Стенные росписи

Стенные росписи
        картины и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и др. материалах, закрепленных на различных поверхностях архитектурных сооружений. С. р., которые выполняются преимущественно средствами фрески (См. Фреска), клеевой живописи (См. Клеевая живопись), темперы (См. Темпера), восковой живописи (См. Восковая живопись), масляной живописи (См. Масляная живопись), являются областью монументального искусства (См. Монументальное искусство) (иногда к С. р. условно относят мозаику (См. Мозаика)). Нередко С. р. не включают фигуративных изображений и носят чисто орнаментальный характер, что особенно типично для народного искусства (см. Роспись декоративная).
         К древнейшим образцам С. р. относятся пещерные изображения, появившиеся ещё в эпоху позднего палеолита, и Наскальные изображения. Плоскостные росписи зданий, включающие культовые, батальные и жанровые сцены, были распространены в Древнем Египте (особенно в 3—1м тыс. до н. э.). Ко 2-му тыс. до н. э. относятся древнейшие С. р. в Китае, к 1-му тыс. до н. э. — в Урарту. Ко 2-му тыс. до н. э. восходят С. р. Эгейского мира, отличающиеся динамикой композиционных решений. Мастерами Древней Греции создавались настенные картины, отмеченные тяготением к пространственной убедительности изображений, получившим развитие в С. р. Древнего Рима. Если в 7—8 вв. среднеазиатские здания (храмы и дворцы в Варахше (См. Варахша), Пенджикенте и др. центрах) украшались С. р. с фигурными изображениями, то в мусульманском средневековом искусстве Средней Азии, Ирана и Переднего Востока получили распространение чисто орнаментальные росписи. Богатейшие С. р. пещерных сооружений характерны для средневекового Китая (Дуньхуан) и Индии (Аджанта).
         В средневековой Европе С. р., проникнутые высокой одухотворённостью и расположенные в строго определенном иерархическом порядке, стали одним из важнейших видов живописи в Византии, Грузин, на Балканах, в Древней Руси. К ранним примерам древнерусских С. р. принадлежат росписи церквей в Киеве, Новгороде, Владимире (11—12 вв.); нового подъёма искусство древнерусских С. р. достигло в 14—16 вв. в творчестве Феофана Грека, Андрея Рублёва и Дионисия. В рус. искусстве 17 в. техника С. р. особенно интенсивно развивается в приволжских городах (Ярославль, Кострома и др.) и в Москве. В Западной Европе остроэкспрессивные, нередко напряжённо-драматич. С. р. характерны для построек романского стиля (См. Романский стиль), в готических зданиях Западной и Центральной Европы, почти лишённых сплошных гладких стен, они были вытеснены Витражами.
         Новый этап в эволюции С. р. наступил в эпоху Возрождения (См. Возрождение) в Италии, где художники (Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело и др.) достигли в своих С. р. глубокой реалистичности изображений, нередко насыщенных гражданским пафосом. Ренессансным С. р. свойственны тенденции к иллюзорному расширению реального пространства, в связи с чем в них постоянно встречаются имитации архитектурных мотивов и скульптуры. Тяготение к иллюзорному прорыву плоскости стены усилилось в С. р. Барокко, приобретающих преимущественно декоративный характер. В 17—18 вв. С. р. нередко вытеснялись гобеленами, зеркалами, обоями, а живопись использовалась главным образом для украшения потолков (см. Плафон). В С. р. Классицизма 18 — начале 19 вв. преобладали изображения скульптуры (в технике гризайли (См. Гризаиль)), архитектурных форм, пейзажа. Мастера 19 в., возрождавшие тематические С. р., иногда обращались к наследию раннего итальянского Возрождения (например, нем. Назарейцы), нередко впадая в эклектизм, свойственный большинству С. р. этого периода. Обострённый интерес к С. р. испытывали живописцы, близкие к стилю «Модерн» и национально-романтическим направлениям (П. Пюви де Шаванн, М. Дени во Франции, Ф. Ходлер в Швейцарии, Э. Мунк в Норвегии, В. М. Васнецов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров в России), как правило, избегавшие «прорывов» картинной плоскости и тяготевшие к подчёркнуто ритмизованным колористическим и композиционным решениям. В современном искусстве капиталистических стран в настенную живопись интенсивно проникают черты формалистической стилизации, родственной абстрактному искусству (См. Абстрактное искусство) или Сюрреализму (М. Шагал во Франции, С. Спенсер в Великобритании, Р. Тамайов Мексике). Вместе с тем особая масштабность и эмоциональная доходчивость языка С. р. привлекают к ней мастеров, стремящихся найти публицистически острое художественное выражение для прогрессивно-демократических идей (Д. Ривера, Х. К. Ороско, Д. А. Сикейрос в Мексике, Х. Эрни в Швейцарии, А. Рефрежье в США). Необычайно обогащается в 20 в. техника С. р. (например, мексиканские «муралисты» применяют для них новые пироксилиновые краски).
         В СССР развитию искусства С. р. способствуют широкий размах строительства, создание величественных общественных зданий и мемориальных ансамблей, интерес художников к общественно-воспитательным аспектам проблемы синтеза искусств (См. Синтез искусств). В 1920—40-е гг. в области настенной живописи успешно выступили Ч. Ахмаров. Д. А. Бруни, А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Е. Е. Лансере, В. А. Фаворский. Среди мастеров, выдвинувшихся в 1950—1960-е гг., — А. В. Васнецов, Н. Ю. Игнатов, Б. П. Милюков, Б. А. Тальберг и др. искусство С. р. успешно развивается также в ГДР (В. Вомака), Венгрии (Э. Домановский) и др. странах социализма.
        
