Салтыков Михаил Евграфович это:

Салтыков Михаил Евграфович
Салтыков Михаил Евграфович, Салтыков-Щедрин (настоящая фамилия ‒ Салтыков; псевдоним Н. Щедрин) [15(27).1.1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский район Калининской области, ‒ 28.4 (10.5).1889, Петербург], русский писатель. Отец ‒ из старинного дворянского рода, мать ‒ из семьи богатого московского купца. Детские годы С. прошли в усадьбе отца, в обстановке крепостнического быта, описанного им впоследствии в «Пошехонской старине». Воспитывался в московском Дворянском институте (1836‒38) и Александровском (бывшем Царскосельском) лицее (1838‒44). Здесь начал писать и печатать стихи. По окончании лицея служил в канцелярии Военного министерства (1844‒48). В 40-х гг. сблизился с передовым кружком петербургской молодёжи ‒ петрашевцами, пережил увлечение утопическим социализмом Ш. Фурье и Сен-Симона.

Первые повести С. «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848), исполненные острой социальной проблематики и написанные в духе «натуральной школы», вызвали недовольство властей: в апреле 1848 С. был арестован, а затем выслан на службу в Вятку за «... вредный образ мыслей и пагубное стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу и ниспровергших власти и общественное спокойствие» (слова Николая I о повестях С. ‒ цитата по книге: Макашин С., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 1951, с. 293). В Вятке С. был назначен старшим чиновником особых поручений при губернаторе, с 1850 ‒ советником губернского правления. Из многочисленных служебных разъездов по Вятской и смежным губерниям С. вынес богатый запас наблюдений над крестьянской жизнью и провинциальным чиновным миром. Смерть Николая I и новый правительственный курс после поражения в Крымской войне 1853‒56 принесли С. в конце 1855 свободу. Вернувшись в Петербург в обстановке наступившего общественного подъёма, он сразу же возобновляет литературную работу, прерванную почти восьмилетним «вятским пленом». В программной статье «Стихотворения Кольцова» (1856) С. декларирует требования к писателям: возвышать общественно-практическую роль литературы, заниматься «исследованием» современности, социальных вопросов и прежде всего коренных нужд народной жизни. Статья была запрещена цензурой, но заявленную в ней программу С. художественно воплощает в «Губернских очерках» (1856‒57), изданных от имени «надворного советника Н. Щедрина» (псевдоним, почти заменивший в сознании современников подлинное имя автора). Русская жизнь последних лет крепостного строя отразилась в первой книге С. необычайно широко и остроконтрастно: резко отрицательно по отношению к крепостничеству, чиновной администрации; скептически ‒ к «талантливым натурам» («лишним людям») из дворянско-помещичьей интеллигенции; с любовью и надеждой ‒ к народному крестьянскому миру. Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов высоко оценили «дух правды» этого произведения, сильного в изображении социальной среды и социальной психологии. Очерки имели огромный успех и сразу создали автору громкое писательское имя.

Однако в это время С. ещё не решался оставить государственную службу. К тому же он полагал тогда, что само правительство, заявившее о новом либеральном курсе, способно осуществить далеко идущие прогрессивные преобразования, и хотел участвовать в них непосредственно. В 1856‒58 он служит чиновником особых поручений в министерстве внутренних дел, участвует в подготовке крестьянской реформы. В 1858‒62 С. ‒ вице-губернатор в Рязани, затем в Твери. Как администратор (крепостники прозвали его «Вице-Робеспьером») С. возбудил десятки судебных преследований против помещиков-преступников, удалил со службы многих взяточников и воров. В начале 1862, вероятно, по негласному предложению властей, С. вышел «по болезни» в отставку. Жизнь и служба в провинции дали ему много материала для творчества. Вместе с тем нахождение на высоких постах губернской администрации развеяло либерально-просветительские иллюзии С., веру в возможность прогрессивного «общественного служения» на поприще государственной службы.

В годы вице-губернаторства С. продолжал печатать (с 1860 преимущественно в «Современнике») рассказы, очерки, пьесы, сцены. Некоторые из них примыкали к «Губернским очеркам», образуя вместе с ними «крутогорский цикл», другие предназначались для начатых, но распавшихся циклов ‒ об «умирающих» и «глуповцах». Оба цикла объединялись мыслью об исторической обречённости самодержавно-крепостнического строя. Большинство этих очерков и сцен вошло в книги «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе» (обе ‒ 1863). Уйдя со службы, С. предпринял попытку издания своего журнала «Русская правда», задуманного для объединения «всех сил прогресса», но правительство не разрешило этого. После ареста Чернышевского и 8-месячной приостановки «Современника» С. вошёл (по приглашению Н. А. Некрасова) в редакцию этого журнала, где вёл большую писательскую и редакторскую работу. Его ежемесячные обозрения «Наша общественная жизнь» остались выдающимся памятником русской публицистики и литературной критики 60-х гг. В 1864 в ходе полемики с журналом «Русское слово» и «почвенническими» журналами братьев Достоевских «Время» и «Эпоха» С. оказался в известной изоляции внутри руководства «Современника» и вышел из его редакции (не прекращая тем не менее принципиально авторского сотрудничества) и возвратился на государственную службу. Однако традиции «Современника», традиции Чернышевского и Добролюбова С. чтил до конца своих дней.

