Сельскохозяйственное образование это:

Сельскохозяйственное образование
        система подготовки специалистов высшей и средней квалификации и квалифицированных рабочих, а также научных и педагогических кадров для сельского хозяйства.
         В дореволюционной России начало С. о. как специальной отрасли образования положено М. В. Ломоносовым, по плану которого в 1765 при Российской академии наук организован класс земледельчества. В 1790 близ г. Николаева в с. Богоявленском создана первая с.-х. школа. В 1797 близ Петербурга основана первая практическая школа земледелия с целью подготовки наставников для т. н. образцовых ферм. В 1822 открыта Московская земледельческая школа для подготовки приказчиков, конторщиков и межевиков из крепостных крестьян. В 30-е гг. 19 в. созданы общие (3 года) и специальные (1—2 года) с.-х. школы и училища, которые готовили мастеров и квалифицированных рабочих — садоводов, виноделов, скотоводов, мастеров; низшие с.-х. училища (3 года) — помощников агрономов, участковых агрономов. Первое среднее с.-х. училище основано в Москве в 1835, в 19 в. открылось около 20 средних училищ, выпускавших агрономов, землемеров, садоводов, лесничих, виноградарей-виноделов, гидротехников, культуртехников.
         Одним из первых с.-х. вузов был организованный в 1816 в окрестностях Варшавы Новоалександрийский институт сельского хозяйства и лесоводства (впоследствии Харьковский сельскохозяйственный институт). В 1840 в Могилёвской губернии основана высшая двухразрядная Горы-Горецкая с.-х. школа (3 года), низшее отделение которой выпускало приказчиков и смотрителей помещичьих имений, высшее — агрономов, управляющих крупными хозяйствами — специалистов широкого профиля, способных работать во всех отраслях сельского хозяйства. В 1848 высший разряд школы преобразован в институт (впоследствии Белорусская сельскохозяйственная академия). Значительную роль в развитии высшего С. о. и с.-х. науки в России сыграла созданная в 1865 под Москвой Петровско-Разумовская земледельческая и лесная академия, ныне — Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, в которой сложились крупнейшие отечественные научные с.-х. школы. Высшее ветеринарное образование сначала давали медицинские факультеты университетов. В 1805 в Московском университете создана первая самостоятельная кафедра скотолечения, в Харьковском университете началось преподавание основ ветеринарии. В 1808 созданы первые ветеринарные училища. В 19 в. основано несколько ветеринарных училищ и институтов (Юрьевское, 1873, Харьковское, 1875, училища; Казанский институт, 1873). Землемерное образование началось с открытия в Москве в 1779 Землемерной высшей школы (впоследствии Межевой институт). До 1907 высшее С. о. давали также некоторые университеты и политехнические институты. В 1914 работало 341 с.-х. учебное заведение: 9 вузов (5,4 тыс. студентов), 18 средних (4 тыс. учащихся), 61 низшее училище, 74 низшие школы 1-го разряда, 35 школ 2-го разряда, 60 практических школ, 34 начальные и народные школы и 50 других учебных заведений. В Сибири, Средней Азии, на Дальнем Востоке с.-х. учебных заведений не было.
         С первых лет Советской власти Коммунистическая партия и Советское правительство всемерно содействовали развитию С. о. В 1918—19 создано 7 с.-х. вузов, в том числе Сибирский ветеринарно-зоотехнический институт. В 1917—27 вузы и техникумы организованы в Башкирии, Узбекистане, Киргизии, Бурятии, Казахстане, Грузии, Таджикистане, Туркмении. В 1940 было 67 вузов (52 тыс. студентов) и 256 техникумов (114,7 тыс. учащихся).
         В 1975 действовало 100 вузов и 621 техникум, в том числе 200 совхозов-техникумов, расположенных во всех союзных республиках; в вузах и техникумах обучалось свыше 1 млн. чел. (в т. ч. 430 тыс. в вузах); вузы выпустили 59,7 тыс. специалистов, техникумы — 166,4 тыс., приём, соответственно, составил 89,5 тыс. и 218,1 тыс. человек. Значительная часть студентов и учащихся (75—80%) — сельская молодёжь (20—25% — направленная на обучение колхозами и совхозами с выплатой стипендии).
         Сложившаяся в СССР система С. о. позволяет осуществлять обучение и специализацию кадров по всем отраслям с.-х. производства на основе широкой общенаучной и специальной подготовки. Развитие отечественной С. о. связано с именами основоположников крупнейших научных с.-х. школ А. В. Советова, К. А. Тимирязева, В. Р. Вильямса, В. В. Докучаева, В. П. Горячкина, П. Н. Кулешова, Е. А. Богданова, Д. Н. Прянишникова, М. Ф. Иванова, К. И. Скрябина, С. Н. Вышелесского, И. П. Павлова, Д. А. Кисловского, А. Н. Соколовского, П. И. Лисицына.
         С. о. организовано по зональному принципу с учётом природно-экономических условий и демографических характеристики союзных республик и экономических зон.
         В высших и средних с.-х. учебных заведениях — дневная и заочная формы обучения (из общего числа обучающихся в вузах заочники составляют 45%, в техникумах — 50%).
         Сеть сельскохозяйственных высших учебных заведений (См. Сельскохозяйственные высшие учебные заведения) включает (1975): 100 академий и институтов (см. статьи о крупнейших с.-х. вузах, например Московская ветеринарная академия). В составе вузов работает 288 научных подразделений, в том числе 42 проблемные научно-исследовательские лаборатории, 25 опытных станций, 66 кафедральных научно-исследовательских лабораторий, 99 научно-исследовательских секторов, 124 учебно-опытных хозяйства, 8 лесхозов. В вузах ведётся подготовка кадров по 34 специальностям (агрономия, зоотехния, ветеринария, механизация сельского хозяйства, электрификация сельского хозяйства, автоматизация с.-х. производства, экономика и организация с.-х. производства, гидромелиорация и др.) и 41 специализации (агромелиорация, кормопроизводство, звероводство, коневодство, производство молока на промышленной основе, механизация животноводства и т. д.). На первых двух курсах ведётся общенаучная подготовка (биология, физика, биофизика, химия, биохимия, физиология, генетика, микробиология, зоология, высшая математика, геодезия, агрометеорология, иностраный язык). Преподавание специальных дисциплин начинается с 3-го курса (разведение и кормление с.-х. животных, зоогигиена, экономика и организация с.-х. производства, агрохимия, растениеводство, земледелие, энтомология, мелиорация, механизация и автоматизация с.-х. производства, переработка с.-х. продуктов и др.). Большое внимание уделяется общественным дисциплинам. В период с.-х. работ студенты проходят учебную и производственную практику в учхозах и передовых хозяйствах, овладевая профессией рабочего в сельском хозяйстве (тракториста, комбайнера, шофёра и др.). С 1974 выпускники проходят годичную стажировку в передовых хозяйствах на должностях младших специалистов. Подготовка научно-педагогических кадров для сельского хозяйства ведётся через аспирантуру с.-х. вузов и научно-исследовательских учреждений. В 1975 в вузах работало 30 тыс. преподавателей, в т. ч. 1311 докторов наук и профессоров, 12,5 тыс. кандидатов наук и доцентов. Ежегодно свыше 5 тыс. преподавателей повышают квалификацию и стажируются на кафедрах ведущих вузов и в научно-исследовательских учреждениях.
