Семейное воспитание это:

Семейное воспитание
        систематическое целенаправленное воздействие на ребёнка взрослых членов семьи (См. Семья) и семейного уклада. Главная и общая задача С. в. — подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях; более узкая, конкретная — усвоение ими знаний, умений и навыков, необходимых для нормального формирования личности в условиях семьи. Цели и средства С. в. обусловлены общественно-экономическим строем, уровнем развития культуры; С. в. обычно строится на основе идеологии, морали и системы взаимоотношений того социального слоя, к которому относится семья. С. в. неразрывно связано с самовоспитанием взрослых, формированием у них качеств и черт характера, обеспечивающих эффективное педагогическое воздействие на детей.
         В классово-антагонистических формациях С. в. носит классовый (при феодализме — сословный) характер, испытывает значительное влияние религии и консервативных традиций. При капитализме в содержании, средствах и методах С. в. проявляются глубокие противоречия, отражающие антагонизмы буржуазного общества и его семейно-бытовых отношений. У основной массы детей, принадлежащих к господствующему классу, в процессе С. в. развиваются эгоизм, материальный расчёт, стремление к наживе, что порождает глубокие конфликты между детьми и взрослыми, зачастую вызывает ненависть детей к родителям. «На высшей ступени своего развития принцип частной собственности противоречит принципу семьи» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 334); это полностью относится и к С. в. В пролетарских семьях по мере осознания рабочими своих классовых интересов и задач С. в. всё более пронизывается революционными идеями. С ростом влияния идей научного социализма ведущее значение приобретает воспитание коллективизма, пролетарского интернационализма, ненависти к эксплуататорам, общественной активности и стремления к борьбе против угнетения и т. п.; оно осуществляется в постоянной борьбе с господствующей идеологией, которая стремится привить детям трудящихся взгляды, способствующие сохранению эксплуататорского строя и их угнетённого положения в нём.
         В социалистическом обществе цель С. в. — заложить основы всестороннего развития личности: умственного, нравственного, эстетического, физического, приучить детей к труду, помочь им понять и выполнять правила социалистического общежития, развить у них интерес к самостоятельной творческой деятельности. Успешное С. в., сущность которого — установление соответствия формируемых семьей качеств ребёнка требованиям социалистического общества, возможно лишь при соблюдении взрослыми членами семьи ряда необходимых условий: строгого руководствования в семейных отношениях принципами коммунистической морали, создания атмосферы теплоты и внимательности друг к другу, единства требований и выдержанности в отношении к детям, систематического вовлечения их в сферу трудовых и общественных интересов старших.
         Главные линии С. в.: постоянное (но не навязчивое) направление деятельности ребёнка (игровой, затем — участия в домашних делах и т. д.); помощь ему в расширении идейного, умственного кругозора, серьёзное, вдумчивое объяснение сути явлений, о которых ребёнку следует знать и к которым он проявляет интерес; формирование у него высоких нравственных качеств: коллективизма, патриотизма, интернационализма, уважения к старшим, честности и правдивости, дисциплинированности и добросовестного отношения к обязанностям в семье, бережного отношения к вещам как результату труда людей, любви к природе и умения воспринимать её красоту; ознакомление ребёнка с произведениями литературы, искусства; поощрение занятий физкультурой и спортом и т. п. (см. также Коммунистическое воспитание, Трудовое воспитание, Физическое воспитание, Эстетическое воспитание). Педагогическая наука ориентирует родителей на постепенное увеличение масштабов и усложнение содержания информации в С. в., а также на систематическое повышение требований к детям в зависимости от возраста.
         Главное направление С. в. в период пребывания ребёнка в детском саду и в школе — постоянная координация усилий родителей с деятельностью детских учреждений. Единство воспитательного воздействия семьи и школы выражает единство общественного и семейного начала в воспитании будущих строителей коммунизма. Взрослые члены семьи помогают школьнику в учёбе и рациональном использовании свободного времени для всестороннего развития.
         Вопросы С. в. освещаются в народных университетах (См. Народные университеты) педагогических знаний, организуемых АПН СССР, органами народного образования и обществом «Знание»; издаётся специальный журнал «Семья и школа», издательство «Знание» выпускает для народных университетов серию брошюр «Педагогический факультет». Проблемы С. в. включаются в циклы лекций по педагогике, в тематику педагогических конференций, педагогический чтений, обсуждаются на родительских собраниях в школах. Советская педагогика успешно сочетает развитие теории С. в. с её практическим применением.
         На основе ленинских положений о коммунистическом воспитании проблематика С. в. была определена Н. К. Крупской (См. Крупская); многие её положения развиты и конкретизированы А. С. Макаренко, С. Т. Шацким (См. Шацкий), П. П. Блонским (См. Блонский), В. А. Сухомлинским (См. Сухомлинский) и др.
         Значительное внимание уделяется вопросам С. в. в других социалистических странах. Издаются специальные журналы (например, «Дом и школа», ГДР, «Семейный очаг», Болгария), литература для родителей, проводятся симпозиумы и конференции, используется опыт С. в., накопленный в странах социализма.
         Лит.: Маркс К., Энгельс Ф., О воспитании и образовании. [Сб., сост. П. Н. Груздев], М., 1957; Ленин В. И., О воспитании и образовании. [Сб., сост. В. П. Груздев], 3 изд., М., 1973; Калинин М. И., О коммунистическом воспитании. Избр. речи и статьи. [Сб., сост. Л. К. Виноградов], М., 1968; Крупская Н. К., О воспитании в семье. [Сб., сост. Н. И. Стриевская], М., 1962; Макаренко А. С., Соч., т. 4, М., 1957; Сухомлинский В. А., Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961; Волков К. Н., О времени, детях и о семье, М., 1971; Жуковская Р. И., Воспитание ребёнка в игре, М., 1963; Ковалев А. Г., Самовоспитание школьников, М., 1967; О совместной работе школы, семьи и общественности. [Сб.], М., 1967; О воспитании дошкольников в семье. [Сб.], сост. Т. А. Маркова и Л. Ф. Островская, М., 1963; Панфилова Т. С., Дараган И. К., Интернациональное воспитание, М., 1971; Печерникова И. А., Величие души. О воспитании в семье Ульяновых, 2 изд., М., 1973; её же, Воспитание в семье Маркса, М., 1974; Семейное воспитание. Словарь, М., 1972; Смолина В. В., Первый ребенок в семье, М., 1966; Физическая культура в семье, 3 изд., М., 1973; Эстетическое воспитание в семье. [Сб., сост. В. А. Разумный], М., 1973.
         И. А. Печерникова.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Семейное воспитание" в других словарях:

