Речной транспорт это:

Речной транспорт
        вид транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров и грузов в основном по внутренним водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (Каналы, водохранилища (См. Водохранилище), шлюзованные участки рек). Выделяются магистральные речные пути, в том числе международные, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств (например, Дунай, Одер, Рейн, Амур, Парагвай, Нигер), межрайонные, обслуживающие перевозки между крупными районами внутри страны (например, Волга, Янцзы, Миссисипи), и местные, обслуживающие внутрирайонные связи.
         Р. т., несмотря на сезонность его работы в ряде стран, обладает рядом преимуществ по сравнению с другими видами транспорта. Первоначальные затраты на организацию судоходства по крупным рекам в 8—10 раз меньше соответствующих затрат на создание железных дорог. Себестоимость перевозок на магистральных реках на 35% ниже ж.-д. перевозок и в 3—5 раз — автомобильных.
         Суда (См. Судно) Р. т. по своему назначению подразделяются на транспортные, технические и вспомогательные. В состав транспортных входят пассажирские, сухогрузные, наливные суда, толкачи и буксиры (см. Буксирное судно). Пассажирский флот представлен судами местного и транзитного назначения. Сухогрузные суда с грузовыми трюмами имеют большое раскрытие палуб, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ. Сухогрузные суда, на которых груз перевозится непосредственно на палубе (баржи-площадки), предназначены для перевозки любых грузов, не боящихся подмочки, в основном минерально-строительных материалов. Нефтеналивные суда — Танкеры перевозят жидкие грузы (нефть, нефтепродукты) наливом в трюмах, а также в танках (баках), размещенных на палубе. С 1968 применяются комбинированные суда — нефтерудовозы, которые в одном направлении загружаются нефтеналивными, в обратном — сыпучими грузами. Технический флот включает дноуглубительные снаряды, обстановочные суда для проведения разного рода путевых работ. К вспомогательным судам относятся Дебаркадеры, брандвахты (См. Брандвахта), плавучие магазины, ремонтные мастерские, Паромы, плавучие краны, установки по добыче песка и гравия, рейдовые и служебно-вспомогательные разъездные суда. В Р. т. особое место занимают Ледоколы, обеспечивающие работу судов в ледовых условиях. Речные суда бывают самоходные и несамоходные. По типам двигателей самоходные суда делятся на Пароходы, Теплоходы и дизель-электроходы (см. Электроход), по типам движителей — на винтовые, колёсные, водомётные и на воздушной подушке. Несамоходные суда представлены Баржами, Лихтерами, баркасами и др. Во многих странах, особенно в Юго-Восточной Азии, на реках используются джонки (См. Джонка) и другие мелкие суда, парусные и гребные.
         Люди с давних времён используют Реки для передвижения. За тысячи лет до н. э. в Месопотамии, Древнем Египте, Древнем Китае применялись гребные и парусные суда (См. Парусное судно). С развитием средневековых городов (12— 14 вв.), расположенных на реках Европы, и торговли росли перевозки грузов водными путями на судах грузоподъёмностью 10—20 т. строительство шлюзованных речных путей (16 в.) значительно улучшило судоходство. Для дальнейшего развития Р. т. и удешевления речных перевозок большую роль сыграло применение на судах парового двигателя (нач. 19 в.).
         В России речное судоходство имеет многовековую историю. Древние славяне селились преимущественно по берегам рек и озёр, которые были удобными естественными путями сообщения. Уже в 9 в. славяне совершали плавания на речных судах по Дону, Волге и Каспийскому морю с торговыми целями. По Волховско-Днепровскому пути, связывавшему Балтийское море с Чёрным морем (великому водному пути «из варяг в греки» (См. Путь из варяг в греки)), шли караваны судов. Размеры судов, плававших по русским рекам, возрастали, и в 16 в. грузоподъёмность речных судов на Волге достигла 250—300 т. В период царствования Петра 1 (кон. 17 — нач. 18 вв.), который поощрял развитие судостроения, речной флот был качественно улучшен. Взамен судов, предназначенных для одного рейса, начали строить долговечные суда из пиленных досок, прочной конструкции, с хорошими судоходными качествами. В 18 — начаче 19 вв. на месте Волоков были построены первые искусственные водные системы: Вышневолоцкая (1708), Тихвинская (1811), Мариинская (1810) и др.
         В начале 19 в. в русском речном судостроении начинают применять металл. По времени это совпало с использованием на судах механического двигателя (см. Судовой двигатель). До введения механической тяги (пароходов) и в начальный период её применения (1840—80-е гг.) перемещение судов на реках, особенно на Волге, производилось конной и ручной тягой (см. Бурлаки). Пароходы начали строить в Петербурге (1815), а затем в Пожве на Каме (1817). На Волге был создан ряд пароходных обществ: «Общество по Волге» (1843), «Кавказ и Меркурий» (1850—59), «Самолёт» (1853), Камско-Волжское пароходное общество «Польза» (1854) и др. В 1913 число пароходов на Р. т. России достигло 5467, число несамоходных речных судов превышало 23 тыс.
