Сезанн Поль

Сезанн Поль
Сезанн (Cézanne) Поль (19.1.1839, Эксан-Прованс, ‒ 22.10.1906, там же), французский живописец, ведущий мастер постимпрессионизма. Посещал рисовальную школу в Эксе (1858‒62) и Академию Сюиса в Париже (1861‒65). Благодаря Э. Золя (другу детства) и К. Писсарро (соученику) сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими импрессионистами. С 1874 участвовал в нескольких их выставках; постоянно (кроме 1882) отвергался жюри Салона. В ранних работах С. сказывается влияние П. Веронезе, Я. Тинторетто, Э. Делакруа, О. Домье; однако преломление традиций их творчества часто носит утрированный характер, принимает вид безудержно экспрессивных, фантасмагорических сцен («Оргия», 1864‒68, частное собрание, Париж; «Убийство», 1867‒70, галерея Вильденштейна, Нью-Йорк). Наряду с этой тенденцией в произведениях С. 1860-х гг., с их тяжеловатой «вещественностью» письма, тёмными и глухими тонами колорита, ощутимо и воздействие манеры Г. Курбе («Печка в мастерской», 1865‒68, частное собрание, Лондон). С 1870-х гг. складывается собственная живописная система С., достигшая принципиальной законченности к концу 1880-х гг. С. начинает работать на пленэре, и хотя его палитра высветляется, именно с этого времени обнаруживается его принципиальное расхождение с импрессионизмом: С. интересуют не изменчивость цветов в атмосфере, не динамика окружающей среды и случайные эффекты светотени, а устойчивые закономерности цветовых соотношений, материальная насыщенность и осязаемая предметность природы («Дом повешенного в Овере», 1872‒73, «Поворот дороги», оба произведения ‒ в Музее импрессионизма, Париж). Упорно постигая натуру, подолгу разрабатывая один и тот же мотив, С. стремится к созданию «классического» искусства (огражденного в его представлении от всего преходящего и незначительного), к раскрытию величия природы, её совершенства, неподвластного изменениям в пространстве и времени, органического единства её форм. Будь то в портрете (например, Л. Гийома, 1879‒82, Национальная галерея, Вашингтон), фигурной композиции («Пьеро и Арлекин», 1888, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва), пейзаже («Гора Сент-Виктуар», 1900, Эрмитаж, Ленинград) или натюрморте («Натюрморт с апельсинами и яблоками», 1895‒1900, Музей импрессионизма), изображаемые С. объекты как бы символизируют равновесие природных сил: они монументально статичны, кристаллически завершены, замкнуты в себе. Оперируя преимущественно градациями трёх основных цветов (зелёного, голубого и жёлтого) ‒ то изысканно тонкими, то резко контрастными, определяя с их помощью пространственные планы, гармонично сочетая их с чёткостью рисунка, ясной определённостью композиции, С. добивается эпического звучания пейзажей с их панорамным, сферическим охватом ландшафта («Гора Сент-Виктуар в сумерки», около 1905, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина). Подчёркивая структуру предмета, «утяжеляя» форму чистым цветом, пользуясь обратной перспективой (т. е. разворачивая предмет к зрителю), он выявляет в натюрмортах веществ. уплотнённость, пластическое богатство предметного мира («Персики и груши», конец 1880-х гг.; см. илл.). В последние годы С. часто обращается к мотивам «Купальщиц» и «Купальщиков», стремится синтезировать в многофигурных композициях остроту пластического видения с гармонической определённостью и монументальностью образов. Вместе с тем позднее творчество С. было отмечено значительной противоречивостью, т. к. сознательно упрощая реальные объёмы (путём уподобления их простейшим геометрическим формам) и их пространственные отношения, мастер не только подчёркивал конструктивную стройность мироздания, но и тяготел к значительной отвлечённости живописных построений.

Принципы искусства С., в целом оказавшего широкое влияние на живопись 20 в.. на творчество самых разных мастеров, нередко получали и одностороннюю интерпретацию. Представители авангардистских течений либо мертвенно гипертрофировали объёмность форм (т. н. сезаннизм), либо до предела усиливали интенсивность колорита (фовизм), либо развивали тезис С. о геометризации природных тел и приходили в итоге к абстрактным схемам (кубизм).


Лит.: Воллар А., Сезанн, [пер. с франц.], Л., 1934; Яворская Н. В., Сезанн, М., 1935; Всеобщая история искусств, т. 6, кн. 1, М., 1965; Перрюшо А., Сезанн, [пер. с франц.; ст. В. Н. Прокофьева], М., [1966]; [Русакова Р.], П. Сезанн. [Альбом], М., 1970; Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников, [пер. с франц., сост., вступ. ст. и примеч. Н. В. Яворской], М., 1972; Venturi L., Cézanne. Son art, son oeuvre, v. 1‒2, P., 1936; Rewald J., The ordeal of P. Cézanne, L., 1950; Badt K., Die Kunst Cézannes, Münch., 1956; Loran Е., Cézanne's composition, Berk., 1963.

В. А. Марков.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Сезанн Поль" в других словарях:

  • Сезанн, Поль — Поль Сезанн Paul Cézanne …   Википедия

  • Сезанн Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн Поль —         (Cezanne) (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. Посещал Академию Сюиса в Париже (1861 65). Благодаря Э. Золя и К. Писсарро сблизился с Э. Мане, К. Моне, О. Ренуаром и другими будущими представителями… …   Художественная энциклопедия

  • Сезанн Поль — (Cézanne) (1839 1906), французский живописец. Один из основоположников постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах стремился выявить с помощью градаций чистого цвета, устойчивых композиционных построений неизменные качества предметного …   Энциклопедический словарь

  • Сезанн, Поль — Поль Сезанн. Натюрморт с драпировкой . Ок. 1899. Эрмитаж. СЕЗАНН (Cezanne) Поль (1839 1906), французский живописец. Представитель постимпрессионизма. В натюрмортах, пейзажах, портретах выявлял с помощью градаций чистого цвета, устойчивых… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • СЕЗАНН Поль — (Cezanne, Paul) (1839 1906), выдающийся французский живописец постимпрессионист; его смелые эксперименты с формой и цветом оказали огромное влияние на развитие искусства 20 в. Сезанн родился в городке Экс ан Прованс 19 января 1839. В 1863 он… …   Энциклопедия Кольера

  • Сезанн\ Поль — (19 января 1839, Экс ан Прованс 22 октября 1906, там же), французский живописец …   Биографический словарь Франции

  • Поль Сезанн — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия

  • Сезанн — Сезанн, Поль Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839(1839 01 19) …   Википедия

  • Сезанн, Жан Поль — Сезанн, Поль Дата рождения: 19 января 1839 Место рождения: Экс ан Прованс, Франция Дата смерти …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»