Самолёт это:

Самолёт
(устаревшее — аэроплан)
        летательный аппарат тяжелее воздуха для полётов в атмосфере с помощью двигателей и неподвижных, как правило, крыльев. Благодаря большой скорости, грузоподъёмности и радиусу действия, надёжности в эксплуатации, высокой манёвренности С. получил наибольшее распространение из всех типов летательных аппаратов (См. Летательный аппарат) и применяется для транспортирования пассажиров и грузов, а также для военных и специальных целей. Историю развития и основные данные С. см. в ст. Авиация.
         Классификация самолётов. По назначению различают гражданские и военные С. К гражданским С. относятся: транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые), спортивные, рекордные (для установления рекордов скорости, скороподъёмности (См. Скороподъёмность), высоты, дальности полёта и т. п.), туристические, административные, учебно-тренировочные, сельскохозяйственные, специального назначения (например, для спасательных работ, телеуправляемые) и экспериментальные. Военные С. предназначены для поражения воздушных, наземных (морских) целей или для выполнения других боевых задач; подразделяются на истребители-бомбардировщики, бомбардировщики, разведчики, транспортные, С. связи и санитарные. Подробнее см. в ст. Военно-Воздушные Силы, Истребительная авиация, Истребительно-бомбардировочная авиация, Бомбардировочная авиация, Разведывательная авиация, Военно-транспортная авиация.
         В основу классификации С. по конструкции положены внешние признаки: число и расположение крыльев и двигателей, форма и расположение оперения и т. п. На рис. 1 показаны основные типы С. В зависимости от числа крыльев различают Монопланы, т. е. С. с одним крылом, и Бипланы — С. с двумя крыльями, находящимися одно над другим. Бипланы, у которых одно из крыльев короче другого, называются полуторапланами. Бипланы манёвреннее монопланов, но имеют большее лобовое сопротивление, что снижает скорость полёта С. Поэтому большинство современных С. выполняется по схеме моноплана. В зависимости от положения крыла относительно фюзеляжа С. делятся на низкопланы, среднепланы и высокопланы. По положению оперения различают С. классические схемы (оперение размещается позади крыла), С. типа «утка» (горизонтальное оперение располагается впереди крыла) и С. типа «бесхвостка» (оперение размещается на крыле). Классическая схема С. может быть с однокилевым оперением, разнесённым вертикальным (многокилевым) оперением и V-образным оперением. В зависимости от типа шасси С. подразделяют на сухопутные, Гидросамолёты и амфибии (гидросамолёты, оборудованные колёсными шасси). По типу двигателей различают винтомоторные, турбовинтовые и турбореактивные С. В зависимости от скорости полёта различают С. дозвуковые (скорость С. соответствует Маха числу (См. Маха число) М < 1), сверхзвуковые (5 > М ≥ 1) и гиперзвуковые (М ≥ 5).
         Аэродинамика самолёта. В результате воздействия на крыло воздушного потока возникает аэродинамическая сила R (см. Аэродинамические сила и момент (См. Аэродинамическая сила)). Вертикальная составляющая этой силы по отношению к потоку называется подъёмной силой (См. Подъёмная сила) Y, горизонтальная составляющая — силой лобового сопротивления Q (см. Аэродинамическое сопротивление). Лобовое сопротивление является суммой сил трения воздуха о поверхность крыла Qтр, давления воздушного потока Qдавл (объединяемых общим название профильного сопротивления — Qпроф = Qтр + Qдавл) и индуктивного сопротивления Qинд, возникающего при наличии подъёмной силы на крыле. Qинд обусловливается образованием на концах крыла вихрей воздуха вследствие перетекания его из области повышенного давления под крылом в область пониженного давления над крылом. При скорости полёта, близкой к скорости звука, может возникать Волновое сопротивление Qполн. Подъёмная сила С. обычно равна подъёмной силе крыла, лобовое сопротивление — сумме сопротивлений крыла, фюзеляжа, оперения и др. частей С., обтекаемых потоком воздуха, а также сопротивления интерференции (взаимного влияния этих частей) Qинт. Отношение подъёмной силы к лобовому сопротивлению
         Силовая установка самолёта состоит из авиационных двигателей (См. Авиационный двигатель) и различных систем и устройств — воздушных винтов (См. Воздушный винт), пожарного оборудования, топливной системы, систем всасывания воздуха, запуска, смазки, изменения направления тяги и др. При выборе места установки двигателей, их числа и типа учитывают аэродинамическое сопротивление, создаваемое двигателями, разворачивающий момент, возникающий при отказе одного из двигателей, сложность устройства воздухозаборников, возможность обслуживания и замены двигателей, уровень шума в пассажирском салоне и т. п.
         Конструкция самолёта. Основные части — Крыло, Фюзеляж, Шасси и Оперение самолёта. На рис. 2 показана компоновочная схема турбореактивного пассажирского С. Ил-62. Крыло создаёт подъёмную силу при движении С. Обычно неподвижно закрепляется на фюзеляже, но иногда может поворачиваться относительно поперечной оси С. (например, у С. вертикального взлёта и посадки) или изменять конфигурацию (стреловидность, размах). На крыле устанавливаются рули крена (Элероны) и элементы механизации крыла (См. Механизация крыла). Фюзеляж служит для размещения экипажа, пассажиров, грузов и оборудования. Конструктивно связывает между собой крыло, оперение, иногда шасси и силовую установку. Шасси предназначается для взлёта и посадки, а также для передвижения С. по аэродрому. На С. могут устанавливаться колёсные шасси, поплавки (на гидросамолётах), лыжи и гусеницы (у С. повышенной проходимости). Шасси бывают убирающимися в полёте и неубирающимися. С. с убирающимися шасси имеет меньшее лобовое сопротивление, но тяжелее и сложнее по конструкции. Оперение предназначается для обеспечения устойчивости, управляемости и балансировки С.