         С начала 20 в. паровую машину на речных судах вытесняет Двигатель внутреннего сгорания. Впервые его использовали сормовские судостроители, установившие Дизель на самоходном наливном судне «Вандал» (1903). В 1913 Россия удерживала мировое первенство по количеству и качеству речных судов. Для перевозки нефти строились большегрузные металлические наливные баржи. Протяжённость судоходных внутренних водных путей составляла 64,6 тыс. км. Перевозки грузов Р. т. достигли 49,1 млн. т, в том числе за тягой 35,1 млн. т, а остальные — самосплавом. Число перевезённых пассажиров превышало 11 млн. чел. Эти перевозки приходились в основном на реки Европейской части страны. Реки Сибири и Дальнего Востока в дореволюционной России для судоходства почти не использовались; по Оби, Иртышу, Енисею, Амуру плавали лишь единичные cуда. Удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов составлял около 6% всего грузооборота Р. т. Перевозились хлеб, лес, нефть, сыпучие грузы. Речные пристани не были механизированы, грузовые работы выполнялись вручную.
         Речной транспорт в СССР. Декретом Совнаркома от 26 января (8 февраля) 1918 речной флот был национализирован. Управление им было возложено на Отдел водных сообщений ВСНХ, преобразованный в Главод (май 1918), который управлял и морским флотом. На базе национализированного флота была создана Волжская военная флотилия, которая активно участвовала в Гражданской войне 1918—20. Разработанный по указанию В. И. Ленина (1920) план ГОЭЛРО предусматривал приведение в совершенный вид внутренних водных путей Европейской части РСФСР, широкое использования гидроресурсов страны. В плане намечалось создание основной транспортной сети, выбор типа судов, организация движения, строительство речных портов. Первым был введён в эксплуатацию Волховский гидроузел (декабрь 1926), значительно улучшивший условия плавания судов на р. Волхов (см. Волховская ГЭС). Высоконапорной плотиной Днепрогэс им. В. И. Ленина был поднят уровень воды на порогах, и Днепр стал судоходным на всём протяжении. Ввод в действие первого гидроузла на р. Свирь (1933) обеспечил увеличение глубины в её нижнем течении. В том же году вступил в строй Беломорско-Балтийский канал, соединивший Белое море с Балтийским морем.
         В середине 30-х гг. развернулись большие работы по созданию единой глубоководной сети Европейской части СССР. Огромное значение имело сооружение на Волге каскада гидроузлов и водохранилищ, первый из них — Иваньковский — вступил в эксплуатацию вместе с Москвы имени каналом. За годы довоенных пятилеток (1929—40) самоходный речной флот увеличился в 2,2, несамоходный — в 2,7 раза; в приречных городах были созданы порты, 50% погрузочно-разгрузочных работ механизированы, объём речных перевозок увеличился более чем в 3 раза.
         В годы Великой Отечественной войны 1941—45 Р. т. перевезено для фронта и тыла около 200 млн. т грузов. Речники работали на боевых переправах Сталинграда и на Ладожском озере, через которое проходила «Дорога жизни» в осажденный Ленинград. Война нанесла огромный ущерб Р. т. Фашистские оккупанты затопили и захватили более 8,3 тыс. речных судов, разрушили сотни портов, пристаней, плотин, дамб и шлюзов. За годы 4-й пятилетки (1946—50) Р. т. был восстановлен.
         В 1952 завершено строительство Волго-Донского судоходного канала (См. Волго-Донской судоходный канал) им. В. И. Ленина, который соединил важнейшие экономические районы Европейской части СССР — Урал, Поволжье, Центр с Донбассом и Югом. В 1955 на Волге вступили в строй 2 крупнейших гидроузла — Горьковский и Куйбышевский, в результате чего гарантированная глубина на Волге и Каме увеличилась на 0,9 м (см. Горьковское водохранилище, Куйбышевское водохранилище). В 1967 перекрыта Волга у Саратова и создано новое водохранилище, воды которого подошли к Куйбышеву.
         Ввод в эксплуатацию в 1957 первого гидроузла на Каме, выше Перми, положил начало улучшению судоходства на реке (см. Камское водохранилище). В 1964 введено в эксплуатацию Воткинское водохранилище. В том же году завершено строительство Волго-Балтийского водного пути (См. Волго-Балтийский водный путь) им. В. И. Ленина, обеспечившего надёжную транспортную связь между экономическими районами Центра и Северо-Запада. Сооружение судоходных каналов Беломорско-Балтийского, Волго-Донского и Волго-Балтийского водного пути соединило моря, омывающие Европейскую часть СССР, внутренними глубоководными речными магистралями.
