Рублёв Андрей это:

Рублёв Андрей
Рублёв Андрей (около 1360‒1370 ‒ 1427, по другим источникам, около 1430, Москва; погребён в Андрониковом монастыре), русский живописец, создатель московской школы живописи. Биографические сведения о Р. крайне скудны: воспитывался в светской среде, в зрелом возрасте принял монашеский постриг, по-видимому в Троице-Сергиевом монастыре (см. Троице-Сергиева лавра), по другим исследованиям, в Андрониковом монастыре. Творчество Р. сложилось на почве художественных традиций Московской Руси; он был хорошо знаком также с византийским и южнославянским художественным опытом.

На формирование мировоззрения Р. большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й половины 14 ‒ начала 15 вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Р. воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все ‒ рубеж 14‒15 вв., по другим исследованиям, 10-е гг. 15 в., Третьяковская галерея), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи. В конце 14 ‒ начале 15 вв. (по другим исследованиям, около 1412 или около 1427) Р. создал свой шедевр ‒ икону «Троица» (Третьяковская галерея). Традиционный библейский сюжет Р. наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, он поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишнёвого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» ‒ самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни. В 1405 Р. совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 Р. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами ‒ Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса. Из фресок Р. в Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Р. во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425‒27 Р. совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Р. В ряде произведений Р. удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные («Апостол Павел»). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (около 1427, по другим исследованиям, на рубеже 14‒15 вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Р. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Р. точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец 14 ‒ начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы ‒ «Владимирская богоматерь» (около 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408, Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» ‒ все около 1399) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец 14 ‒ начало 15 вв., Библиотека СССР им. В. И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин русской и мировой культуры. В 1947 в Андрониковом монастыре открыт Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва.


Лит.: Алпатов М. В., Андрей Рублёв, М., 1959; Демина Н. А., «Троица» Андрея Рублёва, М., 1963; Лазарев В. П., Андрей Рублёв и его школа, М., 1966; Плугин В. А., Мировоззрение Андрея Рублёва, М., 1974; Бетин Л. В., О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, в сборнике: Реставрация и исследование памятников культуры, в. 1, М., 1975.

Л. В. Бетин.


Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Рублёв Андрей" в других словарях:

  • Рублёв Андрей — (около 1360 70  около 1430), живописец, крупнейший мастер московской школы иконописи. Иконы и фрески Рублёва отличают глубокая гуманность и возвышенная одухотворённость образов, идеи согласия и гармонии, совершенство художественной формы (икона… …   Энциклопедический словарь

  • Рублёв Андрей —         (р. около 1360 1370 ум. 1427 или 1430), древнерусский живописец. Один из создателей московской школы иконописи. В зрелом возрасте принял монашеский постриг в Троице Сергиевом монастыре. (см. Троице Сергиева лавра) или, по другим… …   Художественная энциклопедия

  • Рублёв Андрей — (ок. 1370 1427/30) др. рус. живописец, крупнейший мастер Моск. школы живописи. Во 2 й пол. жизни принял монашеский постриг в Троице Сергиевой лавре или в Андрониковом мон. Его творчество сформировалось в период высшего нац. подъема 2 й пол. 14… …   Российский гуманитарный энциклопедический словарь

  • Рублёв, Андрей — Запрос «Рублёв» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Святая Троица Андрей Рублёв (около 1340/1350  17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо Андрониковом монастыре)  наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи,… …   Википедия

  • Рублёв Андрей — Запрос «Рублёв» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Святая Троица Андрей Рублёв (около 1340/1350  17 октября 1428, Москва; погребён в Спасо Андрониковом монастыре)  наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи,… …   Википедия

  • РУБЛЁВ Андрей — Андрей (ок. 1360–70 – ок. 1430), живописец. Мастер моск. школы живописи, крупнейший иконописец в истории др. рус. иск ва. Иконы и фрески Р. отличаются проникновенной религиозностью, глубокой гуманностью, возвышенной одухотворённостью… …   Биографический словарь

  • Андрей Рублёв — Андрей Рублёв …   Википедия

  • Рублёв — Андрей (ок. 1370–1427), выдающийся русский иконописец и мастер монументальной живописи. Творчество Андрея Рублёва занимает особое место в истории иконописи. Великому мастеру удалось воплотить в зримых образах небесную чистоту горнего (высшего)… …   Художественная энциклопедия

  • Андрей Рублёв (значения) — Андрей Рублёв: Андрей Рублёв русский иконописец. Андрей Рублёв (фильм) фильм Андрея Тарковского. Андрей Рублёв (монеты) серия памятных монет Банка России …   Википедия

  • РУБЛЁВ — Андрей (ок. 1360 70 ок. 1430), живописец. Мастер московской школы живописи, крупнейший иконописец в истории древнерусского искусства. Иконы и фрески Рублёва отличаются проникновенной религиозностью, глубокой гуманностью, возвышенной… …   Русская история

Книги

Другие книги по запросу «Рублёв Андрей» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»