         В 240 с.-х. техникумах имеются агрономические специальности, в 216 — по механизации сельского хозяйства, в 260 — зооветеринарные, в 54 — гидромелиоративные, в 178 — планово-экономические, в 20 — землеустроительные. Подготовка осуществляется по 18 специальностям — агрономия, защита растений, агрохимия, механизация сельского хозяйства, зоотехния, ветеринария, электрификация сельского хозяйства, гидромелиорация и др. В учебные планы входят общеобразовательные (9—10-е классы средней общеобразовательной школы) и специальные дисциплины. На производственное обучение отводится около 30% учебного времени. В ходе практического обучения учащиеся получают 1—2 рабочие профессии. В техникумах работает 29 тыс. преподавателей. Для подготовки преподавателей специальных дисциплин созданы одногодичные педагогические факультеты при московских сельскохозяйственной и ветеринарной, Украинской сельскохозяйственной академиях и Московском институте инженеров с.-х. производства, в 8 вузах — специальные факультеты повышения квалификации преподавателей с.-х. техникумов.
         Подготовка квалифицированных рабочих массовых с.-х. профессий осуществляется в системе профессионально-технического образования (См. Профессионально-техническое образование). В 1975 действовало 1470 сельских профессионально-технических училищ (СПТУ; 626,6 тыс. учащихся), в том числе 572 дающих и общее среднее образование (176,5 тыс. учащихся); выпуск СПТУ составил около 500 тыс., приём свыше 550 тыс. человек. СПТУ готовят кадры по 99 рабочим профессиям (трактористов-машинистов широкого профиля с квалификацией слесаря по ремонту с.-х. техники, лесоводов, мастеров-плодоовощеводов, животноводов, цветоводов-декораторов, операторов животноводческих комплексов и др.). Свыше 80% выпускников СПТУ составляют механизаторы сельского хозяйства — трактористы-машинисты, комбайнеры и др. В системе профтехобразования и непосредственно в колхозах, совхозах и др. производственных предприятиях сельского хозяйства в 1974 подготовлено 926 тыс. механизаторов; новым профессиям обучено и повысило квалификацию свыше 2 млн. колхозников.
         Современное С. о. включает также повышение квалификации специалистов. Организовано 86 специальных факультетов при с.-х. вузах и 270 школ при техникумах, 23 одногодичных экономических факультета, 263 отделения по подготовке руководящих кадров при техникумах, 100 школ управления сельское хозяйством.
         В 1974 в колхозах, совхозах, подсобных и других производственных с.-х. предприятиях работало 882 тыс. специалистов с высшим и средним С. о., 2,6 млн. механизаторов.
         Системы С. о. в ряде других социалистических стран (Болгария, Чехословакия, Венгрия, Польша) в основном сходны с принятой в СССР, в некоторых странах (например, ГДР) специалисты с высшим С. о. готовятся главным образом на с.-х. факультетах университетов. Центры С. о.: в Болгарии — Софийская с.-х. академия, институт механизации и электрификации сельского хозяйства в Русе, Пловдивский плодоовощной институт; в Чехословакии — с.-х. институты в Праге, Нитре и Брно, ветеринарный в Кошице; в Венгрии — университет с.-х. наук в Гёдёллё, с.-х. институты в Дебрецене и Кестхее, университет ветеринарных наук в Будапеште, университет лесоводства в Шопроне; в ГДР — с.-х. факультеты в университетах — Берлинском им. Гумбольдта, Лейпцигском им. Карла Маркса, Дрезденском техническом, Ростокском, Йенском им. Ф. Шиллера, в Галле им. Мартина Лютера, высшая школа сельского хозяйства в Бернбурге и высшая школа для работников с.-х. кооперативов в Мейсене.
         В капиталистических странах С. о. осуществляется в университетах, специализированных с.-х. институтах, колледжах, школах. Крупнейшие центры С. о.: в США — с.-х. колледжи университетов штатов Айова, Небраска, Мичиган; в Канаде — с.-х. факультеты и колледжи при университетах в Монреале, Квебеке, Виннипеге, Саскатуне, Эдмонтоне, Торонто, Ванкувере; в Великобритании — с.-х. факультеты Кембриджского, Лондонского, Оксфордского, Редингского университетов; во Франции — Национальный агрономический институт в Париже, высшие с.-х. школы в Гриньоне, Ренне, Нанте, Тулузе, высшие школы водного и лесного хозяйства в Нанте, тропических культур в Марне, ветеринарная в Альфоре, садоводства в Версале, с.-х. строительства в Страсбуре, национальная инженерная школа в Париже; в Нидерландах — университет в Вагенингене; в Швеции — Королевский с.-х. институт в Упсале, Королевская высшая лесная и ветеринарная школа в Стокгольме; в Индии — с.-х. университеты в Патнагаре, Лудхиане, Хисаре, Коимбатуре, Рахури, Бенгалуру, Хайдарабаде, научно-исследовательский институт сельского хозяйства в Дели и др.
         Развивается С. о. в странах Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Для оказания помощи развивающимся странам в организации подготовки национальных с.-х. кадров по решению ООН создан Международный консультативный комитет по С. о. при ЮНЕСКО, членом которого является СССР.
         Лит.: Положение о сельскохозяйственном образовании и его применение. Сост. И. И. Мещерский, 2 изд., СПБ, 1911; Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева. К столетию основания. 1865—1965, [М., 1969]; Иванович К. А., Высшая сельскохозяйственная школа в СССР, М., 1948; Коропов В. М., История ветеринарии в СССР, М., 1954; Вербин А. А., У истоков отечественной агрономии, М., 1955; Гатлих Г. А., Корнев А. И., Литвиненко А. Н., Сельскохозяйственные вузы СССР, М., 1965; Сельскохозяйственное образование за рубежом, М., 1965.
         В. Ф. Красота, Л. А. Лгеева.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Сельскохозяйственное образование" в других словарях:

