений по-разному. В теории Т. ш. можно выделить 3 крупных направления. Представители первого из них видели сущность Т. ш. в том, что в учебный план вводится ручной труд как особый предмет преподавания, а трудовые умения и навыки, приобретаемые учащимися на уроках по этому предмету, способствуют изучению других учебных дисциплин. Таким образом, ручной труд являлся и предметом и принципом всего обучения. Сторонники этого направления (так называемые мануалисты) много сделали для пропаганды идеи педагогически целесообразного ручного труда, разработки его методики, они стремились установить связь между ручным трудом и учебными занятиями, активизировать тем самым весь педагогический процесс.
         Сторонники второго направления, идеологом которого был немецкий педагог Г. Кершенштейнер, рассматривая труд в начальной народной школе тоже как предмет и принцип обучения, видели его главную цель в выработке у детей старательности, честности, добросовестности и т.п. Т. ш. такого типа рассматривалась в качестве важного средства гражданского воспитания.
         К третьему направлению в движении Т. ш. принадлежали представители многих течений в реформаторской педагогике (индивидуальная педагогика, педагогика личности, педагогика действия и т.п.), которые трактовали труд детей расширительно и видели сущность Т. ш. в разнообразной самостоятельной познавательной и художественной деятельности учащихся.
         Буржуазные педагоги, говоря о Т. ш., фактически имели в виду начальную народную школу, которая не давала основ научного образования, а сам труд носил ремесленный характер. В средней же школе трудовой принцип трактовался как стимулирование умственной самостоятельности учащихся, а собственно труд, если он вводился в учебный план, использовался как средство физического развития. Идеи трактуемой таким образом Т. ш. применяются в современной школе и педагогике в буржуазных странах.
         Создав в середине 19 в. теорию научного коммунизма, К. Маркс и Ф. Энгельс уделили в ней значительное место и проблемам воспитания, показав их неразрывную связь с социально-экономическими условиями жизни общества. Марксистское учение о гармоническом развитии человеческой личности, о соединении умственного образования с политехническим и трудовым обучением как обязательном условии всестороннего развития человека явилось фундаментом социалистической педагогики и теоретическом обоснованием политехнической Т. ш. Эти идеи впервые получили реализацию в практике строительства новой, советской трудовой школы после Октябрьской революции 1917. Марксистское понимание Т. ш. требует осознания учащимися роли труда в развитии общества, выработки трудовых умений и навыков, а также вооружения школьников политехническими знаниями (см. Политехническое образование).
         Лит.: Маркс К., Инструкция делегатам Временного Центрального Совета по отдельным вопросам, Маркс К. и Э н-гель с Ф., Соч., 2 изд., т. 16; его же. Капитал, т. 1, гл. 4, 5, 8, 9, 12, 13, там же, т. 23; Ленин В. И., Гимназические хозяйства и исправительные гимназии, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2; его же, Перлы народнического прожектерства, там же; его же, О политехническом образовании. Заметки на тезисы Надежды Константиновны, там же, т. 42; Крупская Н. К., Пед. соч., т. 1, М., 1957: т. 4, М., 1959; Пискунов А. И., Теория и практика трудовой школы в Германии (До Веймарской республики), М., 1963; Синицкий Л. Д., Трудовая школа, её принципы, задачи и идейные корни в прошлом, М., 1922; Трудовая школа в свете истории и современности. Сб. статей, под ред М. М. Рубинштейна, Л., 1924; Фортунатов А., Теория трудовой школы в её историческом развитии, ч. 1 — От Т. Мора до К. Маркса, М., 1925; Anders on L. F., History of manual and industrial school education, N. Y. — L., 1926; Bennet Ch. A., History of manual and industrial education, 1870 to 1917, Peorfa (Ill), 1937; Burger E., Arbeitspädagogik, 2 Aufl., Lpz., 1923; Heywang E., Was ist Arbeitsschule?, 3 Aufl. Langensalza, 1927: Panthier A., Enquête historique sur l'enseignement manuel dans les е́coles non techniques, P., 1907; Schloen Н., Entwicklung und Aufbau der Arbeitsschule, B., 1926; Wolff A., Arbeitspädagogik, Tl 1, Langensalza, 1925; «Jahrbuch für Erziehungs und Schulgeschichte», Jg 1, B., 1961.
         А. И. Пискунов.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Трудовая школа" в других словарях:

  • ТРУДОВАЯ ШКОЛА — направление в пед. теории и практике организации общего образования кон 19 1 й пол 20 вв Сторонники Т.Ш. стремились повысить воспитат. эффективность и социальную значимость школьного образования путем формирования у учащихся общетрудовых умений и …   Российская педагогическая энциклопедия

  • трудовая школа — darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Bendrojo lavinimo mokykla, kurioje mokymas grindžiamas ne vien mokymusi iš knygų, bet ir darbu. Darbas ir jo vaidmuo mokymo procese pedagogikos istorijoje buvo suprantama įvairiai: 1) kaip… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Трудовая школа —     направление в педагогической теории и практике педагогики конца 19 в. 1 й половины 20 в. В трудах педагогов 17 18 вв. (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо) содержались многочисленные аргументы в пользу включения в учебный процесс трудовой… …   Педагогический терминологический словарь

  • политехническая трудовая школа — politechninė darbo mokykla statusas T sritis švietimas apibrėžtis Buvusi sovietinė bendrojo lavinimo mokykla, taip pat Egipto mokyklos. Kitaip nei kitose istoriškai susiformavusiose mokymo sistemose, politechninėje darbo mokykloje bendrasis… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Школа № 211 (Санкт-Петербург) — Школа № 211 им. Пьера де Кубертена У этого термина существуют и другие значения, см. Александровская женская гимназия …   Википедия

  • Школа № 10 (Таганрог) — Школа № 10 Основана 1920 …   Википедия

  • Школа Карла Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й …   Википедия

  • Школа К. Мая — Содержание 1 Шаги истории 1.1 Вторая половина XIX века и начало XX века 1.2 Век XX й …   Википедия

  • Школа — (лат. schola, от греч. schole)    1. учебно воспитательное учреждение (см. Образовательные учреждения). Сложились различные точки зрения на определение понятия Ш. . Одни теоретики педагогики акцентируют внимание на развитии в Ш. личности, а саму… …   Педагогический терминологический словарь

  • Школа рабочей молодёжи — Школа рабочей молодёжи (ШРМ) общеобразовательное учебное заведение в СССР для обучения без отрыва от производства. Впервые была создана в 1943 году как школа подростков, работающих на предприятиях. Содержание 1 История …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Трудовая школа» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»