Театр кукол это:

Театр кукол
        вид театр, представлений, в которых действуют куклы (объёмные и плоские), приводимые в движение актёрами-кукловодами, чаще всего скрытыми от зрителей ширмой. Многие формы представлений определяются различием видов кукол, систем их управления: марионетки (См. Марионетка) (куклы на нитках), так называемые верховые куклы (См. Верховая кукла) (перчаточные), тростевые куклы (См. Тростевая кукла), механические и др. Иногда кукол заменяет условный предмет (кубик, шарик, палочка и др.), метафорически изображающий живое существо. Куклы бывают размером от нескольких сантиметров до двойного человеческого роста. Различие форм и характера представлений обусловливается чаще всего национальной традицией, спецификой постановочно-драматургических задач, взаимосвязью с др. видами искусства (графикой, народной игрушкой, скульптурой, театром масок, кино). Истоки Т. к. — в языческих обрядах, играх с овеществленными символами богов, олицетворявших непознанные силы природы. Исторически он связан с развитием древнейших форм сценической культуры. Как правило, этот театр отличался традиционностью сюжетов, приёмов исполнения, наличием постоянных героев. Представления Т. к. в большинстве стран складывались из религиозно-мистериальных зрелищ. В Древнем Египте (16 в. до н. э.) — это мистерия об Осирисе и Исиде, в Древней Индии и Китае — культовые представления. Упоминание о театральных куклах встречается у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея и др. С 11 в. в церквах и монастырях устраивались представления, в которых куклы использовались как средство инсценировки евангельских сцен, главным персонажем их стала дева Мария. Название Марион (Marion, Marionett) осталось в романо-германских языках как обозначение вообще театральной куклы, в славянских языках — куклы на нитках. Представления Т. к. всё более насыщались злободневным, «земным» содержанием, что вызывало преследования со стороны средневековой церкви. Изгнанный из внутренних помещений церкви на паперть, Т. к. обосновался затем на площадях и ярмарках, подвергаясь преследованиям инквизиции. Несмотря на запреты, в его представлениях усиливался антицерковный, антифеодальный элемент. К концу 16 в. в Италии окончательно сформировался народно-сатирический Т. к. с главным героем Пульчинеллой (См. Пульчинелла). Наследуя традиции ателлановой комедии (см. Ателлана), близкий по духу комедии дель арте (См. Комедия дель арте), он распространился в Европе. В 17 в. аналогичный бесцензурный Т. к. утвердился во Франции (главный герой — Полишинель), Англии (Панч), Германии (Гансвурст, впоследствии — Кашперле), Голландии (Пикельгеринг), Бельгии (Вольтье), Польше (Копленяк), Румынии (Василаке), Чехословакии (Кашпарек), в России (Петрушка).
         У народов Азии и Ближнего Востока Т. к. развивался особым путём. Здесь с глубокой древности существовали его традиционные национальные формы. Предположительно, прародителем Пульчинеллы, Петрушки и др. был комедийный герой классического индийского театра, большеголовый горбатый шут-озорник Видушака (ему близок турецкий Карагёз). В индийском Т. к. куклу ведут два кукловода (один за ширмой, другой перед ширмой). Возникновение Т. к. в Китае относится к 1 в. до н. э. В японском Т. к. (известен с 11 в.) используют большие куклы в 2/3 человеческого роста, которыми управляют одновременно видимые зрителям 4—5 кукловодов в чёрных одеждах (на лице чёрная маска — чулок). Он, как и китайский Т. к., связан с классическим театром.
         Вплоть до 19 в. в европейских Т. к. разыгрывались традиционные, часто сатирические, пьесы-обозрения о власть имущих, чиновниках, церкви; складывались также бродячие сюжеты — о докторе Фаусте (И. В. Гёте заимствовал его у кукольников), Дон Жуане, короле и трёх его дочерях и др. В 19 в. делаются попытки создать профессиональный Т. к. Для него писали Г. Клейст, Э. Т. А. Гофман (Германия), Жорж Санд, А. Франс (Франция), М. Метерлинк (Бельгия), Б. Шоу (Великобритания) и др. В 20 в. многие известные театральные деятели обращались к созданию Т. к. как самого совершенного вида театрального зрелища (режиссёр Г. Крэг в статье «Актёр и сверхмарионетка» пропагандировал идею отказа от актёра). В 1-ю четверть 20 в. создавались профессиональные Т. к. для детей и для взрослых.
