Троллейбус

Троллейбус
(англ. trolleybus, от trolley — контактный провод, роликовый токоприёмник и bus — автобус)
        средство безрельсового наземного городского транспорта с питанием электроэнергией от контактного провода. Работы по созданию и применению Т. проводились в Германии уже в начале 80-х гг. 19 в. При конструктивной разработке Т. наиболее трудной технической задачей оказалось обеспечение надёжного токосъёма от контактной сети. Решение этой задачи стало возможным только с применением асфальтовых дорожных покрытий, что создало необходимые условия для распространения Т. Первые Т. в СССР созданы в 1933. В 1934 Т. пущен в Москве. В 60—70-е гг. троллейбусные линии появились во многих крупных городах СССР. Преимущества Т. по сравнению с трамваем (См. Трамвай) заключаются в отсутствии рельсовых путей, требующих больших первоначальных капиталовложений, в лучшей манёвренности и бесшумности; недостаток — необходимость более сложной контактной подвески с 2 подвесными проводами. Т. обладает преимуществами и перед Автобусом: использование дешёвой электроэнергии, отсутствие выхлопных газов, простота и надёжность в эксплуатации. Однако значительно большая требовательность Т. к качеству дорожного покрытия и меньшая гибкость при движении в условиях плотных транспортных потоков в ряде случаев ограничивает его применение.
         Большинство Т. выпускается в 2-осном исполнении с 2- или 3-дверной компоновкой кузова. На линиях с большими пассажиропотоками, пролегающих по основным городским магистралям, применяют многоосные сочленённые Т. Габаритные размеры 2-осного Т.: длина 10—12 м, ширина 2,5 м, высота 3,2—3,4 м. Современный Т. развивает скорость 65—70 км/ч; вместимость 2-осных Т. 50—70 чел.
         К основному электрическому оборудованию Т. относятся тяговые электродвигатели (См. Тяговый электродвигатель) постоянного тока, вспомогательные электродвигатели для привода компрессоров, вентиляторов и генераторов, обеспечивающих питание низковольтных приборов, а также осветительная и сигнальная аппаратура. Тяговые электродвигатели могут быть смешанного или последовательного возбуждения. На Т. советского производства устанавливаются тяговые двигатели смешанного возбуждения, обеспечивающие хорошие показатели при работе в тяговом и генераторном режимах. Они приспособлены к рекуперативному торможению (См. Рекуперативное торможение) с возвратом электроэнергии в контактную сеть. Мощность тяговых электродвигателей находится в пределах 70—120 квт при напряжении в контактной сети 550 в. Для управления тяговыми электродвигателями служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью, установленной возле места водителя. Возможность движения задним ходом достигается при помощи реверсора, изменяющего направление тока в обмотках якоря и в обмотках дополнительных полюсов. Током низкого напряжения питаются приборы наружного освещения и сигнализации. Питание электроэнергией от контактной сети (См. Контактная сеть) осуществляется через Токосъёмник, расположенный на крыше Т. (рис.).
         К механической части Т. относятся трансмиссия, ходовая часть, органы управления. Трансмиссия состоит из карданной передачи и главной передачи с дифференциалом. В редукторе передачи используются конические или червячные зубчатые колёса. Ходовую часть (рессорная подвеска, балки осей, ступицы колёс и др.) выполняют аналогично соответствующим узлам многоместных автобусов и тяжёлых грузовых автомобилей. В тормозную систему входят колёсные колодочные тормоза с пневматическим приводом и ручной механический привод для стояночного тормоза. Рулевой механизм и рулевой привод — автомобильного типа. Кузов Т. — цельнометаллический со сварным стальным каркасом, обшитым тонким стальным листом. Каркас крепится к жёсткому основанию в виде фермы из профилированных балок, соединённых угольниками.
         Перспективы применения Т. значительно расширяются в связи с совершенствованием общей дорожной сети. Увеличение ширины проезжей части, увеличение радиусов кривых и закруглений, применение усовершенствованных дорожных покрытий открывают возможности эксплуатации Т. с высокой скоростью движения. Используется Т. и на междугородных маршрутах (например, линия Симферополь — Ялта). Большая вместимость Т. (по сравнению с автобусом) обеспечивает высокую эффективность его эксплуатации на линиях с напряжёнными пассажиропотоками.
         Лит.: Ребров С. А., Устройство и техническая эксплуатация троллейбусов, 2 изд., К., 1972.
         А. А. Сабинин.
        Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972).
        Троллейбус ЗИУ-9Б (г. Энгельс, завод им. М. С. Урицкого, 1972).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужна курсовая?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Троллейбус" в других словарях:

  • Троллейбус — Троллейбус …   Википедия

  • троллейбус — троллейвоз, букашка, рогатый автобус, очкарик, трали вали, безрельсовый трамвай Словарь русских синонимов. троллейбус сущ., кол во синонимов: 15 • безрельсовый трамвай (2) …   Словарь синонимов

  • Троллейбус — Троллейбус. Петербург — родина отечественного троллейбуса . 31 марта 1902 петербургским инженером П. А. Фрезе испытан первый троллейбус . Движение троллейбуса , связавшего Красную площадь (ныне площадь Александра Невского) и Благовещенскую… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • ТРОЛЛЕЙБУС — (англ. trolleybus от trolley контактный провод, роликовый токоприемник и bus автобус), вид городского безрельсового транспорта. Постоянный ток для питания тяговых двигателей поступает от контактной сети через подвесные (троллейные) провода.… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Троллейбус — (английское trolleybus, от trolley контактный провод, роликовый токоприемник и bus автобус), вид городского безрельсового транспорта. Постоянный ток для тяговых двигателей (мощность до 120 кВт) поступает через подвесные (троллейные) провода.… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ТРОЛЛЕЙБУС — [тролейбус], троллейбуса, муж. (англ. trolleybus, букв. роликовый автобус, срн. троллей и автобус). Безрельсовый трамвай, автобус, приводимый в движение электрическим током, получаемым по воздушному проводу, контакт с которым поддерживается… …   Толковый словарь Ушакова

  • ТРОЛЛЕЙБУС — ТРОЛЛЕЙБУС, а, муж. Многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям. Городской т. Ехать на троллейбусе (в троллейбусе). Выйти из троллейбуса. Сойти с троллейбуса. Водитель троллейбуса. | прил. троллейбусный, ая, ое. Т …   Толковый словарь Ожегова

  • Троллейбус —       Петербург родина отечественного Т. 31 марта 1902 петербургским инженером П. А. Фрезе испытан первый Т. Движение Т., связавшего Красную площадь (ныне площадь Александра Невского) и Благовещенскую площадь (ныне площадь Труда) (длина маршрута… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • троллейбус — – вид транспорта. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • троллейбус — ТРОЛЛЕЙБУС, а, м. Очкарик, человек в очках …   Словарь русского арго

  • Троллейбус — Троллейбус: транспортное средство классов I, II или III с питанием электроэнергией от внешних проводов... Источник: ЕДИНООБРАЗНЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ , КАСАЮЩИЕСЯ СЕРТИФИКАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЬШОЙ ВМЕСТИМОСТИ В ОТНОШЕНИИ ОБЩЕЙ… …   Официальная терминология


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»