Силлепс это:

Силлепс
(греч. sýllepsis — захват)
        или зевгма (греч. zéugma — связь), фигура стилистическая (См. Фигуры стилистические): Объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. Пример С. с синтаксической неоднородностью: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы» (А. С. Пушкин) — объединены дополнения, выраженные существительным и инфинитивом; с фразеологической: «У кумушки глаза и зубы разгорелись» (И. А. Крылов) — фразеологизм «глаза разгорелись» и внефразеологическое слово «зубы»; с семантической: «И звуков и смятенья полн» (А. С. Пушкин) — душевное состояние и его причина. В возвышенном стиле С. создаёт впечатление взволнованной небрежности, в низком — комизма («шли дождь и два студента»).

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Силлепс" в других словарях:

  • Силлепс — синтаксическое оформление семантически неоднородных элементов в виде ряда однородных членов предложения. Примеры: «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках». «Шёл дождь и два студента, один в галошах, а второй в… …   Википедия

  • силлепс — (греч. syllepsis – сопряжение, захват), стилистическая фигура, заключающаяся в синтаксическом оформлении семантически неоднородных слов в виде ряда однородных членов предложения: «Половой этот носил под мышкой салфетку и множество угрей на щеках» …   Литературная энциклопедия

  • силлепс — СИ´ЛЛЕПС (греч. σύλληψις сочетание) стилистический оборот, при котором: 1) Подлежащее стоит во множественном числе, а сказуемое глагол в единственном числе повелительного наклонения, например: Кому нужда, тем спесь, лежи они в пыли, А тем, кто… …   Поэтический словарь

  • СИЛЛЕПС — (греч. sýllēpsis — захват), фигура стилистическая: объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. Пример С. с синтаксической неоднородностью: «Мы любим славу, да в бокале топить разгульные умы»… …   Литературный энциклопедический словарь

  • фигуры стилистические — речевые обороты, которые в художественных целях нарушают обычную композицию слов в синтаксических конструкциях. Выбор и использование писателем определённых фигур накладывает отпечаток индивидуальности на его авторский стиль. Учение о фигурах… …   Литературная энциклопедия

  • Каламбур — Эта статья об игре слов; о юмористическом тележурнале см.: Каламбур (тележурнал). Каламбур (фр. calembour)  литературный приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или разных слов или словосочетаний, сходных… …   Википедия

  • Зевгма — (греч. ζεύγμα, лат. ´zeugma  «сопряжение», «связь»)  фигура речи, заключающаяся в том, что слово, которое в предложении образует однотипные синтаксические сочетания с другими словами, употребляется только в одном из этих сочетаний …   Википедия

  • ТРОПЫ —     ТРОПЫ (от греч. τροπή, лат. tropus поворот, оборот речи). 1. В поэтике это двуосмысленное употребление слов (иносказательное и буквальное), которые связаны друг с другом по принципу смежности (метонимия, синекдоха), сходства (метафора),… …   Философская энциклопедия

  • фигура — ФИГУ´РА, фигуры (лат. figura очертание, образ), особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм; применяются писателями в прозе и в стихах в целях определенной художественной выразительности. В старинных русских… …   Поэтический словарь

  • Силлепсис — (от греч. syllepsis захват), СИЛЛЕПС, фигура слова, входящая в группу фигур убавления. С. это объединение неоднородных членов в общем синтаксическом или семантическом подчинении. В общем случае объединение элементов текста, по сути своей не… …   Педагогическое речеведение


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»