         Р. т. СССР — составная часть единой транспортной системы страны (см. Единая транспортная сеть СССР). Большое значение имеет Р. т. для развития промышленности и сельского хозяйства восточных районов; он обслуживает промышленность, особенно освоение нефтегазоносных районов Западной Сибири; доставляет грузы для Норильского горно-металлургического комбината (См. Норильский горно-металлургический комбинат) и экспортные лесоматериалы в Игарку, грузы для горнорудной промышленности Якутии и др. В 50—60-е гг. развернулись гидротехнические работы на восточных реках. Построены гидроузлы: Иркутский и Братский на Ангаре, Новосибирский на Оби, Бухтарминский и Усть-Каменогорский на Иртыше (см. Иркутское водохранилище, Братское водохранилище, Бухтарминское водохранилище, Усть-Каменогорское водохранилище). Закончено строительство первой очереди крупнейшего в мире Красноярского гидроузла на Енисее (1972) (см. Красноярское водохранилище). Мощные сибирские реки из путей сообщения местного значения превратились в транзитные магистрали, связанные Северным морским путём (См. Северный морской путь) с портами Европейской части СССР. В 1973 удельный вес перевозок по рекам восточных бассейнов в общем объёме перевозок Р. т. составил 24,5%.
         Доля Р. т. в общем грузообороте СССР составляла в 1973 4,2%. В структуре грузооборота Р. т. преобладают перевозки минерально-строительных грузов, леса, нефти и каменного угля. В табл. 1 приведены данные, характеризующие объём речных перевозок в СССР, в табл. 2 — качественные показатели работы Р. т.
         Табл. 1. — Перевозки грузов на речном транспорте СССР
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                          | 1940                  | 1965                  | 1970               | 1974                 |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Протяжённость внутренних водных судоходных путей       | 107,3                 | 142,7                 | 144,5              | 146,1                |
        | сообщения, эксплуатировавшихся всеми организациями,  |                          |                          |                       |                         |
        | тыс. км                                                                              |                          |                          |                       |                         |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Перевезено грузов, млн, т                                                  | 73,1                  | 269                   | 357,8              | 452,0                |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Грузооборот, млрд. ткм                                                     | 36,1                  | 133,9                 | 174,0              | 212,3                |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
         Табл. 2. — Использование речного флота СССР
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        |                                                                                          | 1940                  | 1965                  | 1970               | 1974                 |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Производительность на 1 л. с.* мощности буксирного        |                          |                          |                       |                         |
        | флота за сутки эксплуатации на перевозках, ткм:             |                          |                          |                       |                         |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | нефтегрузов                                                                      | 686                   | 585                   | 571                 | 557                   |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | леса в плотах                                                                    | 977                   | 997                   | 1025               | 967                   |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | сухогрузов                                                                         | 203                   | 323                   | 312                 | 320                   |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Производительность на 1 т грузоподъёмности за сутки      |                          |                          |                       |                         |
        | эксплуатации, ткм:                                                            |                          |                          |                       |                         |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | сухогрузного самоходного флота                                       | 37,7                  | 108                   | 110,7              | 121                   |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | сухогрузного несамоходного флота                                   | 13,5                  | 41,3                  | 46,4                | 52,7                  |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | нефтеналивного самоходного флота                                  | —                     | 132                   | 144,0              | 145                   |
        |---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | нефтеналивного несамоходного флота                              | 36,6                  | 71,2                  | 71,7                | 81,4                  |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
         * 1 л. с. = 0,736 квт.
        