  • Сельскохозяйственное образование — см. Школы сельскохозяйственные …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Образование — У этого термина существуют и другие значения, см. Образование (значения). Класс в детском саду, Афганистан …   Википедия

  • образование сельскохозяйственное — в СССР, система подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих для сельского хозяйства, а также научных и педагогических кадров для сельскохозяйственных научно исследовательских и учебных заведений. Специалистов… …   Сельское хозяйство. Большой энциклопедический словарь

  • Сельскохозяйственное училище имени Вениамина и Сарры Тонгур — Для улучшения этой статьи желательно? …   Википедия

  • ОБРАЗОВАНИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ — в СССР, система подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих для с. х ва, а также науч. и педагогич. кадров для с. х. н. и. и учебных заведений. Специалистов высшей квалификации готовят в осн. с. х. вузы и с. х …   Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

  • Женское образование — I И в древней Греции, и в средние века, особенно в эпоху Возрождения, отдельные женщины выделялись своими знаниями; но лишь гораздо позже стал занимать мыслителей общий вопрос о воспитании и образовании женщин. Фактически они обучались издавна. В …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Профессиональное образование — Этот термин впервые употреблен французским министром народного просвещения Дюрюи, который в циркуляре о преобразовании среднего обучения (1863 г.) предложил две параллельно идущие системы среднего образования: одно классическое, для так… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Женское образование (дополнение к статье) — Высшее Ж. образование в 1895 1905 гг. сделало значительный шаг вперед, исключительно благодаря частной инициативе. 1 июня 1895 г. утверждено положение о СПб. женском медицинском институте, имеющем целью сообщать медицинское образование,… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — подготавливающее к какой либо профессии; в частности ремесленное, художественное, техническое и сельскохозяйственное образование. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Народное образование — Класс в детском саду, Афганистан. Начальная школа, Мексика. Образование  по законодательству РФ  целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся… …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Сельскохозяйственное образование» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»