В 1865‒68 С. возглавил Казённые палаты в Пензе, Туле, Рязани. Наблюдения, вынесенные из этой последней службы, легли в основу «Писем из провинции» и отчасти «Признаков времени» (оба ‒ 1869) ‒ широких художественно-публицистических картин первого десятилетия пореформенной России.

В 1868 повелением царя С. был уволен в окончательную отставку с запрещением занимать какую-либо должность на государственной службе. Тогда же он принял приглашение Некрасова стать участником обновленного журнала «Отечественные записки», призванного заменить закрытый в 1866 «Современник». Шестнадцать лет работы С. в «Отечественных записках», ставших главной литературной трибуной русской демократии 70‒80-х гг., образуют центральную главу в биографии писателя. После смерти Некрасова С. возглавил редакцию журнала.

70‒80-е гг. ‒ время высших творческих достижений С. Он пишет «Историю одного города» (1869‒70) ‒ горькую и гневную книгу, раскрывшую национальному самосознанию «трагическую истину русской жизни», книгу, подготовленную циклами очерков о «Глупове» и «глуповцах» (1861‒62) и «Помпадурами и помпадуршами» (1863‒74). Затем следуют «Господа ташкентцы» (1869‒72) и «Дневник провинциала в Петербурге» (1872), воссоздающие «господство хищничества» периода российского грюндерства; «Благонамеренные речи» (1872‒76) и «Убежище Монрепо» (1878‒79) ‒ классические картины рождения капиталистической России, прихода Колупаевых и Разуваевых; «Господа Головлёвы» (1875‒80) ‒ одна из величайших, но и самых мрачных книг русской литературы; цикл «В среде умеренности и аккуратности» («Господа Молчалины», 1874‒80), где дана глубокая трактовка в новых исторических условиях «молчалинства», как одной из социально-психологических язв русского быта.

В 1875‒76 С. лечился за границей. Впоследствии он ездил туда в 1880, 1881, 1883 и 1885. Реакционно-буржуазную Европу он изобразил в книге «За рубежом» (1880‒1881). В 80-е гг. сила сугубо критического искусства С. достигла вершины в обличении политической реакции. Борьбе с ней посвящена неистовая в своём сарказме «Современная идиллия» (1877‒81), «Письма к тётеньке» (1881‒82), «Пошехонские рассказы» (1883‒84). В 1884 правительство запретило издание «Отечественных записок». Закрытие журнала С. пережил тяжело. Он вынужден был печататься в чуждых ему по направлению органах либералов ‒ в журнале «Вестник Европы» и газете «Русские ведомости». Несмотря на свирепую реакцию и тяжёлую болезнь, С. создал в последние годы такие шедевры, как «Сказки» (1882‒86), в которых сжато отражены почти все главные темы его творчества; исполненные глубокого философского историзма «Мелочи жизни» (1886‒87) и, наконец, широкое эпическое полотно крепостной России ‒ «Пошехонскую старину» (1887‒1889).

Творчество С., проникнутое духом освободительных и социалистических идей, демократизма и открытой борьбы с самодержавно-крепостническим помещичье-буржуазным строем, имело важное значение для русского общества, способствовало воспитанию политического сознания и гражданского протеста, обогатило русскую литературу произведениями высокой художественной и публицистической ценности. Связанное преемственно-исторически с традициями передовой русской литературы (А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. В. Гоголь, А. И. Герцен), а также с традициями великих сатириков Возрождения и Просвещения (Ф. Рабле, М. Сервантес, Дж. Свифт), творчество С. вместе с тем стало новым, глубоко оригинальным явлением искусства русского критического реализма. Главные особенности творческого метода С. ‒ художественное «исследование» не индивидуально-личной, но общественной сферы человека, сращённость эстетической системы писателя с прямыми суждениями и оценками, исполненными демократического протеста и открытой пропаганды новых отношений человека к миру ‒ отношений социальной правды и справедливости. К особенностям сатирической поэтики С. принадлежат: эзоповский язык, т. е. совокупность семантических, синтаксических и других приёмов, придающих художественным элементам двузначность, когда за прямым смыслом таится второй план; искусство гротеска и интегрированные или собирательные образы как средство типизации («иванушки», «глуповцы», «пёстрые люди» и др.). Вместе с тем художник-реалист в полной мере обладал методом психологического анализа, искусством создавать правдивые образы, мир живых людей («Иудушка», «Дерунов», галерея рабов в «Пошехонской старине» и др.). К щедринским образам часто обращался в своей публицистике В. И. Ленин. Традиции С. нашли продолжение в творчестве А. П. Чехова (темы «пёстрых людей» и «мелочей жизни») и М. Горького (ранние фельетоны, «Сказки», «Жизнь Клима Самгина»). Некоторые произведения С. инсценированы для театра и поставлены в кино (фильм «Иудушка Головлёв», 1934).

