Ритуально-мифологическая школа это:

Ритуально-мифологическая школа
(неомифологическая)
        сложилась в западном литературоведении и культурологии в 30-е гг. 20 в. как синтез ритуально-мифологичнской теории, оформившейся в начале 20 в. [Робертсон Смит, Дж. Фрейзер и «Кембриджская группа» (Великобритания) его последователей — Д. Харрисон, А. Б. Кук, Ф. М. Корнфорд и др.], и аналитической психологии (особенно учения об архетипах) К. Г. Юнга.
         Ритуально-мифологическая теория, восприняв многие идеи мифологической школы (См. Мифологическая школа), утверждала, однако, приоритет Ритуала над мифом (см. Мифология и Мифы) и обосновывала исключительное значение ритуала в происхождении литературы, искусства, философии [античного театра, эпоса, философии, священной литературы Древнего Востока — в трудах «Кембриджской группы»; героического эпоса — Э. Миро, Ш. Отрана (оба Франция), Г. Р. Леви, Ф. Рэглана (оба Англия); романа, сказки — П. Сентива (Франция)]. Крайние формы теория обрела у Рэглана и Э. Хаймана (США); из их работ вытекало требование рассматривать ритуально-мифологические модели не как источник поэтической фантазии, а как её структуру. Исполнению такой задачи чрезвычайно содействовала теория архетипов Юнга, принятая поэтому на вооружение представителями собственно Р.-м. ш. [М. Бодкин (Англия), Н. Фрай (Канада), Р. Чейз и Ф. Уотс (США) и др.].
         Опора на Юнга позволила школе распространить ритуалистический подход на всю историю искусства, включая современность (на школу оказало влияние «мифологизирование» в самой литературе 20 в.: Дж. Джойс, Т. Манн, Т. Элиот, У. Б. Йитс и др.). Р.-м. ш. ищет в произведениях не только мифологические мотивы, символы, метафоры, сознательные и бессознательные, но прежде всего воспроизведение определённых ритуальных схем, особенно обрядов Инициации, эквивалентных, по её представлениям, психологическому архетипу смерти и нового рождения. Фрай утверждает абсолютное единство ритуала, мифа, архетипа и возводит к ним литературные образы и жанры, разрабатывая своеобразную «литературную антропологию». Он, например, соотносит 4 фазы природного цикла, отмеченные древними ритуалами, с мифами, архетипами, обрядами, жанрами, организованными в силу метафорического отождествления или ассоциаций по аналогии (так, например, увязываются: заря, весна, мифы о рождении героя, о воскресении, дифирамбическая и рапсодическая поэзия).
         Важные результаты достигнуты ритуалистическим культуроведением и Р.-м. ш. в изучении литературных жанров, связанных генетически с ритуальными, мифологическими и фольклорными традициями, в анализе переосмысления древних поэтических форм и символов (рыцарский роман, античная и ренессансная драма, античная и библейская символика в поэзии, творчество У. Шекспира, Дж. Мильтона, У. Блейка). Некоторые аналогии в подходе к изучению традиции имеются в трудах советских учёных В. Я. Проппа, О. М. Фрейденберг, М. М. Бахтина. Однако в отличие от них западная Р.-м. ш. почти полностью сводит структуру литературного произведения к традиции и ищет ритуально-мифологическую основу во всех случаях. Литература и искусство растворяются, т. о., в мифе, миф — в ритуале [что вызывает протесты самих этнологов — У. Баскома, К. Клукхона, Дж. Фонтенроза (США)], литературоведение — в этнологии и психоанализе.
         Лит.: Bodkin М., Archetypal patterns in poetry, 3 ed., N. Y., 1963; Chase R., Quest for myth, Baton Rouge, 1949; Frye N., Anatomy of criticism, Princeton, 1957; Myth and mythmaking, ed. by H. A. Murray, N. Y., 1960; Myth and symbol, Lincoln, [1963]; Myth and literature, ed. by J. Vickery, Lincoln, 1966; Fontenrose G., The ritual theory of myth, Berk, — Los Ang., 1966.
         Е. М. Мелетинский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Ритуально-мифологическая школа" в других словарях:

  • Мифологическая школа —         направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма. Её философская основа эстетика Ф. В. Шеллинга и братьев А. и Ф. Шлегелей, воспринимавших мифологию (См. Мифология) как «естественную религию». Для М. ш …   Большая советская энциклопедия

  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — в фольклористике и литературоведении сложилась у немецких романтиков в 1 й трети 19 в. (Ф. В. Шеллинг, бр. А. и Ф. Шлегель, бр. В. и Я. Гримм). Выявляла основополагающую роль мифологии в возникновении и развитии фольклора и литературы. Выдвинула… …   Большой Энциклопедический словарь

  • мифологическая школа — в фольклористике и литературоведении, сложилась у немецких романтиков в 1 й трети XIX в. (Ф. В. Шеллинг, братья А. и Ф. Шлегель, братья В. и Я. Гримм); виднейшие представители в России  Ф. И. Буслаев и А. Н. Афанасьев. Выявляла основополагающую… …   Энциклопедический словарь

  • МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА — МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА, направление в фольклористике и литературоведении XIX в., возникшее в эпоху романтизма; ее философская основа — эстетика Ф. Шеллинга и братьев А. Шлегеля и Ф. Шлегеля, воспринимавших мифологию как «естественную религию» …   Литературный энциклопедический словарь

  • Литературоведение —         наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии.          Предмет и дисциплины литературоведения. Современное Л. представляет собой очень сложную и подвижную систему дисциплин. Различают три главные отрасли Л.:… …   Большая советская энциклопедия

  • Поэтика — (от греч. poietike поэтическое искусство)         термин, имеющий два значения: 1) совокупность художественно эстетических и стилистических качеств, определяющих своеобразие того или иного явления литературы (реже кино, театра), его внутреннее… …   Большая советская энциклопедия

  • Фрейдизм —         общее обозначение различных школ и течений, стремящихся применить психологическое учение З. Фрейда для объяснения явлений культуры, процессов творчества и общества в целом. Ф. как социальную и философско антропологическую доктрину следует …   Большая советская энциклопедия

  • ЛИТЕРАТУРА И МИФЫ — Постоянное взаимодействие Л. и м. протекает непосредственно, в форме «переливания» мифа в литературу, и опосредованно: через изобразительные искусства, ритуалы, народные празднества, религиозные мистерии, а в последние века через научные… …   Энциклопедия мифологии

  • литературоведение — я; ср. Наука о художественной литературе, объединяющая историю, теорию литературы и литературную критику. ◁ Литературоведческий, ая, ое. * * * литературоведение наука, изучающая художественную литературу: её сущность и специфику, происхождение,… …   Энциклопедический словарь

  • ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ — наука, изучающая художественную литературу: ее сущность и специфику, происхождение, общественную функцию, закономерности литературного процесса. Состоит из 3 основных разделов: теория литературы изучает своеобразие литературы как особой формы… …   Большой Энциклопедический словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»