Сущность и явление

Сущность и явление
        философские категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление — то или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В мышлении категории С. и я. выражают переход от многообразия наличных форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию (См. Понятие). Постижение сущности предмета составляет задачу науки.
         В античной философии сущность мыслилась как «начало» понимания вещей и вместе с тем как источник их реального генезиса, а явление — как видимый, иллюзорный образ вещей или как то, что существует лишь «по мнению». Согласно Демокриту, сущность вещи неотделима от самой вещи и производна от тех атомов, из которых она составлена. По Платону, сущность («идея») несводима к телесно-чувственному бытию, то есть совокупности конкретных явлений; она имеет сверхчувственный, нематериальный характер, вечна, бесконечна. У Аристотеля, в отличие от Платона, сущность («скорма вещей») не существует отдельно, помимо единичных вещей; с другой стороны, сущность, по Аристотелю, не выводится из той «материи», из которой строится вещь. В средневековой философии сущность резко противопоставляется явлению: носителем сущности выступает здесь бог, а земное существование рассматривается как неистинное, иллюзорное. В философии нового времени противопоставление С. и я. приобретает гносеологический характер и находит своё выражение в концепции первичных и вторичных качеств (См. Первичные и вторичные качества).
         И. Кант, признавая объективность сущности («вещи в себе» (См. Вещь в себе)), считал, что сущность принципиально не может быть познана человеком в её самобытном существовании. Явление, согласно Канту, есть не выражение объективной сущности, а лишь вызванное последней субъективное представление. Преодолевая метафизическое противопоставление С. и я., Г. Гегель утверждал, что сущность является, а явление есть явление сущности. Вместе с тем в диалектическом идеализме Гегеля явление истолковывалось как чувственно-конкретное выражение «абсолютной идеи», что влекло за собой неразрешимые противоречия.
         В буржуазной философии 20 в. категории С. и я. получают идеалистическое истолкование: Неопозитивизм отвергает объективность сущности, признавая реальными только явления, «чувственные данные»; Феноменология рассматривает явление как самообнаруживающееся бытие, а сущность — как чисто идеальной образование; в Экзистенциализме категория сущности вытесняется понятием существования (См. Существование), явление же трактуется в субъективистском духе.
         Подлинное содержание взаимоотношений С. и я. впервые было раскрыто марксистской философией. С. и я. — универсальные объективные характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени постижения объекта. Категории С. и я. всегда неразрывно связаны: явление представляет собой форму проявления сущности, последняя раскрывается в явлении. Однако единство С. и я. не означает их совпадения, тождества: «... если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишня...» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 2, с. 384).
         Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не только обнаружение внутреннего содержания, существенных связей объекта, но и всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во всех изменениях (например, в условиях капитализма цены того или иного товара постоянно меняются, стоимость же его определённое время остаётся неизменной). Но, будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также изменяется: «... не только явления преходящи, подвижны, текучи,.. но и сущности вещей...» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 227). Теоретическое познание сущности объекта связано с раскрытием законов его развития: «... закон и сущность понятия однородные..., выражающие углубление познания человеком явлений, мира...» (там же, с. 136). Характеризуя развитие человеческого познания, В. И. Ленин писал: «Мысль человека бесконечно углубляется от явления к сущности, от сущности первого, так сказать, порядка, к сущности второго порядка и т. д. без конца» (там же, с. 227).
         Лит.: Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» К. Маркса, М., 1960; Богданов Ю. А., Сущность и явление, К., 1962; Науменко Л. К., Монизм как принцип диалектической логики, А.-А.., 1968; История марксистской диалектики, М., 1971, раздел 2, гл. 9.
         А. А. Сорокин.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать курсовую

Полезное


Смотреть что такое "Сущность и явление" в других словарях:

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ —         филос. категории, отражающие всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность это внутр. содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия; явление то или иное обнаружение… …   Философская энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — (англ. essence and phenomenon) универсальные объективные характеристики предметного мира, его познания и практической деятельности людей. Сущность составляет внутреннее содержание предмета, проявляющееся в единстве всех многообразных и… …   Большая психологическая энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Современная энциклопедия

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — философская категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Большой Энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования …   Энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ — англ. substance/essence and phenomenon; нем. Wesen und Erscheinung. Сущность это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия. Явление то или иное обнаружение (выражение) предмета;… …   Энциклопедия социологии

  • Сущность и явление — СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ, философские категории: сущность внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений; явление то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — философские категории, где сущность это отражение внутренней, глубинной связи, основу предмета либо «воплощенные» в его главной, определяющей стороне, либо представленные в виде внутреннего единства, совокупности всех его различных форм (единство …   Тематический философский словарь

  • ЯВЛЕНИЕ (Сущность и явление) — ЯВЛЕНИЕ, см. Сущность и явление (см. СУЩНОСТЬ И ЯВЛЕНИЕ) …   Энциклопедический словарь

  • СУЩНОСТЬ и ЯВЛЕНИЕ — традиционные философские категории, под которыми принято понимать, в одном случае, внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия (сущность), в другом способы выражения предмета… …   Современный философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»