Торговые центры это:

Торговые центры
        комплексы функционально и пространственно взаимосвязанных предприятий торговли (См. Торговля), общественного питания (См. Общественное питание), бытового и др. видов обслуживания. Т. ц. строят на участках с благоустроенной пешеходной зоной, удобными транспортными подъездами и автостоянками; их размещение связано с транспортной системой города (с автомагистралями, вокзалами и пр.) и, в частности, с основными пешеходными потоками, направленными к остановкам общественного транспорта. Т. ц. обычно включаются в состав общественных центров городов и городских районов, куда входят также учреждения культуры (клубы, библиотеки), спорта и др.
         Интенсивное развитие сети Т. ц. в развитых капиталистических странах (впервые они появились в США в 1920—30-х гг., в др. странах — со 2-й половины 40-х гг.) связано с концентрацией торговли в руках крупных монополий и конкуренцией между ними на внутреннем рынке, а также с процессом децентрализации населения крупных городов, переселением части его на окраины и в загородные зоны, развитием общественного и особенно индивидуального транспорта. Так, в 1973 в США насчитывалось 14,5 тыс. Т. ц., удельный вес которых в розничном товарообороте составил около 46%. В США (а также в Швеции, Японии, ФРГ и др. странах) многие Т. ц. расположены за городской чертой, на перекрёстках шоссейных дорог, в расчёте на владельцев индивидуальных автомашин. По мощности и характеру обслуживания американские Т. ц. разделяются на крупные (региональные), в состав которых входят от 40 до 100 магазинов, средние (промежуточные) — 20—40 магазинов, небольшие (ближайшие) — 10—20 магазинов. Кроме предприятий торговли и общественного питания, в их составе имеются отделения банка, сберегательная касса и различные предприятия бытового обслуживания. Помещения Т. ц. сдаются в аренду главным образом крупным торговым компаниям. В Западной Европе (Великобритания, Швеция и др.) Т. ц. строятся в основном в пределах новых жилых массивов на окраинах крупных городов в расчёте на покупателей, пользующихся общественным и личным транспортом, или на пешеходов. Интенсивное развитие Т. ц. в капиталистических странах сопровождается разорением мелких торговых предприятий и высоким уровнем централизации финансового капитала (См. Финансовый капитал).
         В СССР Т. ц. делятся на Т. ц., размещаемые в жилой зоне (микрорайонах, жилых районах, межмагистральных территориях, жилых кварталах), основным предприятием которых является универсам (См. Универсамы), и Т. ц. городского значения, основным предприятием которых являются Универмаги с крупным отделом продовольственных товаров («Гастроном»). В состав Т. ц. могут входить также отдельные специализированные магазины («Цветы», «Книги», «Мебель» и др.). Размеры общегородского Т. ц. увязываются с типами общегородских универмагов и численностью обслуживаемого населения.
         Т. ц. — прогрессивная форма организации торговли, обеспечивающая предоставление комплексных услуг по торговле и др. видам обслуживания в одном месте, а также укрупнение и кооперацию предприятий обслуживания населения, что позволяет примерно на 5—10% снизить объём капитальных вложений по сравнению с разрозненным строительством объектов, входящих в состав Т. ц. Строительство Т. ц. в СССР началось в 1960-х гг. Т. ц. широко распространены и в зарубежных социалистических странах: в ГДР — в Берлине («Ганс Лох»), в Карл-Маркс-Штадте («Йорк-штрасе»); в ЧССР (в Праге, Братиславе, Пльзене, Брно, Кошице) и т.д. Развитие и размещение торговых и общественных центров в СССР и в др. социалистических странах, как правило, включается в генеральные планы развития городов и рассматривается как одно из основных направлении дальнейшего совершенствования обслуживания населения.
         Лит.: Серебряков С. В., Фельдман И. М., Карташова К. К., Торговые центры, М., 1963; Торговые центры, М., 1964; Грюн В., Смит Л., Торговые центры США, пер. с англ., М., 1966.
         В. С. Волков, Н. К. Гулаков, И. Р. Федосеева.
        Торговый центр «Первомайский». Москва. 1969. Архитекторы З. М. Розенфельд, М. Н. Мошинский, инженер О. И. Ледова.
        Торговый центр «Первомайский». Москва. 1969. Архитекторы З. М. Розенфельд, М. Н. Мошинский, инженер О. И. Ледова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Торговые центры" в других словарях:

  • Торговые центры — …   Википедия

  • Торговые центры Нижнего Новгорода — Основная статья: Нижний Новгород Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частны …   Википедия

  • Торговые центры Екатеринбурга — Основная статья: Екатеринбург На конец 2009 года в Екатеринбурге насчитывалось 17 торговых и 8 торгово развлекательных центров, которые можно классифицировать как средние, 6 крупных, два суперрегиональных и порядка 40 торговых центров районного… …   Википедия

  • СПЛАНИРОВАННЫЕ ТОРГОВЫЕ ЦЕНТРЫ — (planned shopping centres) Сооружение или группа сооружений, совместно эксплуатируемые объединением предпринимателей, обычно розничных торговцев. Как правило, их действия контролируются руководством центра, которое подчиняется его застройщику.… …   Словарь бизнес-терминов

  • Торговые сооружения —         отдельные здания и комплексы построек, предназначенные для розничной и мелкооптовой торговли, магазины, рынки, Торговые центры, Торговые ряды, Пассажи, лавки, ларьки и т.д.          Древнейшие Т. с. известны в античных городах, это… …   Большая советская энциклопедия

  • Торговые сети — Сюда перенаправляется запрос «Торговая сеть». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • РОЗНИЧНЫЕ ТОРГОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ — [англ. Retailers] юридические или физические лица, занимающиеся продажей продукции конечным покупателям, потребителям сравнительно мелкими партиями или поштучно. Это важнейшие участники каналов дистрибуции, причем их роль и особенности… …   Маркетинг. Большой толковый словарь

  • Соединённые Штаты Америки — Соединенные Штаты Америки США, гос во в Сев. Америке. Название включает: геогр. термин штаты (от англ, state государство ), так в ряде стран называют самоуправляющиеся территориальные единицы; определение соединенные, т. е. входящие в федерацию,… …   Географическая энциклопедия

  • Розничная торговля — (Retail) Определение розничной торговли, виды торговых предприятий Информация об определении розничной торговли, виды торговых предприятий Содержание Содержание Природа и значение Виды розничных торговых Предлагаемый товарный Относительное… …   Энциклопедия инвестора

  • Шэньчжэнь — Город Шэньчжэнь кит. упр. 深圳, пиньинь: Shēnzhèn …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Торговые центры» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»