         Системы управления и оборудование. Системы управления С. разделяются на основные и вспомогательные. К основным принято относить системы управления воздушными рулями (См. Воздушные рули). Вспомогательные системы служат для управления двигателями, триммерами рулей, шасси, тормозами, люками, дверями и т. п. Управление С. производится с помощью штурвальной колонки или ручки управления, педалей, переключателей и т. п., расположенных в кабине экипажа. Для облегчения пилотирования и повышения безопасности полёта в систему управления могут включаться Автопилоты и бортовые вычислители (См. Бортовой вычислитель); управление делается двойным. Уменьшение нагрузок, действующих на рычаги управления при отклонении рулей, обеспечивается гидравлическими, пневматическими или электрическими усилителями (называемыми бустерами), устройствами сервокомпенсации (См. Сервокомпенсация). Управление С. в случае, когда воздушные рули неэффективны (полёт в сильно разреженной атмосфере, на С. вертикального взлёта и посадки), осуществляется газовыми рулями (См. Газовый руль).
         Оборудование С. включает приборное, радио-, электрооборудование, противообледенительные устройства (См. Противообледенительное устройство), высотное, бытовое и специальное оборудование, а для военных С. также вооружение (пушки, ракеты, авиационные бомбы) и бронирование. Приборное оборудование в зависимости от назначения подразделяется на пилотажно-навигационное (Вариометры, Авиагоризонты, Компасы, автопилоты и т. п.), для контроля за работой двигателей (манометры, расходомеры и т. п.) и вспомогательное (амперметры, вольтметры и др.). Электрооборудование С. обеспечивает работу приборов, средств управления, радио, системы пуска двигателей, освещения. Радиооборудование включает в себя средства радиосвязи (См. Радиосвязь) и радионавигации (См. Радионавигация), радиолокационное оборудование, системы автоматического взлёта и посадки. Для обеспечения безопасности и защиты человека при полёте на больших высотах служит высотное оборудование С. (системы кондиционирования воздуха, кислородного питания и др.). Удобство размещения пассажиров и экипажа, комфорт обеспечиваются бытовым оборудованием. К специальному оборудованию относятся системы автоконтроля работы оборудования и конструкции С., аэрофотосъёмки (См. Аэрофотосъёмка), оборудование для перевозки больных и раненых и т. п.
         Самолёты вертикального взлёта и посадки (СВВП) и самолёты короткого взлёта и посадки (СКВП). Увеличение скоростей полёта С. приводит к росту взлётно-посадочных скоростей, в результате чего длина взлётно-посадочных полос достигает нескольких километров. В связи с этим создаются СКВП и СВВП. СКВП имеют при высокой крейсерской скорости (600—800 км/ч) длину взлётно-посадочной дистанции не более 600—650 м. Сокращение взлётно-посадочной дистанции в основном достигается применением мощной механизации крыла и управления пограничным слоем (См. Пограничный слой), использованием ускорителей на взлёте и устройств для гашения скорости при посадке, отклонением вектора тяги маршевых двигателей. Вертикальный взлёт и посадка СВВП обеспечиваются специальными подъёмными двигателями, отклонением реактивных сопел или поворотом основных двигателей, как правило, турбореактивных (ТРД). Типовые схемы СВВП показаны на рис. 3.
         Лит.: Паленый Э. Г., Оборудование самолетов, М., 1968; Курочкин Ф. П., Основы проектирования самолетов с вертикальным взлетом и посадкой, М., 1970; Шульженко М. Н., Конструкция самолетов, 3 изд., М., 1971; Никитин Г. А., Баканов Е. А., Основы авиации, М., 1972; Проектирование самолетов, 2 изд., М., 1972; Шейнин В. М., Козловский В. И., Проблемы проектирования пассажирских самолетов, М., 1972; Schmidt Н. A. F., Lexikon Luftfahrt, В., 1971; Jane's, all the world's aircraft, L.,
        1909—.
         Г. А. Никитин, Е. А. Баканов.
        Рис. 1. Основные типы самолётов.
        Рис. 1. Основные типы самолётов.
        Рис. 2. Турбореактивный самолёт Ил-62: 1 — передняя стойка шасси; 2 — кабина экипажа; 3 — входная дверь; 4 — фюзеляж; 5 — передний пассажирский салон; 6 — основная стойка шасси; 7 — крыло; 8 — двигатели; 9 — технический отсек; 10 — стабилизатор; 11 — антенна; 12 — киль; 13 — задний пассажирский салон; 14 — буфет; 15 — гардероб.
        Рис. 2. Турбореактивный самолёт Ил-62: 1 — передняя стойка шасси; 2 — кабина экипажа; 3 — входная дверь; 4 — фюзеляж; 5 — передний пассажирский салон; 6 — основная стойка шасси; 7 — крыло; 8 — двигатели; 9 — технический отсек; 10 — стабилизатор; 11 — антенна; 12 — киль; 13 — задний пассажирский салон; 14 — буфет; 15 — гардероб.
        Рис. 3. Самолёты вертикального взлёта и посадки.
        Рис. 3. Самолёты вертикального взлёта и посадки.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Синонимы:
, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,