         Русский профессиональный Т. к. начал формироваться после Октябрьской революции 1917. Е. С. Деммени, художники Н. Я. и И. С. Ефимовы и др. привлекали крупнейших писателей, художников, композиторов к созданию Т. к. для детей, который ставил бы широкие общественно-педагогические задачи, пропагандировал новые социалистические формы отношений между людьми. Советский Т. к. отражает яркие, характерные черты и психологию человека в их наиболее общем проявлении, стремится к типичности, доведённой до образной нарицательности. Центральный театр кукол под руководством С. В. Образцова — выразитель этих идей. Его спектакли «По щучьему велению» Тараховской (1936), «Волшебная лампа Аладина» Гернет (1940), «Король-Олень» Сперанского по Гоцци (1943), «Необыкновенный концерт» (1946) и многие др. заложили основу режиссёрского метода и системы работы актёров-кукловодов над сценическими образами, что позволяет создавать эволюционно-сложную, психологически обоснованную партитуру роли, правдиво показать судьбу, характер, особенности сценического образа.
         Театры кукол обращаются к языку сценической пантомимы («Рука с пятью пальцами» — румынский театр «Цэндэрикэ»), ставят музыкальные произведения («Петя и Волк» Прокофьева — Центральный Т. к. Болгарии; «Петрушка» Стравинского, «Деревянный принц» Бартока — Центральный Т. к. Венгрии; «История солдата» Стравинского — Центральный Т. к. Болгарии и Рижский Т. к.; «Жар-птица» Стравинского, «Ученик чародея» Дюка — Минский Т. к.). Образность спектаклей достигается использованием всего разнообразия сценических приёмов (в действие вовлекаются живой актёр, обыгрываемый предмет, радиозапись и световые эффекты). Стремление к постановке социальных, нравственно-этических проблем, к искусству яркой и броской театральности формирует новый тип Т. к. («Часовщик», «Крали Марко» Теофилова в Центральном Т. к. Болгарии, «Дон Кристобаль» Гарсиа Лорки и «Маленький принц» Сент-Экзюпери в Т. к. «Цэндэрикэ», «Похождения бравого солдата Швейка» по Чапеку в Ленинградском Большом театре кукол и др.).
         С 1958 в рамках Международного союза кукольников (УНИМА, основан в 1929) регулярно устраиваются международные фестивали, конкурсы, что способствует обмену опытом деятелей Т. к. В 1976 в Москве состоялся 12-й конгресс УНИМА (президентом избран С. В. Образцов).
         В СССР в 1975 работало свыше 100 Т. к., ставивших спектакли на 25 языках народов СССР. Подготовка творческих кадров ведётся на специальном отделении Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, в Государственном институте театрального искусства им. Луначарского (режиссёры и художники), училище им. Гнесиных и в студиях при Т. к. Материал по истории Т. к. собирает и систематизирует Музей театральной куклы при центральном театре кукол (основан в 1937).
         В самодеятельности, особенно в школах, дворцах пионеров и др., Т. к. пользуется большой популярностью.
         Лит.: Перетц В. Н., Кукольный театр на Руси, СПБ, 1895; Франко I., До исторii украiнського вертепа XVIII в., «Записки Наукового товариства im. Шевченко», 1906, т. 71, кн. 3, т. 72, кн. 4; Виноградов Н., Белорусский вертеп, СПБ, 1906; Симонович-Ефимова Н. Я., Записки петрушечника, М.— Л., 1925; Гаврилов М. Ф., Кукольный театр Узбекистана, Таш., 1928; Образцов С., Актёр с куклой, М.— Л., 1938; его же, Моя профессия, кн. 1, М,, 1950; Деммени E. G., Куклына сцене, М.— Л., 1949; Малик Я., Чехословацкий кукольный театр, Прага, 1948; Театр кукол зарубежных стран. [Переводы пьес], М.—Л., 1959; Смирнова Н., Советский театр кукол, 1918—1932, М., 1963; её же, Театр Сергея Образцова, М., 1971.
         Н. И. Смирнова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Театр кукол" в других словарях:

  • ТЕАТР КУКОЛ — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. театр кукол различается устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы перчаточные, тростевые и др.) …   Большой Энциклопедический словарь

  • театр кукол — вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Театры кукол различаются устройством кукол и системой их управления (марионетки, верховые куклы  перчаточные, тростевые и др …   Энциклопедический словарь

  • Театр Кукол — (, 26). Создан в 1929 в системе Госиздата и назывался Театром детской книги, в 1937 получил название 1 й Московский кукольный театр, с 1954 носит современное название. Основатели театра — педагог А.М. Витман, режиссёр В.А. Швембергер… …   Москва (энциклопедия)

  • Театр кукол — …   Википедия

  • Театр кукол "Огниво" — Театр кукол «Огниво» Место нахождения Мытищи, ул. Шараповская, д.4 кор.1 Основан 1992 Художественный руководитель Станислав Железкин Сайт http://www.ognivo.ru/ …   Википедия

  • Театр кукол-марионеток —       (Невский проспект, 52). В 1918 был создан государственный театр марионеток под названием Петроградский театр марионеток (руководитель Л. Я. Шапорина Яковлева), в 1924 Театр кукол петрушек (руководитель Е. С. Деммени), который существовал… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Театр кукол «Золотой кувшин» — 1999  создан Театр кукол «Золотой кувшин», являеется структурным подразделением Государственной филармонии Республики Адыгея. Руководители Художественный руководитель  Заслуженный артист Республики Адыгея СИЮХОВ СТАНИСЛАВ ХАДЖИМУСОВИЧ… …   Википедия

  • Театр кукол имени С. В. Образцова — Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова «Кукольные часы» на здании театра Место нахождения …   Википедия

  • Театр кукол им. С. В. Образцова — Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова «Кукольные часы» на здании театра Место нахождения Москва Координаты 55.773889 …   Википедия

  • Театр кукол-марионеток — Театры и концертные залы (центральная часть города). Театры и концертные залы Музыкальные театры 1. Театр оперы и балета им. С. М. Кирова 2. Малый театр оперы и балета им. М. П. Мусоргского 3. Театр музыкальной комедии 4. Камерный музыкальный… …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Книги

  • Театр кукол, С. В. Образцов. Фотоальбом посвящен театру кукол Сергея Владимировича Образцова. В начале альбома помещены фотографии труппы театра (I труппа, II труппа). Начинается альбом страницами истории театра: замысел… Подробнее  Купить за 1300 руб
  • Театр кукол, или…, Басков Вячеслав Яковлевич. Мир театра кукол - за ширмой. Попав туда, писатель Вячеслав Басков облек свои рассказы в форму репортажа с места события. Некоторые статьи, однако, поднимают проблемы, общие для всех… Подробнее  Купить за 909 руб
  • Театр кукол, или…, Басков Вячеслав Яковлевич. Мир театра кукол - за ширмой. Попав туда, писатель Вячеслав Басков облек свои рассказы в форму репортажа с места событий. Некоторые статьи, однако, поднимают проблемы, общие для всех… Подробнее  Купить за 659 руб
Другие книги по запросу «Театр кукол» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»