         Количественный и качественный состав флота в послевоенный период резко изменился: увеличились средняя мощность, грузоподъёмность, пассажировместимость и скорость движения судов (см. Судостроение). Мощность судов с дизельными установками составила в 1973 94% всего транспортного флота. На реках появились теплоходы грузоподъёмностью до 5 тыс. т и скоростью свыше 20 км/ч. Грузовой самоходный флот пополнился теплоходами, конструкция которых позволяет эксплуатировать их не только на реках, но и на всех морях, омывающих Европу, а также северные и восточные берега СССР.
         Для работы на магистральных реках построены буксиры-толкачи мощностью до 2950 квт (4000 л. с.). Дальнейшим развитием несамоходного флота стало строительство грузовых составов из секций грузоподъёмностью 3000 т и выше, а также несамоходных сухогрузных и нефтеналивных барж грузоподъёмностью до 9000 т. С начала 70-х гг. на Р. т. СССР применяются высокоэффективные перевозки грузов в Контейнерах. Созданы совершенно новые по принципу движения быстроходные суда на подводных крыльях. Теплоходы типа «Ракета» и «Метеор», имеющие скорость 60—65 км/ч, составляют основу скоростного пассажирского флота. Большое пополнение получил пассажирский речной флот: трёхпалубные комфортабельные пассажирские теплоходы и дизель-электроходы мощностью 885 квт (1200 л. с.), приспособленные для плавания по водохранилищам, двухпалубные теплоходы мощностью 590 квт (800 л. с.), небольшие речные суда типа речных трамваев и др. С появлением судов смешанного плавания «река — море» и созданием глубоководных межбассейновых соединений расширена сфера использования Р. т. для прямых речно-морских перевозок.
         За годы социалистического строительства созданы и реконструированы крупные речные порты, оборудованные современными погрузочными механизмами. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ составил в 1973 97,9%.
         30 мая 1956 постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было упразднено общесоюзное министерство речного флота и создано министерство речного флота РСФСР; в других союзных республиках, там, где это необходимо, — соответствующие управления при Советах Министров союзных республик.
         Успешно развивается Р. т. и в других социалистических странах. Доля Р. т. в общем грузообороте внутреннего транспорта стран — членов СЭВ относительно стабильна (табл. 3).
         Табл. 3. — Протяжённость водных путей и удельный вес речного транспорта в перевозках стран — членов СЭВ
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Страны                                                 | Протяжённость         | Доля Р. т. обороте в грузообороте       |
        |                                                              | внутренных путей     | всех видов транспорта, %                   |
        |                                                              | (1973), км                  |-------------------------------------------------------------|
        |                                                              |                                 | 1970                       | 1973                    |
        |--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | НРБ                                                      | 470                           | 3,1                         | 3,7                       |
        | ВНР                                                      | 1688                         | 6,1                         | 5,0                       |
        | ГДР                                                      | 2546                         | 1,7                         | 1,6                       |
        | ПНР                                                      | 3853                         | 1,0                         | 0,9                       |
        | СРР                                                      | 1691                         | 1,5                         | 1,7                       |
        | ЧССР                                                    | 458                           | 3,0                         | 2,9                       |
        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
         Ведущая роль в системе Р. т. стран — членов СЭВ принадлежит судоходству по р. Дунай. Наиболее развитую сеть внутренних водных путей имеют Польша, ГДР, Венгрия и Румыния.
         В состав водных путей Польши входит р. Одра, которая в верхнем течении шлюзована; вместе с Гливицким каналом она соединяет Силезский угольный бассейн с морским портом Щецин. Бассейн р. Одры при помощи систем связан с Вислой, а приток Вислы Буг соединён каналом с бассейном Днепра (СССР) (см. Днепровско-Бугский канал). Главные речные пути в ГДР — Нижний Одер и Средняя Эльба, которые соединены двумя системами каналов. Одна из систем — Эльба — Шпре — Одер связывает ГДР с Польшей. В Венгрии для судоходства используются рр. Дунай, Тиса, Кёрёш и озеро Балатон. В Чехословакии судоходство осуществляется по рр. Дунай и Лаба. В Румынии судоходство в основном сосредоточено на р. Дунай, где реализуется более 90% общего объёма речных перевозок страны. В Болгарии речные перевозки осуществляются по р. Дунай.
