Реклама

Реклама
(франц. réclame, от лат. гесlamo — выкрикиваю)
         1) информация о потребительских свойствах товаров и различных видах услуг с целью их реализации, создания спроса на них.
         2) Распространение сведений о лице, организации, произведении литературы и искусства и т. п. с целью создания им популярности. В английском языке Р. обозначается терминами advertising и publicity, во французском — publicité, в немецком — Werbung.
         Простейшие формы Р. существовали ещё до нашей эры. В Древней Греции и Риме рекламные объявления писали на деревянных досках, гравировали на меди или кости, громко зачитывали на площадях и др. местах скопления народа. Наибольшее развитие Р. получила в эпоху капитализма. Возникновение печатной Р. (начало 17 в.) связано с именами У. Кэкстона (Англия) и Т. Ренодо (Франция). В 1611 в Лондоне было создано первое в мире рекламное бюро А. Горжа и У. Копа.
         Современными средствами Р. служат печать (газеты, журналы, афиши, бюллетени, проспекты и пр.), радио, телевидение, кинематограф, а также витрины, вывески, световые объявления, упаковка товаров, товарные и фирменные знаки и др. В индустриально развитых странах 1-е место по затраченным средствам занимает газетно-журнальная (около 40% ), 2-е — телевизионная, 3-е — радиореклама.
         Искусство Р. синтетично по своему характеру. В Р. широко используются Промышленная графика, Плакат, Оформительское искусство, Малые формы архитектуры.
         Развитие Р. в капиталистических странах вызвано борьбой за рынки сбыта, за получение максимальных прибылей. Р. — один из методов неценовой конкуренции (См. Конкуренция), одна из функций Маркетинга. Помимо достижения чисто экономических целей, она используется для политической и идеологической обработки населения. Р., формирующая потребности и жизненный стандарт буржуазного общества, — социальное оружие эксплуататорского класса. С помощью средств Р., находящихся в руках монополий, осуществляется навязывание излишних потребностей, воспитание конформистских взглядов (см. Конформизм), насаждаются стандарты «массовой культуры» (См. Массовая культура), культ моды. Р. через систему массовой информации охватывает подавляющее большинство членов «общества потребления», способствует всё большему отчуждению личности. Она стала мощным средством идеологического воздействия на население в периоды предвыборных и иных кампаний, навязывая угодные монополиям политические фигуры. Р. широко используется для пропаганды западного, в частности американского, образа жизни, буржуазной идеологии.
         Р. занимаются специальные фирмы и агентства, имеющие разветвленную сеть отделении и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых компаний и крупных предприятий, издательств и т. д. Для буржуазных периодических изданий, радио и телевизионных компаний доходы от рекламных объявлений составляют значительную долю их прибылей. По оценочным данным, на каждого жителя США ежедневно низвергается поток примерно в 1500 рекламных объявлений. На десять крупнейших агентств («Дж. Уолтер Томпсон», «Мак-Кэн-Эриксон», «Янг энд Рубикен», «О'Гилви энд Мазер, инк.» и др.) приходилось почти 30% объёма рекламного бизнеса США (1970). В Японии насчитывалось более 300 рекламных агентств с общим числом занятых около 30 тыс. чел.; четверть всех средств, расходуемых в стране на Р., приходилась на одно из крупнейших в мире агентств «Дэнцу» (1966). Расходы на Р., включаемые в Издержки обращения, достигли гигантских размеров. В США в 1972 они составили 22,1 млрд. долл. Расходы на Р. через механизм монопольных цен (См. Монопольная цена) перекладываются на потребителя, достигая в цене отдельных новых товаров, внедряемых на рынок, 50%.
         В социалистических странах Р., осуществляемая планомерно, отличается правдивостью. Она стимулирует спрос, способствует формированию новых общественных потребностей, повышению культуры потребления, развитию социалистической экономики и культуры.
         В СССР в числе первых декретов Советского государства был декрет о введении государственной монополии на рекламные объявления. Р. в 20—30-е гг. способствовала развитию товарооборота между городом и деревней, укреплению контактов торговли с промышленностью. Были образованы специализированные рекламные организации: «Промреклама» — агентство ВСНХ; «Мосторгреклама» — бюро по торговой Р. и др. В дальнейшем рекламное дело развивалось по пути совершенствования организационных форм и технических средств Р. В 60—70-е гг. созданы крупные специализированные рекламные организации: «Союзторгреклама», «Росторгреклама», «Главкоопторгреклама» и др., а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (при министерствах и ведомствах). С целью координации рекламной деятельности организованы междуведомственные советы по Р. Выпускается свыше 60 специальных рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская реклама», «Новые товары», «Панорама», приложения к областным и республиканским газетам), сотни рекламных фильмов (более 400 в 1974), ежедневно передаются радио и телевизионные рекламные программы. Ежегодно в Москве проводятся ярмарки по продаже рекламного оборудования..
         Успешно развивается Р. и в других социалистических странах. Р. занимаются специализированные рекламные организации: в ГДР — агентство «ДЕВАГ вербунг», обеспечивает выполнение заказов на все виды Р., в ЧССР — «Меркур», «Оптима» и др., в НРБ — «Реклама», в ВНР — «Мадьяр хирдетё». Выпускаются специальные рекламные издания: в ГДР — «Нойе вербунг» («Neue Werbung»), в ЧССР — «Реклама» («Reklama»), в ВНР — «Киракат» («Kirakat»), в ПНР — «Реклама» («Reclama»), в НРБ — «Реклама». Представители рекламных организации стран — участниц СЭВ регулярно обмениваются достижениями в области теории и практики Р.
         Лит.: Воронов К. Г., Реклама в торговле капиталистических стран, в сборнике: Науч. записки Всесоюзной академик внешней торговли, в. 13, М., 1967: Лебединский А. Г., Постановка рекламного дела в Японии, М., 1968; Дегтярев Ю. А., Корнилов Л. А., Торговая реклама: экономика, искусство, М., 1969; Феофанов О. А., США: Реклама и общество, М., 1974; Ривз Р., Реализм в рекламе, пер. с англ., М., 1969; Бурьян М., Шляшевска И., Справочник для работников рекламы кооперативной торговли, пер. с польск., М., 1970; Справочник по торговой рекламе, пер. с нем., М., 1972; Советский рекламный плакат. 1917—1932, Торговая реклама. Зрелищная реклама. [Альбом], М., 1972; Мауег М., Madisona venue, USA, N. Y., 1958; Packard V., The hidden persuaders, N. Y., 1961; Boorstin D. J., The decline of radicalism. Reflection on America today, N. Y., 1969; Mc Luhan М., Culture is our business, N. Y., 1972.
         Е. М. Каневский.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Реклама" в других словарях:

  • РЕКЛАМА — величайшее искусство XX века. Маршалл Маклюэн Реклама двигатель торговли: сотня двигает, один торгует. Хенрик Ягодзиньский Реклама это средство заставить людей нуждаться в том, о чем они раньше не слыхали. Мартти Ларни Реклама это когда нам… …   Сводная энциклопедия афоризмов

  • реклама — См …   Словарь синонимов

  • реклама — ы, ж. reclame < reclamo кричу, выкрикиваю. 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью широкое оповещение о чем л. для привлечения потребителей, покупателей. БАС 1. Реклама, в своем окончательном воплощении, распалась на две части, на собственно… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • Реклама — (advertising) Средство распространения информации и убеждения людей. Реклама распространяется через прессу, телевидение, радиовещание, объявления и плакаты, а также через названия компаний на одежде. Реклама создает представление о продукте,… …   Словарь бизнес-терминов

  • Реклама — по законодательству РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать… …   Финансовый словарь

  • РЕКЛАМА — (фр., от reclamer, лат. reclamare провозглашать, громко кричать). Маленькая статейка, помещенная в газете или журнале за плату и содержащая похвалу какого нибудь товара, промысла и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка …   Словарь иностранных слов русского языка

  • Реклама — (от лат. reclamare выкрикивать; англ. advertisement; фр. reclame) в РФ распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о гражданине или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена …   Энциклопедия права

  • РЕКЛАМА — РЕКЛАМА, рекламы, жен. (от лат. reclamo кричу, восклицаю). 1. только ед. Мероприятия, имеющие целью создать широкую известность чему нибудь, привлечь потребителей к чему нибудь. Торговая реклама. Капиталистические предприятия тратят огромные… …   Толковый словарь Ушакова

  • Реклама — хвалебная статья (объявленіе), средство восхвалять (дѣйствія, товары и пр.). Рекламировать. Ср. Каждый такой столбъ, какъ я, поваленный прокуроромъ, реклама (для него), да еще какая! А. А. Соколовъ. Тайна. 33. Ср. Читатель, конечно, помнитъ, какъ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • реклама — Обезличенная оплачиваемая передача через средства массовой информации или иные коммуникационные каналы сведений о товарах, услугах или идеях, предлагаемых представляемыми спонсорами. Кортлэнд Л. Бове, Уильям Ф. Аренс, «Современная реклама»… …   Справочник технического переводчика

  • Реклама — По существу. реклама является попыткой изменить поведение потребителя. Исследования установили, что такое изменение более вероятно, когда рекламная информация содержит привлекательные образы наряду с элементами компетентности и авторитета.… …   Большая психологическая энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»