  • семейное воспитание — šeiminis auklėjimas statusas T sritis švietimas apibrėžtis Vaikų auklėjimas ir rengimas savarankiškam suaugusio žmogaus gyvenimui šeimoje. Ugdymą šeimoje sudaro: 1) fizinis lavinimas (maitinimas, higieninis režimas, grūdinimas, mankšta); 2)… …   Enciklopedinis edukologijos žodynas

  • Семейное воспитание — воспитание детей, осуществляемое родителями илилицами, их заменяющими (родственниками, опекунами). Теория семейноговоспитания органическая часть социальной педагогики (социокультурнаясреда воспитания, средовая педагогика). Она включает проблемы:… …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ — важнейшая составляющая становления человека в русской народной традиции. Духовно нравственное воспитание в семье начиналось с крещения (См.: Жизненный цикл) и осуществлялось постоянно за счет того, что сама семья со вмещавшим ее домом была Малой… …   Русская история

  • Семейное воспитание —     более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок,… …   Педагогический терминологический словарь

  • Семейное воспитание — воздействие на развивающуюся личность ребёнка со стороны семьи как некоего единого целого, включающего и его самого. Играет значительную роль в формировании личности, сознания и может быть в первую очередь бессознательной сферы ребёнка в виде… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ВОСПИТАНИЕ — воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на воспитанника, т.е. на незрелого человека, к сущности которого принадлежат потребность и способность к дополнению, а …   Философская энциклопедия

  • Воспитание —     относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется. В. как относительно социально контролируемая социализация отличается от стихийной и… …   Педагогический терминологический словарь

  • Воспитание —         процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле В. осуществляется в процессе организованной совместной… …   Большая советская энциклопедия

  • Воспитание — – целенаправленный и организованный процесс формирования личности; целенаправленное создание условий для разностороннего развития и саморазвития человека, становления его социальности; целенаправленный процесс передачи социального опыта от одного …   Словарь терминов по общей и социальной педагогике

  • ВОСПИТАНИЕ — целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Категория В. одна из основных в педагогике. Исторически сложились разл. подходы к рассмотрению этой категории. Характеризуя объём понятия, мн.… …   Российская педагогическая энциклопедия

Книги

Другие книги по запросу «Семейное воспитание» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»