Суриков Василий Иванович

Суриков Василий Иванович
Суриков Василий Иванович [12(24).1. 1848, Красноярск, — 6(19).3.1916, Москва], русский исторический живописец. Родился в казачьей семье. Учился в петербургской АХ (1869—75) у П. П. Чистякова. Действительный член петербургской АХ (1893). Уже в годы учения, обращаясь к исторической живописи, С. стремился преодолеть условность академического искусства, вводя в свои композиции бытовые детали, добиваясь конкретной историчности в изображении архитектуры, убедительности свободной группировки фигур («Княжий суд», 1874, «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы», 1875, обе — в Третьяковской галерее). С 1877 жил в Москве, систематически совершал поездки в Сибирь, был на Дону (1893), на Волге (1901—03), в Крыму (1913). Посетил Германию, Францию, Австрию (1883—84), Швейцарию (1897), Италию (1900), Испанию (1910). Член Товарищества передвижных художественных выставок (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. С. страстно любил русскую старину: обращаясь к сложным переломным эпохам в истории России, он стремился в прошлом народа найти ответ на волнующие вопросы современности. В 1880-е гг. С. создал свои наиболее значительные произведения — монументальные исторические картины: «Утро стрелецкой казни» (1881), «Меншиков в Берёзове» (1883; см. илл.), «Боярыня Морозова» (1887; все — в Третьяковской галерее). С глубиной и объективностью проницательного историка С. раскрыл в них трагические противоречия истории, логику её движения, испытания, закалившие характер народа, борьбу исторических сил в петровское время, в эпоху раскола, в годы народных движений. Главным действующим лицом в его картинах выступает борющаяся, страдающая, торжествующая народная масса, бесконечно разнообразная, богатая яркими типами, объединёнными в картинах в подлинно симфоническое созвучие. С. показывает бурлящие в народе бунтарские силы; его влекут к себе могучие характеры (такие, как исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине «Утро стрелецкой казни», или проникнутая страстью и фанатичной убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноимённой картине), раскрывающиеся в бурных событиях русской истории. С большим мастерством С. передавал облик площадей и улиц старой Москвы и заполняющие их толпы народа, с глубокой любовью к идеалу прекрасного, созданному народным творчеством, изображал одежды и утварь, вышивки, роспись, резьбу. В своих монументальных по форме картинах С. создал новаторский тип композиции, при которой общее движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события; он добился удивительной гармонии полнозвучных чистых красок в пленэрной живописи. В его произведениях общий колорит, ритм цветовых пятен, фактура и направление движения мазка усиливают психологическую характеристику человека, а цвет порой приобретает почти символическое звучание. После смерти в 1888 жены С. впал в острую депрессию, оставил живопись. Преодолев после поездки в Сибирь (1889—90) тяжёлое душевное состояние, С. создал полотно «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей, Ленинград), запечатлевшее образ народа, полного удали, здоровья и веселья, В исторических картинах 1890-х гг. С. обращается к иной проблематике, избирая в прошлом русского народа события, в которых он действует как единая, лишённая внутреннего трагического раскола сила, совершающая героические подвиги во славу Родины. В картине «Покорение Сибири Ермаком» (1895, Русский музей; см. илл.) мысль С. «две стихии встречаются» раскрыта в смелой удали казацкого войска, в своеобразной красоте человеческих типов, одежд, украшений сибирских племён. В картине «Переход Суворова через Альпы» (1899, Русский музей) воспето мужество русских воинов. Утверждение духовного здоровья, жизнерадостности, избытка внутренних сил русского народа, характерное для исторической живописи С. 1890-х гг., проявилось и в исполненных им в эти годы портретах («Сибирская красавица». Портрет Е. А. Рачковской, 1891, Третьяковская галерея). В годы реакции С., верный демократическим традициям, работал (1909—10) над картиной «Степан Разин» (начата в 1903; Русский музей). С. также много работал в технике акварели (преимущественно пейзажи). Патриотическое, правдивое творчество С., впервые с такой силой показавшее народ как движущую силу истории, стало новым этапом в мировой истории живописи. Имя С. присвоено Московскому художественному институту, в Красноярске открыт Дом-музей С. и сооружен ему памятник (бронза, гранит, 1954, скульптор Л. Ю. Эйдлин, архитектор В. Д. Кирхоглани).


Лит.: В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Н. Г. Машковцева], М., 1960; В. И. Суриков. [Альбом. Вступ. ст. Д. Сарабьянова], М., 1963; Кеменов В.С., Историческая живопись Сурикова. 1870—1880-е гг., М., 1963.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "Суриков Василий Иванович" в других словарях:

  • Суриков Василий Иванович —         (1848 1916), русский живописец. Учился в петербургской АХ (1869 75) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1881; см. Передвижники), Союза русских художников. Уже в годы учения обратившись к исторической живописи, Суриков стремился преодолеть… …   Художественная энциклопедия

  • Суриков Василий Иванович — (1848 1916), рус. художник. Получив приглашение участвовать в иллюстрировании Собр. соч. Л. (1891, Кушнерев), С. выбрал «Песню про...купца Калашникова» и выполнил илл. «Палач» (итал. карандаш, уголь; ГРМ); художник отошел от традиц. изображения… …   Лермонтовская энциклопедия

  • СУРИКОВ Василий Иванович — (1848 1916) российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную сильных… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Суриков Василий Иванович — Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи …   Биографический словарь

  • Суриков, Василий Иванович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Суриков. Василий Суриков …   Википедия

  • Суриков Василий Иванович — (1848 1916), живописец. Член Товарищества передвижников. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряжённым конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями, исполненную… …   Энциклопедический словарь

  • Суриков, Василий Иванович — В.И. Суриков. Боярыня Морозова . 1887. Третьяковская галерея. СУРИКОВ Василий Иванович (1848 1916), российский живописец. Передвижник. В монументальных полотнах, посвященных переломным моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Суриков Василий Иванович — В. И. Суриков. Боярыня Морозова . Суриков Василий Иванович (1848, Красноярск — 1916, Москва), живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1869—75) у П.П. Чистякова; действительный член Академии художеств (1893). С 1877 в… …   Москва (энциклопедия)

  • Суриков, Василий Иванович — исторический живописец и жанрист; род. в 1848 г.; с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Суриков Василий Иванович — исторический живописец и жанрист, род. в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в Красноярском уездн. училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»