         В 1972 в НРБ перевезено 4,0 млн. т грузов, грузооборот около 2 млрд. ткм, в ВНР — соответственно 2,8 млн. т и 1,4 млрд. ткм, в ГДР — 12,5 млн. т и 2,0 млрд. ткм, в ПНР — 10,8 млн. т и 2,5 млрд. ткм, в СРР — 5,3 млн. т и 1,6 млрд. ткм, в ЧССР — 4,8 млн. т и 2,6 млрд. ткм.
         В послевоенные годы речной флот стран — членов СЭВ значительно пополнился новыми современными судами, построенными на отечественных предприятиях и на судостроительных заводах других социалистических стран. В капиталистических странах состояние Р. т. характеризуется следующими данными (табл. 4).
         Табл.4. — Состав речного флота развитых капиталистических стран
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
        | Страны         | Годы            | Протя-          | Букси-                                | Несамоходные суда           | Самоходный грузовой         |
        |                     |                     | женность      | ры и толкачи                      |                                           | флот                                   |
        |                     |                     | водных         |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        |                     |                     | путей, км      | число судов | Мощ-ность,  | число судов  | Грузо-          | число судов | Грузо-           |
        |                     |                     |                     |                     | тыс. л. с.      |                     | подъем-       |                     | подъём-        |
        |                     |                     |                     |                     |                     |                     | ность, тыс.   |                     | ность, тыс.   |
        |                     |                     |                     |                     |                     |                     | т                  |                     | т мощ-ность, |
        |                     |                     |                     |                     |                     |                     |                     |                     | тыс. л. с.      |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | США            | 1971             | 41100           | 4092             | 3847             | 19 480          | 22 160          | —                 | —                 |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | ФРГ             | 1972             | 5900             | 401               | 207,7            | 1120             | 1106,9          | 4394             |    |
        |------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------|
        | Франция       | 1972             | 8600             | 222               | 135,4            | 1560             | 884,0            | 5436             |    |
        --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
         Р. т. США перевезено в 1972 541,7 млн. т грузов, грузооборот 335,2 млрд. ткм. Основные виды перевозимых грузов: нефть и нефтепродукты — 38%, уголь20%, минерально-строительные грузы — 15%. Доля Р. т. в общем грузообороте составляет около 16,4%, в том числе Великие озёра 5,3%. Значительная часть перевозок приходится на р. Огайо, на нижнее течение р. Миссисипи. Наблюдается тенденция увеличения средней мощности толкачей и средней грузоподъёмности барж и дальности перевозок грузов. Мощность толкачей достигает 7300 квт (10 060 л. с.). Они оснащены электрорадионавигационным оборудованием, средствами механизации судовых работ и автоматикой управления механизмами. В США применяют в основном несамоходные суда, соединяемые в крупные толкаемые составы по 20—40 барж общей грузоподъёмностью 20—50 тыс. т.
         В ФРГ Р. т. перевезено в 1973 244 млн. т грузов, грузооборот 47,5 млрд. ткм. Основные виды грузов: минерально-строительные — 37,5%, нефть и нефтепродукты — 18,3, руды и металлолом — 14,6%. В общем грузообороте доля Р. т. 25,6%. Значительная часть перевозок осуществляется по р. Рейн с притоком Майн, а также по каналам, протяжённость которых 1800 км. В начале 70-х гг. вводятся в эксплуатацию крупные грузовые теплоходы грузоподъёмностью 1500 т и больше. Широко распространено судовождение толканием, строятся толкачи мощностью 4400 квт (6000 л. с.), оснащенные средствами механизации и автоматикой управления.
         Во Франции Р. т. перевезено в 1973 110 млн. т грузов, грузооборот — 15 млрд. ткм. Основные перевозимые грузы: минерально-строительные — 51,1%, нефть и нефтепродукты — 19,6, с.-х. сырьё — 9,9%. Значительный объём перевозок приходится на Рейн — 22,1%, а также на рр. Сена и Марна. В общем грузообороте доля Р. т. составила 6,9%. В 70-е гг. развивается судовождение толканием, увеличивается средняя мощность толкачей и грузоподъёмность грузовых теплоходов.
         В развивающихся странах общая протяжённость внутренних водных путей в начале 70-х гг. 20 в. составляла свыше 164 тыс. км, в том числе в странах Латинской Америки — 82 тыс. км (около 1/3 сети приходится на систему р. Амазонка); в странах Африки — 34 тыс. км [около 1/3 падает на систему р. Конго (Заир), 2-е место занимает система р. Нигер, 3-е место — р. Нил]; в странах Азии — 48 тыс. км (около 1/5 — на реки Индостанского полуострова и Бирмы). Водные пути отличаются низким техническим уровнем и слабым транспортным использованием. Речной флот большинства развивающихся стран представлен устаревшими небольшими судоходными, чаще парусными, судами.
        
