Стриндберг Юхан Август это:

Стриндберг Юхан Август
Стриндберг (Strindberg) Юхан Август (22.1.1849, Стокгольм, ‒ 14.5.1912, там же), шведский писатель. Сын негоцианта (по происхождению аристократа) и служанки. В 1867‒72 (с перерывами) учился в Уисальском университете. В кандидатской диссертации «Хаконярл, или Идеализм и реализм» (1871), цикле «Перспективы» (1872) и др. под влиянием Г. Брандеса С. выдвинул идею о необходимости для искусства следовать «правде действительности». Духом героических саг и шекспировских хроник проникнута историческая драма о Реформации в Швеции «Местер Улуф» (1-я редакция 1872, сценическая редакция 1874, стихотворная редакция 1877). В романе «Красная комната» (1879), содержащем универсальную критику буржуазного общества и ставшем классическим произведением швед. критического реализма, отразились социалистические симпатии автора. Повесть-памфлет «Новое царство»(1882) ‒ острая сатира на буржуазную цивилизацию.

В 1883‒98 С., преследуемый реакционными кругами Швеции, скитался по Европе. В «Рассказах о браке» (1884‒86) он обличал основы буржуазного брака. В сборнике новелл «Утопии в действительности» (1885) отразились идеи Ж. Ж. Руссо, А. К. Сен-Симона, Ш. Фурье и особенно романа Н. Г. Чернышевского «Что делать?». В творчестве С. конца 80-х гг. заметно сильное влияние искусства натурализма и импрессионизма, хотя он полностью не принял их эстетику. В статье «Натуралистическая драма», предпосланной пьесе «Фрекен Юлия» (1888), С., выступив за театральную реформу, обосновал принципы философской драмы. Лучшие «натуралистические» пьесы С. «Отец» (1887), «Фрекен Юлия», «Товарищи» (1888) и «Кредиторы» (1889) написаны в жанре социально-психологической драмы.

Отдав дань модернистским увлечениям, С. в то же время выступил с критикой буржуазной действительности, продолжал борьбу за реализм.

В романе «Жители острова Хемсё» (1887) С. показал разрушение патриархального быта под напором буржуазной цивилизации. В автобиографическом романе «Сын служанки» (1886‒87) он воссоздал картину современной общественной и литературной жизни. В 1888 С. обратился к учению Ф. Нищие (роман «Исповедь безумца», 1888), однако, героизируя учёных-индивидуалистов (повесть «Чандала», 1889; роман «На шхерах», 1890), С. в конечном счёте развенчивал «сверхчеловеческое» как аморальное и преступное. Автобиографическим книгам «Ад» (1897) и «Легенды» (1898) присущи элементы мистицизма.

В конце 19 ‒ начале 20 вв. им были созданы «лирические», или «камерные», драмы ‒ трилогия «Путь в Дамаск» (1898‒1904), «Пляска смерти» (1901), «Игра грёз» (1902), «Соната призраков» (1907). Мечта С. об экспериментальной сцене была реализована в 1907 открытием в Стокгольме Интимного театра (до 1910), где ставились его пьесы. Построенные на современном материале, они отразили остроту социальных отношений. Важное место в творчестве С. занимают исторические драмы, в которых он утверждал идеи народоправия: «Густав Васа» (1899), «Эрик XIV» (1899), «Энгельбрект» (1901), «Карл XII» (1901), «Кристина» (1903). Проза 1900-х гг. пронизана страстным обличением социальных пороков, поисками общественных идеалов: романы «Одинокий» (1903), «Готические комнаты» (1904), «Чёрные знамена» (1905). Его публицистика («Открытые письма Интимному театру», 1909, 3-томная «Синяя книга», 1907‒08, «Речи к шведской нации», 1910, и др.) характеризуется вниманием к современным событиям, к вопросам освободительного и рабочего движения.

В начале 20 в. С. наряду с Г. Ибсеном был «властителем дум» европейской интеллигенции, в том числе русских писателей. Влияние творчества С., прошедшего в своём развитии основные этапы европейского искусства рубежа 19 и 20 вв. и ставшего, т. о., как бы символом современной литературы, сказалось в драматургии М. Метерлинка, Л. Пиранделло, эстетике и творчестве И. Бергмана, П. Лагерквиста, Ю. О'Нила, Ж. Ануя, Ж. П. Сартра. К сюжетам С. обращались Б. Брехт, Ф. Дюрренматт.


