Темп (в музыке) это:

Темп (в музыке)
Темп в музыке, скорость течения (смены) метрических счётных единиц (см. Метр). Т. тесно связан с характером музыки. Первоначально Т. в нотах не указывался и исполнитель судил о нём, исходя из самой музыки, её содержания и фактуры. С 17 в. Т. стали обозначать специальными итальянскими терминами. Основные Т. (в порядке возрастания): ларго, ленто, адажио (медленные), анданте, модерато (умеренные), аллегро, виваче (виво), престо (быстрые). Многие из этих терминов ранее определяли и общий характер музыки (например, аллегро — буквально «весело»); некоторые сохранили подобный смысл (например, ларго — «широко»). Эти термины применяются и с дополнительными словами, усиливающими или ослабляющими значение основного слова (например, мольто — «очень», ма нон тропло — «но не слишком»). Иногда композитор обозначает Т. и на другом языке (своём родном) — немецком, французском, русском и др. В ряде случаев Т. указывается косвенно, ссылкой на жанр, связанный с определённой скоростью движения (например, «в темпе марша», «в темпе вальса»). Обозначение Т. может служить и названием целой пьесы, выдержанной в данном Т. (адажио, аллегро и др.). Словесные обозначения Т. приблизительные; разные исполнители в соответствии со своим пониманием произведения и особенностями своей психики исполняют ту же пьесу в нескольких различающихся Т. Метроном позволяет вполне точно указывать Т. Однако даже метрономические указания, исходящие от самого композитора, представляют лишь ориентир для исполнителя, который может в некоторых пределах отклоняться от них. Хотя в каждой музыкальной пьесе обычно главенствует какой-либо один Т., он выдерживается «в среднем», тогда как в отдельных фразах в соответствии с логикой их развития слегка ускоряется или замедляется (см. Агогика). Нередко встречаются и более значительные ускорения и замедления Т., предписываемые композитором; для их обозначения существуют особые термины: аччелерандо, стринжендо, пиу моссо (ускорение), раллентандо, ритенуто, мено моссо (замедление); возвращение к первоначальному Т. обозначается словами темпе примо. Различия в Т. и характере движения наряду с другими факторами определяют контраст между частями циклических музыкальных произведений (симфонии, сонаты, сюиты и др.). Лит.: Назайкинский Е. В., О музыкальном темпе, М., 1965.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Темп (в музыке)" в других словарях:

  • ТЕМП (в музыке) — ТЕМП, в музыке скорость следования метрических счетных единиц. Основной темп (в порядке возрастания): граве, ларго, адажио, ленто (медленные темпы); анданте, модерато (умеренные темпы); анимато, аллегро, виво, престо (быстрые темпы). Некоторые… …   Энциклопедический словарь

  • Темп (в музыке) — …   Википедия

  • темп в музыке — ▲ скорость ↑ музыкальный медленные темпы: ларго. ларгетто. ленто. адажио. умеренные:, анданте. андантино. модерато. аллегретто. быстрые:, аллегро. виво. виваче. престо. стретто. состенуто. ритенуто. а темпо. граве. дольче. агогика. рубато …   Идеографический словарь русского языка

  • ЗОНА (в музыке) — ЗОНА в музыке, узкая полоса звуковых частот, в пределах которой изменение частоты не меняет качества звука как тона определенной фиксированной высоты. Явление зоны наблюдается также в области темпа (см. ТЕМП (в музыке)), ритма (см. РИТМ),… …   Энциклопедический словарь

  • АТАКА (в музыке) — АТАКА, 1) переход голосового аппарата к певческому состоянию. 2) Указание в нотах на непосредственный, быстрый переход к другому темпу (см. ТЕМП (в музыке)) . 3) В фортепианной игре внезапное напряжение рук для сильного акцента (см. АКЦЕНТ) …   Энциклопедический словарь

  • Такт, в музыке — (tatto ит., tactum лат. от tangere бить) в музыке прием, благодаря которому графическое изображение пьесы получает полную ясность и легкость для чтения. Количество музыкальных звуков (нот), распределенных на нотоносце горизонтально, делится… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Такт в музыке — (tatto ит., tactum лат. от tangere бить) в музыке прием, благодаря которому графическое изображение пьесы получает полную ясность и легкость для чтения. Количество музыкальных звуков (нот), распределенных на нотоносце горизонтально, делится… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Атака в музыке — Атака в музыке, 1) в пении переход голосового аппарата от дыхательного состояния к певческому (в речи соответственно к речевому). При сомкнутых голосовых связках струя воздуха прорывается с напором (твёрдая А.); при меньшем сближении связок звук… …   Большая советская энциклопедия

  • Кода (в поэтике, в музыке) — Кода (итальянский coda, буквально хвост), 1) в поэтике добавочный стих сверх схемы в твёрдых строфических формах (устойчивые комбинации строф), например в сонете сверх 14 строк, в триолете сверх 8. В расширенном значении заключительная часть… …   Большая советская энциклопедия

  • ТЕМП — (фр. temps время, движение, от лат. tempus). 1) ружейный прием. 2) в музыке: степень скорости движения такта, с какой играется музыкальная пьеса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ТЕМП 1) степень… …   Словарь иностранных слов русского языка

Книги

Другие книги по запросу «Темп (в музыке)» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»