Серов Валентин Александрович это:

Серов Валентин Александрович
Серов Валентин Александрович [7(19). 1.1865, Петербург, ‒ 22.11(5.12). 1911, Москва], русский живописец. Сын А. Н. Серова. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880‒85) у П. П. Чистякова. Творчество С. раннего периода формировалось под влиянием реалистического искусства Репина и строгой пластической системы Чистякова. Большое воздействие на С. оказала живопись старых мастеров, виденная им в музеях России и Западной Европы, дружба с М. А. Врубелем, а позже с К. А. Коровиным и творческая атмосфера абрамцевского кружка (см. Абрамцево), с которым был тесно связан молодой С. Высшими достижениями раннего периода являются портреты-картины «Девочка с персиками» (1887), «Девушка, освещенная солнцем» (1888; обе в Третьяковской галерее). В этих произведениях С., воспевая юность и красоту, передавая чувство счастья и радости бытия, видел главную свою задачу в непосредственности восприятия модели и природы и их убедительном пластическом истолковании. В разработке света и цвета, в передаче сложной гармонии рефлексов, в насыщении среды воздухом, в свежести живописного восприятия мира проявились черты раннего русского импрессионизма. С начала 1890-х гг. портрет стал основным жанром в творчестве С., приобретая новые черты: психологически заострённую характеристику человека и активно выявленное в нём артистическое начало. Излюбленными моделями С. становятся артисты, художники, писатели (портреты А. Мазини, 1890, Ф. Таманьо, 1891‒93, К. А. Коровина, 1891, И. И. Левитана, 1893, Н. С. Лескова, 1894, Н. А. Римского-Корсакова, 1898, ‒ все в Третьяковской галерее). Отказавшись от многокрасочной, сочной по цвету живописи 2-й половины 1880-х гг., С. теперь предпочитал одну доминирующую гамму черно-серых или коричневых тонов (хотя и передавал большое количество разных оттенков цвета), пользовался более свободным широким мазком, способствующим остроте передачи натуры. Импрессионистические черты сказываются подчас лишь в композиционном построении портрета, характере движения портретируемого. Получив широкую известность, став в 1894 членом Товарищества передвижных художеств, выставок (см. Передвижники), С. вынужден много работать над заказными, как правило, парадными портретами (портреты великого князя Павла Александровича, 1897, Третьяковская галерея; С. М. Боткиной, 1899, Ф. Ф. Юсупова, 1903, ‒ оба в Русском музее в Ленинграде). В этих правдивых, совершенных по композиции и живописному исполнению произведениях, С. всё более последовательно использовал линейно-ритмические начала и декоративные цветовые сочетания. Одновременно в творчестве С. развивалось другое, противоположное направление: он часто писал интимно-задушевные, камерные портреты, преимущественно детей и женщин. В портретах детей С. стремился характерностью позы и жеста, всем цветовым решением выявить и подчеркнуть непосредственность внутреннего движения, душевную чистоту и ясность мировосприятия ребёнка («Дети», 1899, Русский музей; «Мика Морозов», 1901, Третьяковская галерея). С. часто обращался к различным графическим техникам ‒ акварели (портрет С. М. Лукомской, 1900, Третьяковская галерея), пастели, литографии и пр. Рисунок С. постепенно становился всё более изысканным и экономным в использовании изобразительных средств, что особенно сказалось в поздний период (портреты В. И. Качалова, 1908, Т. П. Карсавиной, 1909, ‒ оба в Третьяковской галерее; многочисленные рисунки к басням И. А. Крылова, 1895‒1911, Третьяковская галерея, Русской музей и другие собрания). В 1890-х ‒ начале 1900-х гг. С. часто обращался к пейзажно-жанровым композициям на крестьянские темы. Небольшие картины, выдержанные в единой тёплой серо-коричневой гамме, лишены повествовательных элементов ‒ скромный пейзажный мотив передаёт настроение тихой и грустной сосредоточенности («Октябрь. Домотканово», 1895, Третьяковская галерея; «Баба в телеге», 1899, Русский музей). В дальнейшем в картинах на крестьянские сюжеты нарастало активно-романтическое начало, выявленное в декоративном решении («Стригуны на водопое», пастель, 1904, Третьяковская галерея). В поздний период (начало 1900-х гг.) С. связан с «Миром искусства» (членом объединения С. стал с момента его возникновения). На рубеже столетий происходит перелом в стилистических исканиях С.: в его творчестве окончательно исчезают черты импрессионизма и всё более последовательно развиваются принципы стиля «модерн», неизменно при этом сохраняется глубоко правдивое и реалистическое постижение природы и человека. В портрете нарастает тяготение к остроте социально-психологических характеристик, приобретающих необычайную глубину, и монументальности. В середине 1900-х гг. С. создаёт несколько героических портретных образов; избрав для них жанр парадного портрета, С. развивает прежнюю тему артистической личности, обретающей теперь большую свободу в выявлении своего таланта, его общественной значимости [портреты М. Горького (1904, музей А. М. Горького, Москва); М. Н. Ермоловой (1905), Ф. И. Шаляпина (уголь, 1905) ‒ оба в Третьяковской галерее]. В портретах М. А. Морозова (1902), Г. Л. Гиршман (темпера, 1907), В. О. Гиршмана (1911; все в Третьяковской галерее), И. Рубинштейн (1910) и О. К. Орловой (1911; оба в Русский музее) С., выявляя некоторые черты в облике и характере модели (порой прибегая к гиперболизации и гротеску), придаёт им значение своеобразных формул социально-обусловленных черт в человеке. Демократические убеждения С. ярко проявились в годы Революции 1905‒07: он создал ряд сатирических рисунков, разоблачающих карателей; будучи действительным членом петербургской АХ (с 1903), в 1905 ушёл из неё в знак протеста против расстрела 9 января. Большое место в позднем творчестве С. занимала историческая живопись. По мотивам и стремлению передать дух времени, не прибегая к изображению значительных исторических событий, она близка исторической живописи художников «Мира искусства», отличаясь от неё большим богатством оттенков в характеристике героев и обстановки («Выезд Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900, Русский музей), глубиной постижения исторического содержания эпохи («Петр 1», темпера, 1907, Третьяковская галерея; см. илл.). В последние годы жизни С. создал несколько вариантов картин на сюжеты из античной мифологии. Сочетая условность мифологического образа с реальным наблюдением натуры, обращаясь к традициям греческой архаики, С. даёт собственную, свободную от классицистической нормативности интерпретацию античности. Лучшие произведения С. принадлежат к вершинам рус. реалистического искусства. Преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1897‒1909). Ученики: П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С. Петров-Водкин, Н. П. Ульянов, К. Ф. Юон.