         Лит.: Шмид Т., Техника античной фрески и энкаустики, пер. с нем., М., 1934; Жадова Л. А., Монументальная живопись Мексики. М., 1965; Воейкова И. Н., Художники-монументалисты, М., [1969]; Данилова И. Е., Итальянская монументальная живопись, М., 1970; Лазарев В. Н., Древнерусские мозаики и фрески XI—XV вв., М., 1973; Лебедева В., Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973: Philippot P., Die Wandmalerei, W. — Münch., [1972].
         Н. В. Воронов.
        Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
        Е. Е. Лансере. «Строительство Москвы». 1933—34. Плафон ресторанного зала Казанского вокзала, Москва.
        В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.
        В. А. Фаворский. «Детский сад». 1933. Музей охраны материнства и младенчества. Москва.
        Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.
        Ф. Гойя. «Чудо св. Антония». 1798. Купол церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Мадрид.
        Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).
        Х. Эрни. «Эйнштейн». 1954. Музей этнографии. Невшатель (Швейцария).
        Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.
        Ф. Ходлер. «Выступление йенских студентов в 1813». 1908—1909. Университет. Йена.
        Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).
        Д. Сикейрос. «Освобождение Мексики». 1941—42. Школа «Мексика». Чильян (Чили).
        Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.
        Дж. Б. Тьеполо. «Антоний и Клеопатра». Около 1750. Палаццо Лабиа. Венеция.
        Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.
        Гверчино. «Аврора». 1621. Плафон казино виллы Лудовизи. Рим.
        Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.
        Рафаэль. «Диспута». («Спор о причастии»). 1509—11. Станца делла Сеньятура. Ватикан.
        Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.
        Мантенья. «Встреча Лудовико Гонзага с кардиналом Франческо Гонзага». 1474. «Камера дельи Спози» в замке Сан-Джорджо. Милан.
        Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508—12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.
        Микеланджело Буонарроти. «Сотворение светил». 1508—12. Плафон Сикстинской капеллы. Владимир.
        «Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.
        «Ангелы». 12 в. Дмитриевский собор. Владимир.
        Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.
        Джотто. «Возвращение Иоакима к пастухам». 1304—06. Капелла дель Арена. Падуя.
        «Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.
        «Музыкантши». 15 в. до н.э. Гробница Нахта. Фивы.
        «Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).
        «Снятие со креста». Конец 12 в. Крипта собора. Аквилея (Италия).
        «Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).
        «Летящий Индра». Конец 5 в. н. э. Пещерный храм № 17. Аджанта (Индия).
        «Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
        «Акробаты с быком». 16 в. до н. э. Кносский дворец. Ныне — в Археологическом музее в Ираклионе (Крит).
        «Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.
        «Музыканты». Около 470 до н.э. Т.н. гробница леопардов в Тарквинии. Ныне — в Национальном музее в Тарквинии.
        Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.
        Дж. Б. Тьеполо. «Пир Антония и Клеопатры». Фреска в Палаццо Лабиа в Венеции. Около 1750.
        В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.
        В. М. Васнецов. Панно «Каменный век» (фрагмент). 1883—85. Исторический музей. Москва.
        «Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.
        «Охота фараона». Фрагмент росписи из гробницы в Фивах. Клеевая живопись. Конец 15 в. до н.э. Британский музей. Лондон.
        Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.
        Рафаэль и ученики. Фрагмент фрески в Лоджиях Ватикана в Риме. 1519.
        Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.
        Ч. Ахмаров. «Фархад и Ширин». Фрагмент росписи театра оперы и балета им. Навои в Ташкенте. 1944—47.
        Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.
        Мантенья. Роспись потолка «Камеры дельи Спози» Замка Сан-Джорджо в Мантуе. Темпера. 1474.
        Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.
        Дионисий. Фрагмент росписи северо-западного свода собора Ферапонтова монастыря. Темпера. 1500-02 или 1502-03.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем написать реферат

