Среднеазиатская железная дорога это:

Среднеазиатская железная дорога
        объединяет сеть железных дорог Узбекской ССР, Туркменской ССР, Таджикской ССР, частично Киргизской ССР и Казахской ССР. Эксплуатационная длина 6199 км, или 4,4% протяжённости всей сети железных дорог СССР (1975). Управление в Ташкенте. Имеет 9 отделений: Ташкентское, Хавастское, Ферганское, Бухарское, Душанбинское, Чарджоуское, Марыйское, Ашхабадское и Каракалпакское.
         С. ж. д. граничит с Казах, ж. д. по станциям Ченгельды и Бейнеу. Железнодорожно-морская паромная переправа Красноводск — Баку обеспечила кратчайшую бесперевалочную связь дороги с Азербайджанской ж. д.
         Строительство С. ж. д. было начато в 1880 от Узун-Ада (в Михайловском заливе Каспийского м.) в направлении на Кизил-Арват — Ашхабад — Мары — Чарджоу — Бухару — Самарканд и далее на Хаваст, Ташкент и в Ферганскую долину и продолжалось более трёх десятилетий (впоследствии начало дороги было перенесено из Узун-Ада в Красноводск).
         В 1905 после постройки Оренбургско-Ташкентской ж. д. (ныне часть Южно-Уральской, Казахской и С. ж. д.) С. ж. д. соединилась со всей сетью железных дорог России. За годы Советской власти построено много новых ж.-д. линий, в частности: Амударьинская — Душанбе (441 км), Ташкент — Ангрен (118 км), Чарджоу — Кунград (627 км), Навои — Учкудук (290 км), Джизак — Мехнат (133 км), а также ряд ответвлений от основной магистрали. В 1972 завершено строительство новой линии Кунград — Бейнеу (408 км), открывшей второй выход в центральные районы страны. С 1970 эксплуатируется ж.-д. линия Самарканд — Карши (157 км), с 1974 — Термез — Курган-Тюбе (218 км), с 1975 — Тахиаташ — Нукус (12 км).
         В отправлении грузов преобладают минерально-строительные материалы, нефтегрузы, каменный уголь, удобрения, цемент, при этом больше 1/2 отправления приходится на местное сообщение. Значительное место в грузовых перевозках занимают также хлопок, овощи, фрукты и др. с.-х. продукты, цветные металлы, сера, сульфаты и др. В 1974 грузооборот дороги составил около 77 млрд. т (км (2,5% от сетевого), пассажирооборот — около 5 млрд. пасс.-км (менее 2%); грузонапряженность — около 13 млн. т км/км. В связи с наличием ряда крупных промышленных центров и ж.-д. узлов (Ташкент, Самарканд, Хаваст, Коканд, Андижан, Бухара, Душанбе, Чарджоу, Ашхабад, Красноводск и др.) развито пригородное движение, на долю которого приходится более 1/2 всего отправления и прибытия пассажиров. Пригородное движение в Ташкентском узле переводится на электрическую тягу (2,4% от всей эксплуатационной длины дороги). В дальнем сообщении наибольший пассажирообмен осуществляется с Казахской ж. д., а также с Московской, Октябрьской, Куйбышевской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской. С. ж. д. взаимодействует со всеми видами транспорта. Наиболее крупные пристани и пункты перевалки грузов на Амударье — Термез, Чарджоу и Тахиаташ, на Каспийском море — Красноводский порт.
         За годы Советской власти С. ж. д. технически полностью перевооружена. На ней впервые в СССР (1931) на ряде участков, проходящих по пустынным районам, паровозная тяга была заменена тепловозной. Все грузовые перевозки выполняются тепловозами, пассажирские — тепловозами и электропоездами. Широко внедряется диспетчерская централизация. Усилено верхнее строение пути, технически оснащены многие станции, особенно сортировочные. Повышается удельный вес механизированных работ на грузовых станциях, в путевом хозяйстве, при ремонте подвижного состава и на др. предприятиях дороги. Используется современная электронная вычислительная техника и АСУ для повышения эффективности работы.
         Е. Д. Хануков.
        Среднеазиатская железная дорога.
        Среднеазиатская железная дорога.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Среднеазиатская железная дорога" в других словарях:

  • Среднеазиатская железная дорога — Содержание 1 История создания 2 Среднеазиатская железная дорога в годы советской власти …   Википедия

  • Среднеазиатская железная дорога — (казенная) образовалась путем соединения Закаспийской военной железной дороги (см.) и Самарканд Андижанской жел. дороги (с ветвями на Ташкент и Маргелан), открытой для движения с 1 мая 1899 г. С 1 марта 1901 г. открыта Мургабская ветвь (Мерв… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Туркменская железная дорога — «Туркменские железные дороги» Год основания 1991 Расположение …   Википедия

  • Узбекистанская железная дорога — «Ўзбекистон темир йўллари» (Узбекистанская железная дорога) Полное название: «Ўзбекистон темир йўллари» Давлат Акциядорлик Темир Йўл Компанияси (Государственно акционерная железнодорожная компания «Узбекистон темир йуллари») Годы работы: с 7… …   Википедия

  • Закаспийская военная железная дорога — Содержание 1 История создания 2 Среднеазиатская железная дорога в годы советской власти …   Википедия

  • Самарканд-Андижанская железная дорога — Содержание 1 История создания 2 Среднеазиатская железная дорога в годы советской власти …   Википедия

  • Электропоезд ЭР2 — ЭР2 ЭР2 1290 «Карелия» на станции Невская Дубровка Основные данные …   Википедия

  • ЭР2 — 1290 «Карелия …   Википедия

  • Мары — У этого термина существуют и другие значения, см. Мары (значения). Город Мары туркм. Mary Страна Туркмени …   Википедия

  • Мерв (устар. назв. г. Мары) — Город Мары туркм. Mary Страна ТуркменияТуркмения …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»