Телемеханическая система это:

Телемеханическая система
        система телемеханики, комплекс технических средств для передачи на расстояние по каналам радиосвязи или проводным линиям связи команд от оператора или управляющей вычислительной машины к объектам управления, а также контрольной информации в обратном направлении (см. Телемеханика). Т. с. включает пункт управления (ПУ), где находится оператор (диспетчер), один или несколько контролируемых пунктов (КП), где располагаются объекты управления (контроля), и линии связи (каналы передачи данных), соединяющие ПУ с КП. В сложных Т. с. может быть несколько ПУ — равноправных либо подчинённых Друг другу в соответствии с иерархическим принципом.
         Различают Т. с. для сосредоточенных объектов (находящихся в пределах одного КП; рис. а) и Т с. для рассредоточенных объектов (расположенных группами на нескольких КП либо рассеянных по одному на большой территории; рис. б, в). Пример Т. с. первого вида — система управления отдельным строительным краном, самолётом, насосной станцией и т. д. Характерные примеры Т. с. второго вида — системы управления газо- и нефтепроводами, энергосистемами, ж. -д. узлами, шахтами и заводами, где управление осуществляется с одного диспетчерского пункта (См. Диспетчерский пункт).
         В Т. с. информация о состоянии и параметрах объектов управления, поступающая на ПУ, обычно воспринимается человеком-оператором, который на основании полученных данных принимает решения и подаёт команды управления. На ПУ имеется Диспетчерский щит, оснащенный соответствующими устройствами представления контрольной информации, и Диспетчерский пульт с органами управления телемеханической аппаратурой (с кнопками, ключами, тумблерами и т. п.) и устройствами формирования сигналов управления объектами. При больших объёмах информации её обработка и преобразование к виду, наиболее удобному для принятия решений оператором, производятся автоматическими устройствами или ЭВМ.
         В Т. с. могут передаваться все или только некоторые виды контрольной и управляющей информации. При передаче информации лишь о значениях параметров объектов Т. с. называется системой телеизмерения (См. Телеизмерение) (ТИ); в системе телесигнализации (См. Телесигнализация) (ТС) передаётся преимущественно информация о том, в каком из возможных состояний (обычно из двух) находится контролируемый объект; в системе телеуправления (См. Телеуправление) (ТУ) передаются только команды управления. В комбинированных Т. с. осуществляется передача информации нескольких видов, например измерительной и сигнализирующей (ТИ—ТС), управляющей и сигнализирующей (ТУ— ТС). В комплексных Т. с. возможна передача контрольной и управляющей информации всех видов (ТУ — ТС — ТИ).
         Основные характеристики Т. с.: набор выполняемых функций и видов информации, тип расположения объектов, дальность действия, число обслуживаемых объектов, быстродействие, достоверность передачи информации, надёжность, структура и тип каналов связи.
         Аппаратура Т. с. в простейшем случае состоит из передающего и приёмного полукомплектов, с помощью которых осуществляется передача телемеханической информации. Т. с. часто включают в себя автоматические устройства (например, для циклического опроса объектов, передачи команд по заданной программе, сравнения текущих значений контролируемых параметров с заданными, диагностики повреждений), облегчающие работу оператора или повышающие надёжность и эффективность передачи информации по каналу связи. Т. с. — сложный технический комплекс, в состав которого входят разнообразные устройства и приборы, насчитывающие десятки и сотни тысяч различных элементов. В начальный период развития телемеханики (начало 20 в.) аппаратура Т. с. была преимущественно релейно-контактной; в 50-х гг. 20 в. релейно-контактная аппаратура была вытеснена бесконтактными элементами (магнитными, полупроводниковыми и др.); в 70-х гг. происходит переход на микроэлектронные элементы и агрегатный метод построения Т. с. Так, разработанная в СССР агрегатная система средств телемеханики (АССТ) представляет собой набор унифицированных функциональных блоков, выполненных на интегральных схемах (См. Интегральная схема), и ряд телемеханических устройств, построенных из этих блоков. АССТ входит в Государственную систему промышленных приборов и средств автоматизации — ГСП.
        
         Лит. см. при ст. Телемеханика.
         В. В. Наумченко.
        Структурная схема телемеханической системы: а — для сосредоточенных объектов; б, в — для рассредоточенных объектов (цепочечная и древовидная); ПУ — пункт управления (диспетчерский пункт); КП — контролируемый пункт; ЛС — линия связи; 1, 2, 3,..., n — объекты управления (контроля).
        Структурная схема телемеханической системы: а — для сосредоточенных объектов; б, в — для рассредоточенных объектов (цепочечная и древовидная); ПУ — пункт управления (диспетчерский пункт); КП — контролируемый пункт; ЛС — линия связи; 1, 2, 3,..., n — объекты управления (контроля).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Телемеханическая система" в других словарях:

  • Телемеханическая система — 9. Телемеханическая система D. Fernwirksystem E. Telecontrol system F. Système de téléconduite Совокупность устройств пунктов управления и контролируемых пунктов, периферийного оборудования, необходимых линий и каналов связи, предназначенных для… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • ТЕЛЕМЕХАНИЧЕСКАЯ СИСТЕМА — комплекс средств телемеханики, обеспечивающих передачу на расстояние команд от оператора (или управляющей ЭВМ) к объектам управления, а также контрольной (измерит., сигнализац.) информации в обратном направлении. Т. с. включает пункт управления… …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • телемеханическая система с квитированием — Телемеханическая система, в которой квитанция всегда посылается после приема спорадического сообщения без обнаружения ошибки. Примечание При неполучении квитанции передающий пункт повторяет передачу сообщения до прихода квитирующего сигнала или… …   Справочник технического переводчика

  • телемеханическая система с общим автоматическим опросом — Телемеханическая система, в которой после обнаружения ошибки автоматически посылается команда запроса всей информации о состоянии контролируемых объектов. [ГОСТ 26.005 82] Тематики телемеханика, телеметрия …   Справочник технического переводчика

  • Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста — (ТСКБМ) предназначена для непрерывного контроля работоспособности машиниста по электрическому сопротивлению кожи запястья руки. При определении снижения работоспособности машиниста, ТСКБМ проводит проверку его бдительности. Устройство и работа… …   Википедия

  • Телемеханическая система с квитированием — 5. Телемеханическая система с квитированием Телемеханическая система, в которой квитанция всегда посылается после приема спорадического сообщения без обнаружения ошибки. Примечание. При неполучении квитанции передающий пункт повторяет передачу… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Телемеханическая система с общим автоматическим опросом — 4. Телемеханическая система с общим автоматическим опросом Телемеханическая система, в которой после обнаружения ошибки автоматически посылается команда запроса всей информации о состоянии контролируемых объектов Источник: ГОСТ 26.005 82:… …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Телемеханическая — система Телемеханика объединяет ТС автоматической передачи на расстояние команд управления и информации о состоянии объектов с применением специальных преобразований для эффективного использования каналов связи. Средства телемеханики обеспечивают …   Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • система телемеханики — телемеханическая система Совокупность устройств пунктов управления и контролируемых пунктов, периферийного оборудования, необходимых линий и каналов связи, предназначенных для совместного выполнения телемеханических функций. [ГОСТ 26.005 82]… …   Справочник технического переводчика

  • Система многих единиц — (СМЕ)  способ управления подвижным составом, при котором в один поезд вцепляется несколько локомотивов или моторных вагонов, а управление тяговыми двигателями ведётся с одного поста управления и одной локомотивной бригадой, является частным… …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»