Полезное


Смотреть что такое "Стенные росписи" в других словарях:

  • Стенные росписи —         изобразительные композиции и орнаменты, исполненные красками непосредственно на оштукатуренных стенах, потолках или на холсте, бумаге и других материалах, закреплённых на различных поверхностях архитектурных сооружений. Стенные росписи… …   Художественная энциклопедия

  • СТЕННЫЕ РОСПИСИ — фигурные изображения или орнаменты, исполненные красками непосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепленные на стенах. Выполняются средствами фрески, темперы, клеевой живописи, восковой или масляной живописи и т. д …   Большой Энциклопедический словарь

  • Стенные росписи — один из видов монумент. иск ва. Непоср. связаны с архитектурой. С. Р. обычно арх. и ландшафтные пейзажи, фигурные композиции или орнаменты, исполн. красками непоср. на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закрепл. на стенах и др. поверхностях… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • стенные росписи — фигурные изображения или орнаменты, исполненные красками непосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т. д. и закреплённые на стенах. Выполняются средствами фрески, темперы, клеевой живописи, восковой или масляной живописи и т. д. * * *… …   Энциклопедический словарь

  • Стенные росписи —          картины и орнаменты, исполнен. красками непосредственно на стенах или на холсте, бумаге и т.д., закреплен. на стенах. Прототипом С. р. явл. первобытные пещерные и наскальные изображ. С развитием архитектуры тесно связанные с ней С. р.… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Софийский собор (Вологда) — У этого термина существуют и другие значения, см. Софийский собор. Православный собор Собор Софии Премудрости Божией …   Википедия

  • ИОАННА БОГОСЛОВА ОТКРОВЕНИЕ — последняя книга НЗ и всей христианской Библии. В рукописной традиции встречается не менее 60 вариантов ее наименования (Hoskier. 1929. Vol. 2. P. 25 27). В самых ранних рукописях (Синайском ( ) и Александрийском (А) кодексах) содержится краткое… …   Православная энциклопедия

  • Дворец шекинских ханов — Дворец Дворец шекинских ханов азерб. Şəki xan sarayı …   Википедия

  • Живопись —         вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую либо твёрдую поверхность. В художественных произведениях, создаваемых живописью, используются цвет и рисунок, светотень, выразительность… …   Художественная энциклопедия

  • Изобразительное искусство Азербайджана — Возможно, эта статья содержит оригинальное исследование. Добавьте ссылки на источники, в противном случае она может быть выставлена на удаление. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения. (25 мая 2011) …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»