Соч.: В. А. Серов. Переписка, Л. ‒ М., 1937.


Лит.: Грабарь И. Э., В. А. Серов, М., 1965 (лит. и произв.); В. Серов в воспоминаниях, дневниках и переписке современников, [т.] 1-2, [Л., 1971]; [Сарабьянов Д. В.], В. А. Серов, М., 1974.

Д. В. Сарабьянов.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Серов Валентин Александрович" в других словарях:

  • Серов, Валентин Александрович — Валентин Серов Автопортрет Дата рождения …   Википедия

  • Серов Валентин Александрович — (1865 1911), рус. художник. По свидетельству Е. Г. Мамонтовой (неизд. письмо, ноябрь дек. 1884; ЦГАЛИ), первым рис. С. на лермонт. тему была «Морская царевна» (др. сведений об этой работе не обнаружено). В 1890 91 С. принял участие в изд. соч. Л …   Лермонтовская энциклопедия

  • Серов Валентин Александрович —         (1865 1911), русский живописец. Учился в детстве у И. Е. Репина (в Париже и в Москве) и в петербургской АХ (1880 85) у П. П. Чистякова. Преподавал в МУЖВЗ (1897 1909); среди учеников П. В. Кузнецов, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, К. С.… …   Художественная энциклопедия

  • Серов Валентин Александрович — (1865—1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1880—85); академик с 1898, действительный член АХ с 1903, в 1905 вышел из состава АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Член …   Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

  • СЕРОВ Валентин Александрович — (1865 1911) российский живописец и график. Сын А. Н. Серова. Передвижник, член Мира искусства . Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения ( Девочка с персиками , 1887; Девушка, освещенная солнцем , 1988).… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Серов Валентин Александрович — Серов (Валентин Александрович) живописец, сын известного композитора музыки А.Н. Серова , родился в 1865 г. Начал свое образование в классической гимназии, но прошел в ней только три низшие класса и вышел из нее с намерением посвятить себя… …   Биографический словарь

  • Серов Валентин Александрович —       (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Родился в Петербурге. Учился в АХ (1880 85); академик с 1898, действительный член АХ с 1903, в 1905 вышел из состава АХ в знак протеста против расстрела демонстрации 9 января 1905. Член… …   Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • Серов Валентин Александрович — (1865 1911), живописец и график. Сын А. Н. Серова. Член Товарищества передвижных художественных выставок, «Мира искусства». Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита отличаются ранние произведения («Девочка с персиками», 1887; «Девушка …   Энциклопедический словарь

  • Серов, Валентин Александрович — В.А. Серов. Девочка с персиками . 1887. Третьяковская галерея. СЕРОВ Валентин Александрович (1865 1911), живописец и график. Сын А.Н. Серова. Передвижник. Член Мира искусства . Жизненной свежестью, богатством пленэрного колорита (смотри Пленэр)… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Серов Валентин Александрович — (1865, Петербург — 1911, Москва), живописец. Сын композитора А.Н. Серова. С детских лет был знаком с семьёй (впервые проводил лето в подмосковной усадьбе Мамонтовых Абрамцево в 1875). В 1878—79 в Москве брал уроки рисунка и живописи у …   Москва (энциклопедия)

Книги

Другие книги по запросу «Серов Валентин Александрович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»