         Лит.: Ленин В. И., Речь на III Всероссийском съезде рабочих водного транспорта. 15 марта 1920 г., Полное собрание соч., 5 изд., т. 40; его же, К населению, там же, т. 35, с. 67; Житков С. М., Исторический обзор устройства и содержания водных путей и портов в России за столетний период 1798—1898, СПБ, 1900. Транспорт СССР, М., 1967; Речной транспорт за 50 лет Советской власти, [М., 1967]; Транспортная система мира, М., 1971; Экономика и эксплуатация зарубежного речного транспорта, М., 1973.
         В. Н. Масляков.
        
        Рис. 3. Советский нефтеналивной теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.
        
        Рис. 2. Советский сухогрузный теплоход смешанного плавания («река — море»): мощность 885 квт (1200 л. с.), грузоподъёмность 2000 т, скорость 21 км/ч.
        
        Рис. 1. Советский сухогрузный теплоход: мощность 1470 квт (2000 л. с.), грузоподъёмность 5000 т, скорость 21 км/ч.
        
        Рис. 5. Советский пассажирский теплоход на подводных крыльях «Метеор»: мощность 1250 квт (1700 л. с.), пассажировместимость 150 чел., скорость 65 км/ч.
        
        Рис. 4. Советский пассажирский теплоход: мощность 885 квт (1200 л. с.), пассажировместимость 339 чел., скорость 25 км/ч.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Смотреть что такое "Речной транспорт" в других словарях:

  • Речной транспорт — (внутренний водный транспорт) транспорт, осуществляющий перевозки грузов и пассажиров судами по внутренним водным путям, как по естественным (реки, озёра), так и по искусственным (каналы, водохранилища). Перевозки по Каспийскому морю относятся к… …   Википедия

  • РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — вид водного транспорта. По грузообороту внутренних водных путей (рек, озер, каналов) выделяются США, Россия, Канада, ФРГ, Нидерланды, Китай. Здесь находится большинство судоходных каналов (Береговой канал в США, Великий канал в Китае). Главный р… …   Географическая энциклопедия

  • РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям естественным (реки, озера) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… …   Большой Энциклопедический словарь

  • речной транспорт — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN river transport Transportation of goods or persons by means of ships travelling on rivers. (Source: CEDa) [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] Тематики… …   Справочник технического переводчика

  • речной транспорт — Вид транспорта, занятый перевозкой пассажиров и грузов по внутренним водным путям – судоходным рекам и каналам …   Словарь по географии

  • Речной транспорт — РЕЧНÓЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны на долю Р. т. приходилось св. 7% общего грузооборота транспорта СССравни Р. т. обеспечивал осн. перевозки в р нах со слабо развитыми другими путями сообщения. В годы довоен. пятилеток (1929–1940) были построены …   Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

  • речной транспорт — осуществляет перевозки пассажиров и грузов по водным путям  естественным (реки, озёра) и искусственным (каналы, водохранилища). Выделяют: магистральные речные пути, обслуживающие внешнеторговые перевозки нескольких государств; межрайонные,… …   Энциклопедический словарь

  • РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ — вид транспорта, осуществляющего перевозки пассажиров и грузов в осн. по внутр. водным путям, как естественным (реки, озёра), так и искусственным (каналы, водохранилища, шлюзованные участки рек). Длина внутр. водных судоходных путей сообщения Р. т …   Большой энциклопедический политехнический словарь

  • речной транспорт — Прогулочный пароход на реке Москве. 1930 е гг. Москва. речной транспорт В Москве обеспечивает работу мощного речного транспортного узла, располагающего тремя портами — Северным, Западным и Южным, оснащёнными современными техническими… …   Москва (энциклопедия)

  • Речной транспорт Тольятти — Здание речного вокзала Комсомольский район Речной транспо …   Википедия

Книги

Другие книги по запросу «Речной транспорт» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»