В г. Кирове открыт мемориальный музей (1968) в доме, где писатель жил в годы вятской ссылки.


Соч.: Полное собр. соч. и писем, т. 1‒20, М. ‒ Л., 1933‒41; Собр. соч. и писем в 20 тт., т. 1‒17‒, М., 1965‒75 (издание продолжается).


Лит.: Денисюк Н., Критическая литература о произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина, в. 1‒5, М., 1905; М. Е. Салтыков-Щедрин в русской критике. [Вступ. ст. и прим. М. С. Горячкиной], М., 1959; М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. [Предисл. и коммент. С. А. Макашина], М., 1957; Эльсберг Я. Е., Стиль Щедрина, М,, 1940; Макашин С. А., Салтыков-Щедрин. Биография, т. 1, 2 изд., М., 1951; его же, Салтыков-Щедрин на рубеже 1850‒1860 годов, М., 1972; Кирпотин В. Я., Философские и эстетические взгляды Салтыкова-Щедрина, М., 1957; Покусаев Е. И., Революционная сатира Салтыкова-Щедрина, М., 1963; Яковлев Н. В., «Пошехонская старина» М. Е. Салтыкова-Щедрина, М., 1958; Жук А., Сатирический роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «Современная идиллия», Саратов, 1958; Бушмин А. С., Сатира Салтыкова-Щедрина, М. ‒ Л., 1959; его же, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л., 1970; Прозоров В., О художественном мышлении писателя-сатирика, Саратов, 1965; Турков А., Салтыков-Щедрин, 2 изд., М., 1965; Мысляков В., Искусство сатирического повествования, Саратов, 1966; Николаев Д. Н., «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина, в кн.: Три шедевра русской классики, М., 1971; Добровольский Л. М., Лавров В. М., М. Е. Салтыков-Щедрин в печати, Л., 1949; Добровольский Л. М., Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1848‒1917, М. ‒ Л., 1961; Библиография литературы о М. Е. Салтыкове-Щедрине. 1918‒1965. Сост. В. Н. Баскаков, М. ‒ Л., 1966.

═ С. А. Макашин.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Салтыков Михаил Евграфович" в других словарях:

  • Салтыков Михаил Евграфович — (псевд. Н. Щедрин; 1826 89), рус. писатель. В ранний период находился под заметным влиянием как поэзии, так и прозы Л. Присущие С. с первых его шагов в лит ре рефлексия, неудовлетворенность жизнью, трагич. ее восприятие определили отношение к Л.… …   Лермонтовская энциклопедия

  • Салтыков, Михаил Евграфович — один из выдающихся писателей той знаменитой плеяды (Тургенев, Гончаров, Достоевский), которая действовала в русской литературе с сороковых годов и до восьмидесятых. Эта плеяда не представляла почти ничего однородного: это были, большею частью,… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Салтыков, Михаил Евграфович — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия

  • Салтыков Михаил Евграфович — Михаил Евграфович Салтыков Щедрин Портрет Салтыкова Щедрина работы Ивана Крамского Имя при рождении: Михаил Евграфович Салтыков Дата рождения: 27 января 1826 Место рождения: село Спас Угол, Калязинский уезд, Тверская губерния …   Википедия

  • САЛТЫКОВ Михаил Евграфович — САЛТЫКОВ ЩЕДРИН, МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ (1826 1889), русский писатель. Его единственный большой роман Господа Головлевы (1875 1880) представляет собой историю вымирания семейства провинциальных помещиков. В 1882 1886 Салтыков написал свои язвительно… …   Энциклопедия Кольера

  • САЛТЫКОВ Михаил Евграфович — САЛТЫКОВ (Салтыков Щедрин) Михаил Евграфович (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) (1826 89) русский писатель сатирик, публицист. В 1868 1884 редактор журнала Отечественные записки (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). Творчество Салтыкова,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • Салтыков Михаил Евграфович — Салтыков Щедрин, настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин (1826 1889), русский писатель, публицист. В 1868 1884 редактор журнала «Отечественные записки» (до 1878 совместно с Н. А. Некрасовым). В творчестве Салтыкова, сочетающем… …   Энциклопедический словарь

  • Салтыков Михаил Евграфович — знаменитый русский писатель. Родился 15 января 1826 г. в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Хотя в примечании к Пошехонской старине С. и просил не смешивать его с личностью Никанора… …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Салтыков Михаил Евграфович (Щедрин) — Салтыков (Михаил Евграфович) знаменитый русский писатель. Родился 15 января 1826 года в старой дворянской семье, в имении родителей, селе Спас Угол, Калязинского уезда Тверской губернии. Хотя в примечании к Пошехонской старине С. и просил не… …   Биографический словарь

  • Салтыков Михаил Евграфович (Н. Щедрин) — (1826 1889) писатель сатирик, публицист, критик. Первые пробы пера появились в журналах Библиотека для чтения и Современник (стихи). Ранняя повесть Запутанное дело послужила основанием для ссылки начинающего литератора в Вятку: правительство… …   Словарь литературных типов

Книги

Другие книги по запросу «Салтыков Михаил Евграфович» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»