Соч.: Samlade skrifter, bd 1‒55, Stockh., 1912‒20; Brev, bd 1‒12, Stockh., 1948‒70; в рус. пер. ‒ Полн. собр. соч., т. 1‒12, М., 1908‒11; {Статьи], в кн.: Хрестоматия по истории зап. театра на рубеже XIX‒XX вв., М. ‒ Л., 1939.


Лит.: Брандес Г., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 2, СПБ, [б. г.]; Луначарский А. В., Великомученик индивидуализма (А. Стриндберг), в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. ‒ П., 1923; Блок А., [Статьи о Стриндберге], Собр. соч., т. 9, М. ‒ Л., 1936; Горький М., Собр. соч., т. 24, М., 1953, с. 49, 468; т. 28, М., 1954 с. 77‒79; т. 29, М., 1955, с. 245; Манн Т., Август Стриндберг, Собр. соч., т. 10, М., 1961; История западноевропейского театра, т. 5, М., 1970; Шарыпкин Д. М., Русская литература в скандинавских странах, Л., 1975; Berendsohn W., Strindbergs-problem, Stockh., 1946; Brandell G., Strindbergs infernokris, Stockh., 1950; Hagsten A., Den unge Strindberg, v. 1‒2, Lund, 1951: Ollen G., Strindberg's dramatik, Stockh., 1961; Lamm M., August Strindberg, Stockh.. 1963; Karnell K. A., Strindbergsiexikon, Stockh., [1969].

В. П. Неустроев.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Стриндберг Юхан Август" в других словарях:

  • Стриндберг, Юхан Август — Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рожд …   Википедия

  • Стриндберг Юхан Август — (Strindberg) (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы «Местер Улоф» (1872, стихотворная редакция  1877), «Густав Ваза», «Эрик XIV» (обе 1899, о народоправстве); в русле реализма  социально критический роман «Красная комната» (1879),… …   Энциклопедический словарь

  • СТРИНДБЕРГ Юхан Август — СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849—1912), шведский писатель. Натуралистич. драмы «Отец» (1887), «Фрекен Юлия» (с предисл. «Натуралистическая драма», 1888), символико экспрессионист. драмы «Путь в Дамаск» (ч. 1—3, 1898—1904) …   Литературный энциклопедический словарь

  • Стриндберг, Юхан Август — Ю.А. Стриндберг. Портрет работы Р. Берга. 1906. СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август (1849 1912), шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872; стихотворная редакция 1877), Густав Ваза , Эрик XIV (обе о народоправстве, 1899); в русле… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СТРИНДБЕРГ Юхан Август — (Strindberg, Johan August) АВГУСТ СТРИНДБЕРГ (портрет Э.Мунка). (1849 1912), крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной… …   Энциклопедия Кольера

  • Стриндберг, Юхан Август — (Strindberg, Johan August) (22.01.1849, Стокгольм 14.05.1912, Стокгольм)    шведский писатель драматург, прозаик, поэт, публицист. Сын комиссионера торговца дворянского происхождения и служанки. С 1867, с перерывами, изучал литературу и философию …   Энциклопедический словарь экспрессионизма

  • Стриндберг Юхан Август — …   Википедия

  • Юхан Август Стриндберг — Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 Место рождения: Стокгольм Дата смерти: 14 мая 1912 Место смерти: Стокгольм Гражданство: Швеция …   Википедия

  • СТРИНДБЕРГ (Strindberg) Юхан Август — (1849 1912) шведский писатель. Исторические драмы Местер Улоф (1872 77), Густав Ваза , Эрик XIV (обе 1899); роман Красная комната (1879); сборники рассказов Браки (т. 1 2, 1884 86) и Утопии в действительности (1885); натуралистические драмы Отец… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стриндберг — Стриндберг, Юхан Август Юхан Август Стриндберг Johan August Strindberg Дата рождения: 22 января 1849 …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Стриндберг Юхан Август» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»