Смотреть что такое "Самолёт" в других словарях:

  • самолёт — летательный аппарат тяжелее воздуха с крылом, на котором при движении образуется аэродинамическая подъёмная сила, и силовой установкой, создающей тягу для полёта в атмосфере. Основные части самолёта: крыло (одно или два), фюзеляж, оперение, шасси …   Энциклопедия техники

  • самолёт — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? самолёта, чему? самолёту, (вижу) что? самолёт, чем? самолётом, о чём? о самолёте; мн. что? самолёты, (нет) чего? самолётов, чему? самолётам, (вижу) что? самолёты, чем? самолётами, о чём? о самолётах… …   Толковый словарь Дмитриева

  • самолёт — а; м. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу. Прилететь самолётом. Военный, гражданский, транспортный с. Сверхзвуковой, реактивный с. Лететь самолётом, на самолёте. ◊ Ковёр самолёт. В народных… …   Энциклопедический словарь

  • самолёт — самолёт, самолёты, самолёта, самолётов, самолёту, самолётам, самолёт, самолёты, самолётом, самолётами, самолёте, самолётах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • «Самолёт» — «Самолёт» — одно из первых советских авиастроительных предприятий. Берёт начало от завода, основанного в 1914 в Москве итальянским предпринимателем и конструктором Ф. Моска и строившего самолёты «Фарман IV» (французская модель) и «Моска»… …   Энциклопедия «Авиация»

  • «Самолёт» — «Самолёт» — одно из первых советских авиастроительных предприятий. Берёт начало от завода, основанного в 1914 в Москве итальянским предпринимателем и конструктором Ф. Моска и строившего самолёты «Фарман IV» (французская модель) и «Моска»… …   Энциклопедия «Авиация»

  • САМОЛЁТ — САМОЛЁТ, а, муж. Летательный аппарат тяжелее воздуха с силовой установкой и крылом, создающим подъёмную силу, аэроплан. Военный с. Гражданский с. Сверхзвуковой с. Реактивный с. Спортивный с. Лететь в самолёте (на самолёте, самолётом). • Ковёр… …   Толковый словарь Ожегова

  • САМОЛЁТ — САМОЛЁТ, самолёта, муж. (неол.). То же, что аэроплан. Самолёт истребитель. Военный самолёт. Эскадрилья самолетов. ❖ Ковер самолет (нар. поэт.). в сказках волшебный ковер, на котором герои сказок перелетают по воздуху в любое место. Толковый… …   Толковый словарь Ушакова

  • САМОЛЁТ — САМОЛЁТ, летательный аппарат, использующий для полетов в атмосфере тягу силовой установки и аэродинамическую подъемную силу крыла. Различают военные (истребители, бомбардировщики и др.) и гражданские (пассажирские, грузовые, сельскохозяйственные …   Современная энциклопедия

  • самолёт — САМОЛЁТ, а, м. Состояние головокружения (обычно при алкогольном опьянении). Ср. вертолёт …   Словарь русского арго

  • самолёт — самолёт, а …   Русский орфографический словарь

Книги

  • Самолёт Як-1. Техническое описание, Волков. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Самолёт Як-1. Техническое описание.Книга 2 Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания… Подробнее  Купить за 1475 руб
  • Самолёт, Jesse Russell. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Внимание! Книга представляет собой набор материалов из Википедии и/или других online-источников.High… Подробнее  Купить за 1254 руб
  • Самолёт летит в Россию, Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Самолёт летит в Россию — комедийный боевик режиссёра… Подробнее  Купить за 1125 руб
Другие книги по запросу «Самолёт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»